«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ

Пятница 27 ноября 2015

В период интеграции России в мировое сообщество в условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов, терроризма и экстремистских появлений в молодежной среде, а также усиления влияния глобальных проблем современного мира на всё человечество перед педагогической наукой и практикой остро встала проблема воспитания глобально ориентированной, высоко нравственной, патриотической личности.

настроение: жизнеутверждающее

ключевые слова: кросс-культурная грамотность, воспитание высоко нравственной патриотической личности,
информационно-коммуникационная и технология международных школьных проектов, развитие УУД, участие в международных школьных проектах

город: Новоуральск, Свердловская обл.

В период интеграции России в мировое сообщество в условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов, терроризма и экстремистских появлений в молодежной среде, а также усиления влияния глобальных проблем современного мира на все человечество, перед педагогической наукой и практикой остро встала проблема воспитания глобально-ориентированной, высоконравственной, патриотической личности.

Одной из составляющих характеристики глобально-ориентированной личности является кросс-культурная грамотность[1]. Как известно, ее формирование зависит от воспитания интереса и уважения к культурам разных народов нашей планеты. Необходимо формировать не только открытость разным культурам, умение вести «диалог культур», но и формировать национальное самосознание, воспитывать настоящих патриотов своей страны.

Проблема формирования кросс-культурной грамотности и высоконравственной, патриотической личности приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами в обществе, как интеграция нашей страны в мировое сообщество, открытие границ, культурные обмены. В связи с этим, возрастает воспитательная роль современного педагога, классного руководителя в деле формирования и воспитания патриотов современного российского общества.

В Программе президентской инициативы по модернизации системы образования «Новая школа» говорится, что важнейшими качествами личности в мире XXI века, становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, а школа является критически важным элементом в этом процессе. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). В формировании всех видов УУД мне помогают информационно-коммуникационная технология и технология международных школьных проектов, внедренные в воспитательный процесс, которые способствуют формированию и развитию таких метапредметных навыков и умений как:

  • формирование и развитие компетентности в области использования современных информационно-коммуникационных технологий;

в процессе выполнения проектных заданий:

  • самостоятельно определять цели деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • умение планировать и регулировать свою творческую деятельность.


Особая роль в моей воспитательной деятельности отводится организации и выполнению международных школьных проектов. Сегодня, в век глобализации и межкультурной коммуникации, все проще и проще становится найти и выразить себя. Существует огромное количество международных проектов, в которых любой учащийся, владеющий английским языком, может принять участие, в основном они все направлены на исследование культурного наследия разных стран, социальных и экологических проблем. Возможности использования интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. Так я узнала о существовании международного образовательного сайта Британского Совета https://schoolsonline.britishcouncil.org/Global-Gateway.

Шаг первый: зарегистрируйся на сайте и найди партнера школе. Мы зарегистрировали нашу школу на сайте. С помощью интерактивных карт нашли школу-партнера по ссылке и вошли в контакт.

Шаг второй: начни разговор. Как только наша школа зарегистрировалась, мы присоединились к форумам сайта, чтобы узнать больше.

Шаг третий: поделись своими целями обучения. Пользуясь онлайн ресурсами, создавали совместные образовательные проекты.

Шаг четвертый: получи признание. Получи международную школьную премию.


_____________________________________________________________________________

Примечание: сайт Global Gateway был создан в 2005 году при поддержке Британского Совета и действует от имени Департамента по делам детей, школ и семей. В настоящее время установил более 4000 постоянных партнерств между школами в Великобритании и другими странами. Британский Совет поддерживает и аккредитует  сотрудничество между школами и сторонниками глобального гражданства для молодых людей.

Международная школьная премия (МШП) — признание школьных достижений в области воспитания «гражданина мира». МШП существует в рамках аккредитации Британского Совета для школ. Это первый проект, в котором британская награда выдается школам других стран.

_________________________________________________________________________________________

За последние шесть лет мои ученики приняли участие в следующих международных проектах:

  1. «Рождество и Новый Год»

Суть проекта: изготовить Новогодние и Рождественские открытки для ребят из Великобритании, США, Канады, Таиланда, отражающие аспекты национальной культуры или жизни своей страны (пейзаж, национальная кухня, элементы национальной одежды и т. д.).

