ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Автор: Юлия ЧЕРНУХИНА | Рубрика: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Понедельник 16 ноября 2015Одним из наиболее эффективных интерактивных средств обучения по достижению метапредметных результатов является «Интерактивный плакат».
настроение: позитивное
ключевые слова: регулятивные УУД, интерактивный плакат, современный урок английского языка
город: Ульяновск
В связи с внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов, реализация развивающего потенциала суворовцев приобретает особое значение. Актуальной проблемой становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин [3; c. 6].
Обучение иностранному языку является одним из важных направлений модернизации современного школьного образования и военного образования в частности. Обществу XXI века требуются люди, владеющие языком на практическом уровне, основы чего, несомненно, закладываются в школе. Первостепенной задачей преподавателя иностранного языка является формирование мотивации изучения языка и развития коммуникативной компетенции в межличностном общении.
Английский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает суворовцам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование кадетами своей учебной деятельности. Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся, необходимо менять виды учебной деятельности на уроках английского языка. Доказана эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. При этом важно научить суворовцев регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо продолжать учить суворовцев прогнозировать свои результаты. При положительном результате у них появляются позитивные эмоции, повышается самооценка.
Сочетание традиционных методов формирования учебной мотивации с использованием средств ИКТ на уроках английского языка позволяет доходчиво излагать материал, экономить время для речевой практики, организовывать разные формы работ, активизировать внимание, повышать творческий потенциал суворовца, осуществлять разные виды контроля.
Согласно образовательным стандартам общего образования, информационно-образовательная среда общеобразовательной организации должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде [1; c.15].
Одним из наиболее эффективных для достижения метапредметных результатов интерактивных средств обучения является интерактивный плакат. В первую очередь, это электронное образовательное средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на управляющие действия пользователя. В интерактивном плакате используются различные элементы: ссылки, кнопки перехода, области ввода данных и др., которые обеспечивают возможность взаимодействия пользователя и содержания плаката.
Создавать интерактивные плакаты можно в различных средах: от “PowerPoint” до специально созданных для этого онлайн-сервисов, например, “Prezi”.
“Prezi” — сервис для создания интерактивных презентаций, в котором можно весь материал свернуть в одну картинку, и, увеличив тот или иной слайд, сделать акцент на определенном тексте, слове, изображении. Можно добавлять текст, видео, фото, флеш-файлы. Возможна коллективная работа, встраивание на страницы сайта, блога.
Учебный интерактивный плакат может соответствовать определенной теме, не только раскрывая ее, но и позволяя в какой-то мере проверять ее усвоение. Интерактивный плакат должен соответствовать возрастным особенностям обучающихся, иметь простую и удобную навигацию.
Главная задача интерактивного плаката — обеспечить высокий уровень наглядности, причем информация предъявляется не сразу, а раскрывается в соответствии с действиями пользователя, что, помимо всего прочего, позволяет варьировать глубину погружения в тему.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий предлагаются следующие задания [2;c.11]:
Типовые задачи (задания) |
|
Целеполагание | Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь) …?» |
Планирование | «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?» |
Осуществление учебных действий | «Допиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова, выделение двусложных и трехсложных слов |
Прогнозирование | «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно ли знать … для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?», «Прочитай начало рассказа и придумай продолжение», «Посмотри часть картины и предположи, что изображено на полотне» |
Контроль и самоконтроль | Задания типа «Одноклассник сказал … . Проверь, прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать, что … ?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю», «Проверь вывод по …» |
Коррекция | «Установи правильный порядок предложений в тексте» |
Оценка | «Герои выполнили задание. Оцени их работу…», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то, что …», «Мне было интересно …», «Мне показалось важным, что …», «Для меня было открытием, что …», «Сегодня мне было трудно …» |
Саморегуляция | «Прочитай зашифрованное слово, выполнив ряд заданий», тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три — слушай и смотри! Три, два, раз — мы начнем сейчас!». |
Использование интерактивных средств обучения способствует формированию регулятивных УУД: способности к самообучению; навыков самостоятельной работы по овладению языком, рациональных навыков овладения ИЯ; развитию языковых и речемыслительных способностей; адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи; развитию мышления, памяти, восприятия, воображения.
