СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Наталья ОЛЕЙНИК | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 23 октября 2015В своей практике каждый учитель сталкивается с вопросом, что необходимо сделать, чтобы учащиеся могли свободно общаться на английском языке. Какие задания использовать, чтобы помочь учащимся? Мне бы хотелось поделиться некоторыми из них.
Eventually every English teacher faces the question how it is better to teach speaking. What activities should we use to help our learners speak English fluently? I would like to share some of them.
настроение: деятельное
ключевые слова: обучение говорению, речевые ситуации, естественная речевая коммуникация, активизация речевой деятельности
город: Советск, Калининградская обл.
В наши дни целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативных умений и навыков учащихся, то есть практическое овладение иностранным языком. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность. Результатом этого должно стать достижение определенного уровня владения языком, позволяющего использовать его для устного и письменного общения. Для современного обучения иностранным языкам необходимо создание оптимальных условий, чтобы сделать этот процесс содержательным, эффективным и интересным для учащихся.
Основной проблемой при изучении английского языка является неумение учащихся употреблять полученные знания в ситуации реального общения. Следовательно, возникает необходимость создания естественной речевой ситуации. Речевая (коммуникативная) ситуация — это создание таких обстоятельств, которые вызывают необходимость использовать устное высказывание с целью взаимного влияния двух или нескольких сторон в ходе общения друг с другом.
Итак, какие речевые ситуации необходимо создать и какие задания использовать учителю, чтобы урок остался в памяти ученика, а полученные знания можно было использовать в дальнейшей языковой практике?
Используемые задания и созданные речевые ситуации должны:
- быть удобны в применении в больших и малых группах;
- подходить к используемым учителем УМК;
- не требовать больших технических затрат при их подготовке;
- быть ситуативно обусловленными, вызывать желание высказаться;
- быть предельно понятны учащимся;
- воспитывать внимательное отношение к одноклассникам, инициативность и умение работать в команде;
- повышать мотивацию к обучению;
- вызывать интерес и желание хорошо выполнить задание.
При обучении говорению учащиеся (в парах или группах) должны четко понимать, что они делают, иначе большая часть времени будет потрачена впустую. Как бы четко вы не объяснили задание, всегда есть смысл повторить его еще раз. Учащиеся должны принимать активное участие в процессе обучения и познания: задавать вопросы, исследовать закономерности изучаемого языка. Для создания мотивации на уроке важным и необходимым для каждого учащегося является предоставление возможности сообщить одноклассникам что-то значимое.
Вот некоторые примеры речевых заданий, которые могут быть использованы при работе с УМК «Английский в фокусе» для 5 класса.
Тема: Страны / Countries
(данное задание может быть использовано в учебнике «Английский в фокусе» для 5 класса, модуль 2)
Используемый языковой материал: название стран.
Структуры:
Where is ________?
It’s in______________.
Which country is/are _____________(s) from?
He/she/it is from____________.
They’re from_______________.
Наглядный материал: листочки бумаги для каждого ученика.
Необходимо заранее: подготовить названия шести городов, шести видов еды, имена шести известных людей.
Необходимое время: 30 минут
- На доске необходимо подготовить вопросы:
Where is Paris?Rome?Moscow?Which country is pizza from?are hot dogs from?Which country is Mickey Mouse from? - Разделите учащихся на группы из трех человек. Каждому раздайте заранее подготовленные листочки для записей. Первый участник группы должен написать название города, второй — название еды, третий — имя известного человека.
- Попросите учащихся сложить листки с вопросами лицом вниз, перемешав их.
- Учащиеся берут вопросы из стопки и задают их своим партнерам. Тот, кто первым ответит правильно, получает лист с вопросом. Выигрывает тот, кто наберет больше листов.
Тема: Описание комнат в квартире / Rooms in a flat
(данное задание может быть использовано в учебнике «Английский в фокусе» для 5 класса, модуль 3)
Используемый языковой материал: лексические единицы по теме: «Комнаты», предлоги местоположения.
This is the __________.
Here is the ___________.
The ___________ is next to / in front of the______.
Наглядный материал: план квартиры, листочки для каждого ученика.
Необходимое время: 30 минут
- Представьте учащимся план «идеальной» квартиры. Если вы любите готовить, нарисуйте большую кухню, если читать — домашнюю библиотеку. Расскажите ученикам о своей квартире: This is a flat I would like to live in. There is a big kitchen. That is good because I love cooking. I like reading too, and this little room here is my library, where I keep my books, etc.
- Попросите учащихся нарисовать свой план квартиры или дома.
- Разбейте учащихся на пары. Учащиеся должны показать партнеру свой план и рассказать о нем. На доске могут быть подготовлены следующие фразы и предложения:
There is/are_____________(s).This is the ___________.Here’s the __________.The __________ is next to / behind the _____. - Попросите нескольких учащихся описать дом или квартиру своего партнера.
Тема: Части тела / Parts of the body
(данное задание может быть использовано в учебнике «Английский в фокусе» для 5 класса, модуль 4)
Используемый языковой материал: лексические единицы по теме: «Части тела», «Цвета».
Структуры: He/she’s got a ____________ _________.
He/she’s got __________ ____________(s).
His/her _______(s) is/are_______________.
Наглядный материал: два плаката с комическими фигурами, листочки бумаги для каждого ученика.