  1. «Вокруг Света в 80 фотографий»

Суть проекта: каждая из этих школ-участниц должна была приготовить фоторепортажи о своей школьной жизни по следующим темам: окрестности школы, уроки, в раздевалке, на перемене, в столовой, школьные традиции и праздники.

В процессе выполнения данных проектов в полной мере раскрылось определение кросс-культурной грамотности, данное А. Г. Лапшиным: «это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов».

Творческая работа (продукт проекта): 4 CD с фоторепортажем о школьной жизни новоуральских школьников для ребят из Шотландии, США, Канады и Таиланда.

  1. Экологический проект

Проект заключался в изготовлении экологических плакатов для Шотландской школы, которая имеет официальный статус экологической “eco friendly school”. В дальнейшем русские эко-постеры приняли участие в международной экологической выставке в Шотландии. Плакаты наших ребят сейчас украшают стены Шотландской школы.

  1. Проект «Бернс-Пушкин» проходил в три этапа.

Данный проект позволил учащимся России и Шотландии узнать о величайших национальных поэтах обеих стран, познакомиться с их творчеством через призму восприятия самих школьников, а моим учащимся — еще и принять заочное участие в праздновании дня Роберта Бернса.

Работа в вышеупомянутых проектах способствовала не только повышению их кросс-культурной грамотности, развитию творческих способностей, но и позволила узнать много нового и интересного о культурных традициях стран-участниц проектов, напрямую знакомясь с образцами зарубежной литературы и школьным бытом зарубежных школьников, способствовала формированию экологического мышления, патриотизма, уважения к своему народу и гордости за родную страну.

Творческая работа (продукт проекта): иллюстрированные открытки, посвященные творчеству А. С. Пушкина, с отрывками его стихотворений на английском языке, постеры с изображениями Пушкина и Бернса, национальных шотландских блюд.

Далее мы вышли на качественно новый уровень, вступив в два крупных проекта совместно со странами Южной Азии (Бангладеш, Шри-Ланка и Афганистан) в рамках официальной программы Британского Совета “Connecting classrooms”.

5.“Culture in a box” («Культура в посылке») и

  1. Rivers” («Реки»). Особенность этих проектов также в том, что они являются межпредметными, т. к. осуществляются совместно с учителями МХК и географии. Для реализации данных проектов необходимо, предварительно зарегистрировавшись на сайте “Global Gateway”, запросить проектное пространство (project space) в режиме онлайн, где поэтапно выкладывается вся работа творческих групп школьников из стран-участниц данного проекта, происходит знакомство и общение школьников и руководителей проекта.

В результате этого проекта страны-партнеры обмениваются посылками («культурными коробками»), содержащими 10 предметов, наиболее ярко представляющими и характеризующими свою страну. Выбирая предметы для посылки, ребята показывают, с чем они ассоциируют родную страну, и хотят, чтобы так ее видели и представляли школьники других стран. Данный проект позволяет школьникам подумать о предметах, культурных ценностях, которые на их взгляд, наилучшим образом представляют родную страну. Исследуя предметы, полученные от школ-партнеров из других стран, наши школьники получают уникальную возможность исследовать инородную культуру, заглянуть вовнутрь.

Проект отвечает принципам географической, гражданской и патриотической концепций. Исследуя сходство и разнообразие различий в географическом местоположении, окружающей среде, культурных традициях, религии, у школьников происходит процесс понимания и принятия инородной культуры, общества, экономики, с одной стороны, и развивается чувство гражданской идентичности, принадлежности, «сопричастности» к родной культуре, с другой. Это способствует формированию и развитию патриотических чувств, национального самосознания и гордости за свой край, прошлое и настоящее родной страны (личностные результаты).