[links&resources]
1. Зубов А. В. Методика применения информационных технология в обучении иностранным языкам: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Зубов, И.И.Зубова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 144 с.
2. Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. — С. 11–12.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под редакцией А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 160 с.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 59 с.
Приложение
План-конспект урока английского языка в 6 классе по теме «Как пройти…? Ориентация в городе»
Цели урока для педагога: создать условия и возможности, позволяющие суворовцам применять изученный материал по теме: «Виды транспорта, правила дорожного движения, дорожные знаки» в практической деятельности
Цели урока для обучающегося: научиться спрашивать и объяснять дорогу
Используемая технология: информационно-коммуникационная
Тип урока: комплексного применения знаний и умений
Планируемые результаты:
Личностные | Осознавать ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоить правила поведения на транспорте и на дорогах. | |
Метапредметные | Познавательные | Находить информацию, необходимую для решения жизненных и учебных задач в различных источниках (в том числе с помощью ИКТ). |
Регулятивные | Планировать деятельность, находить средства достижения цели в группе. | |
Коммуникативные | Составлять монологическое и диалогическое высказывание, оказывать помощь в сотрудничестве. | |
Предметные | Знания: лексические единицы по темам: «Виды транспорта», «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки».
Умения: выражать способность, разрешение, запрещение при помощи глагола can/can’t. |
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУВОРОВЦЕВ |
Этап 1. Создание проблемной ситуации, мотивация учебной деятельности,
совместная постановка целей и задач |
|
Приветствует суворовцев, предлагает поздороваться с гостями.
Предъявляет текст, задает проблемные вопросы.
Используя вопросы, подводит суворовцев к цели урока. |
Реагируют на реплики преподавателя согласно коммуникативной задаче.
Определяют вид текста, читают его и выдвигают свои версии на вопросы: «Кто автор письма? Что с ним случилось?» Формулируют цели урока. |
Этап 2. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий | |
Организует фонетическую зарядку.
Организует беседу об истории создания светофора.
Проводит игру «Светофор» (согласен / не согласен). Our broken traffic light wants to help you. He has sent you special cards. Questions: · Is it safe to look both ways before crossing the road? · Is it dangerous to run onto the road? · Is it safe to walk down the pavement? · Is it dangerous to lean out of the window? · Is it dangerous to talk to the driver when he is driving a car? Организует групповую работу с планом микрорайона.
· Do you know the names of these streets? Let’s find out. |
Повторяют за диктором английские звуки и слова.
Смотрят видеофрагмент, определяют страну изобретения первого светофора и дату его появления. Отвечают фронтально. Показывают свой ответ при помощи сигнальных карт (зеленая сторона — «Согласен», красная сторона — «Не согласен») Работают в группе, подписывают названия магазинов и учреждений по-английски. |
Этап 3. Самостоятельное выполнение суворовцами заданий | |
Организует игровое упражнение (собрать паззл, на обратной стороне которого представлена карта с указанием улиц на русском языке; необходимо перенести названия улиц на план микрорайона по-английски).
Организует повторение структуры диалога через интерактивное упражнение в программе LearningApps.
|
Работают в парах, собирают паззл, подписывают названия улиц на плане микрорайона.
Один учащийся работает у интерактивной доски, остальные — на раздаточном материале. |
Этап 4. Динамическая пауза | |
Демонстрирует на экране набор иллюстраций «Глаголы движения».
|
Выполняют движения и называют их по-английски. |
Этап 5. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий | |
Организует работу по составлению диалога для решения коммуникативной задачи «Как дойти до сломанного светофора, чтобы починить его?»
Оценивает диалогические навыки суворовцев.
|
Работают в парах, составляют диалог, разыгрывают его по ролям в игровой форме, используя фигурки и план. |
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия | |
Задает вопросы, которые помогут суворовцам установить соответствие полученного результата поставленной цели.
Раздает листы самооценки.
|
Суворовцы отвечают на вопросы.
Заполняют лист самооценки. |
Этап 7. Постановка задания на самоподготовку. Инструктаж по его выполнению | |
Объясняет ход выполнения задания на самоподготовку (письменно составить диалог «Как ты дойдешь от училища до дома друга, который пригласил тебя на день рождения? Адрес друга написан на индивидуальной карточке»). | Получают план микрорайона, карточку, выполняют задание. |