Необходимое время: 30 минут
- Разделите учащихся на пары, попросите одного учащегоcя отвернуться от доски. Поверните заранее подготовленный плакат с изображением так, чтобы второй участник пары мог хорошо видеть его.
- Попросите второго участника пары описать то, что он видит на плакате, а первого — нарисовать картинку со слов товарища.
- Учащиеся меняются местами, описывают другой плакат.
- Затем каждому из пары вы предоставляете «оригинал», и учащиеся сравнивают свои описания с увиденным. Например: “He’s got big feet, small head and on my drawing he’s got small feet and big head.”
При необходимости, можно картинки на плакатах сделать цветными.
Тема: Еда и напитки / Food and drinks
(данное задание может быть использовано в учебнике «Английский в фокусе» для 5 класса, модуль 8)
Используемый языковой материал: лексические единицы по теме: «Еда и напитки».
Структуры: Do you like ____________?
Very much; quite; not very much, not at all.
Наглядный материал: листочки бумаги для каждого ученика с таблицами.
Необходимое время: 40 минут
- Учитель рисует на доске таблицу.
Do you like…
very much | quite | not very much | bot at all | |
bananas | ||||
burgers | ||||
chocolate | ||||
lemonade | ||||
orange juice |
- Учащиеся должны понимать разницу между very much; quite; not very much, not at all.
- Один из учащихся выходит к доске. Учитель задает ему вопросы: “Do you like bananas?” Ответ должен содержать предложенные учителем слова “Very much”, Not very much”, “Quite” или “Not at all”. При ответе учитель делает пометки в таблице.
- Затем, пригласив второго учащегося, учитель просит его рассказать, что нравится или не нравится предыдущему отвечающему.
- Класс делится на пары. Каждой паре выдается заранее подготовленная таблица. Задавая вопросы, ученики делают пометки в таблице.
- После этого пара учащихся приглашается к доске и рассказывает о предпочтениях в еде или напитках. На доске можно записать следующие предложения:_________ likes_____________very much.He/she quite likes ______________.
He/she doesn’t like_____________ very much.
He/she doesn’t like___________ at all.
Тема: Покупки / Shopping
(данное задание может быть использовано в учебнике «Английский в фокусе» для 5 класса, модуль 3)
Используемый языковой материал: лексические единицы по теме: «Еда и напитки», «Емкости».
Структуры: Have you got any ____________?
Yes, I have. How much/many would you like?
I’d like one/two, etc. bags/tins, etc., please.
Sorry, no I haven’t.
Наглядный материал: 10 видов еды и напитков в упаковке, которые можно заменить картинками /постером, листочки бумаги для каждого ученика.
Необходимое время: 40 минут
- Перед проведением речевого задания не забудьте повторить название всех используемых предметов. Разложите предметы / картинки перед классом.
- Попросите учащихся выбрать пять видов продуктов и составить список. Они также должны написать количество выбранного продукта, например:
- two tins of soup
- a kilo of apples
- Разделите класс на две группы. Первая группа представляет «покупателей», вторая — «продавцов».
- «Покупатели» должны пройти по классу, находя свои товары. При необходимости на доске можно записать следующие фразы:
Have you got any ______?Yes, I have. How many would you like?Sorry, I haven’t got _______.
I’d like one bag(s), please
two tin(s),
bottle(s).
Когда «покупатель» найдет и отметит все указанные в списке товары, он может занять свое место.
- После этого попросите «покупателей» и «продавцов» поменяться ролями.
- Чтобы сделать задание более динамичным, установите лимит времени 5–7 минут и определите лучшего «покупателя».
- Также стоит обратить внимание на использование смыслового ударения в предложениях:
I’d like two tins please.
И использованию интонации в вопросах yes/no:
Have you got any soup?
Пока учащиеся работают в парах или группах, у учителя есть возможность уделить внимание каждому. Какова роль учителя при выполнении речевых заданий?
- Учитель в роли первоисточника. Если некоторые ученики не поняли, как необходимо выполнять задание или у них есть проблемы с использованием изучаемого языка, учителю необходимо им помочь. Если данная проблема возникла у большинства учащихся, будет полезно остановить выполнение задания, объяснить его еще раз и начать заново.
- Учитель в роли контролера. При выполнении речевых заданий неизбежен шум. Необходимо успокоить учеников и следить за тем, чтобы при выполнении задания они говорили только по-английски.
- Учитель в роли эксперта. Выполнение речевых заданий дает учителю возможность оценить как прогресс всего класса, так и успехи отдельных учеников. Важно не прерывать речь учащихся, так как это может повлиять на беглость и плавность речи, и ребята могут потерять уверенность в себе. Следует фиксировать ошибки, делая пометки в письменной форме.
Необходимо прокомментировать выполнение задания, указав степень успешности его выполнения. Если при его выполнении возникли грамматические или лексические ошибки, лучше записать их на доске, чтобы учащиеся могли наглядно увидеть свои недочеты. Если одинаковые ошибки были допущены большинством учащихся, нужно объяснить пройденный материал еще раз.
Таким образом, использование различных речевых ситуаций на уроках английского языка позволяет придать речи характер естественной речевой коммуникации, последовательно усложнять и вносить разнообразие в учебно-речевые действия, активизировать речевую деятельность учащихся по всем аспектам, обеспечивать повторяемость усвоенного лексико-грамматического материала.