В процессе исследовательской работы по обнаружению сходства и различий у учащихся формируется:

  • положительное отношение к этим самым отличиям;
  • национальное самосознание, чувство гордости и патриотизма за национальные ценности и культурное наследие родной страны;
  • навыки работы в команде через обсуждение, согласованность действий, компромисс и созидание во имя общих целей;
  • креативное мышление — генерирование идей (мозговой шторм) и исследование возможностей;
  • способность к самооцениванию;
  • лидерские качества и навыки работы в команде;
  • навыки самоуправления: проявляется настойчивость и инициатива в рамках каждой творческой группы на пути к достижению общей цели. Детям дается уникальная возможность участвовать в глобальном сотрудничестве. Продуктами работы по данному проекту явилось создание видеоролика для международного сайта “Global Gateway” и буклетов на английском языке, презентующих работу нашей творческой группы и ценности русской национальной культуры.
  1. Проект “Rivers”

Это межпредметный кросс-культурный проект (география, английский язык). Суть проекта: обмен информацией об истории, географическом положении, флоре и фауне, чистоте, наличия навигации исследуемых рек с использованием фотографий, рисунков, географических карт и презентациями о реках своей страны: местной реки и самой известной реки в стране. Мы выбрали Чусовую и Волгу. Результатом работы учащихся в проекте явилось создание презентации “Volga” на английском языке. Все фотоматериалы и презентации, созданные школами-партнерами, выкладываются на сайте и доступны для всех участников проекта.

  1. Проект «Города от А до Я»

В результате этого проекта шотландские и новоуральские школьники обменялись буклетами о своих родных городах “Wick from A to Z” и «Новоуральск от А до Я», изготовленными самими учащимися.

Суть проекта: страны-партнеры создают буклеты, презентующие основные достопримечательности, культурные, географические, спортивные объекты, улицы, парки, памятники культуры, места досуга и отдыха названия которых начинаются на какую-либо букву алфавита («Б» — Аллея Боевой Славы, «В» — Висячий Камень, «И» —памятник воинам-интернационалистам, «Х» — Храм Серафима Саровского и т. д.) с кратким описанием объекта на русском и английском языках (с нашей стороны) и английском (с шотландской), содержащими фото, сделанные самими школьниками, и описания достопримечательностей городов. Выбирая культурные, архитектурные, исторические, географические объекты, ребята показывают, с чем они ассоциируют свой город и хотят, чтобы так его видели и представляли школьники других стран.

Творческая работа (продукт проекта): два буклета «Новоуральск от А до Я» на русском и английском языках.

Знакомясь с городами таким образом, школьники получают уникальную возможность исследовать другую культуру через призму восприятия самих школьников. В этом плане, опыт обмена информацией уникален, т. к. ребята представляют свое видение значимых с их точки зрения объектов и их описание.

  1. Межпредметный кросс-культурный проект «Календарь 2016 — городской калейдоскоп».

Суть проекта: изготовление настенного перекидного календаря, в котором названия месяцев составлены из букв, взятых из вывесок, табличек названий магазинов, банков, улиц, аллей, памятников, уличных граффити и проч. Ребята ходят по городу и фотографируют вывески или отдельные буквы из названий городских объектов. Впоследствии из этих букв складываются названия месяцев. Каждая страничка календаря дополнительно украшается фото с достопримечательностями города, а также краткими пояснениями на английском языке, с какого объекта взята данная буква ( «И» — с памятника воинам-Интернационалистам, «А» — аптека и т. д.). Календарь также содержит основные праздники, отмечаемые в нашей стране (День Победы, Новый Год, Рождество, 23 февраля, День Защитников Отечества и т. д.).

Участие в данных проектах позволяет не только по-новому взглянуть на родной город через изучение и исследование его исторического и культурного наследия, обогащая, таким образом, свой социокультурный и кросс-культурный потенциал, но и познакомить зарубежных друзей со своим городом, его достопримечательностями, культурными традициями города и страны, продемонстрировать открытость другим культурам, умение вести «диалог культур» и формировать национальное самосознание, чувство патриотизма и гордости за родной город, край, страну.

[links&resources]

1. Копылов П. А. Кросс-культурная грамотность как фактор формирования толерантности учащихся школы искусств. Тамбов, 2006.


2. Нестеров Д. В. Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий. Ярославль, 2003.

3. Шахназарова А. А. Методы формирования кросс-культурной компетентности в процессе исследовательского обучения иностранному языку. Москва, 2012.
4. www.bologna.spbu.ru
5. www.bologna.ntf.ru
6. http://www.britishcouncil.ru/

[1] Кросс-культурная грамотность — это личностное качество человека, формирующееся посредством проникновения в чужую культуру, наследие, традицию, историю, этимологию; это коммуникативные умения учеников, проявляющиеся в процессе обмена культурного опыта с гражданами другой страны.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.