РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСА ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ)
Автор: Марина БАЕВА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Понедельник 21 марта 2016
Сегодня научить маленького человека читать недостаточно. Научить его читать осмысленно – вот важная задача учителя.
Технология продуктивного чтения помогает воспитать грамотного читателя. Уроки в данной технологии могут быть разнообразными по своей структуре и организации.
Today to teach the little man is not enough. To teach him to read intelligently is an important task of the teacher.
Technology of productive reading helps to develop a competent reader. The lessons in this technology can be diverse in their structure and organization.
настроение: деятельностное
ключевые слова: ФГОС, технология продуктивного чтения, этапы урока, эффективные приемы и методы обучения
город: Чехов-2, Московской обл.
Чтение и письмо открывают человеку новый мир,
особенно в наше время, при нынешних успехах разума.
Н.М. Карамзин
Сегодня научить маленького человека читать недостаточно. Научить его читать осмысленно, продуктивно, воспринимать текст, прослеживая причинно-следственные связи — вот важная задача учителя. Технология продуктивного чтения — это технология деятельностного типа, которая помогает воспитать грамотного читателя. Она требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателем.
Восприятие — активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия.
Понимание текста — еще одно важное умение читателя. Именно полноценное для конкретного читателя восприятие и понимание текста и называется основным «продуктом» чтения любого текста.
Теория формирования типа правильной читательской деятельности обеспечивает последовательность естественных для любого читателя шагов при чтении любого текста, включение его в «общение» с автором, глубокое понимание проблемы, обсуждаемой автором. Решение задач литературного образования предполагает сочетание законов психологии, филологии и педагогики и неповторимости их проявления в каждом конкретном тексте.
Чтение и понимание текста одновременно является и целью, и средством в современном образовании.
С позиции структуры читательской деятельности технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель технологии продуктивного чтения — глубокое понимание текста.
Средство — вычитывание содержания, подтекста и концептуальных смыслов в ходе трех этапов работы с любым текстом.
I этап: Работа с текстом до чтения
Цель I этапа — развитие читательского интереса, антиципация, т. е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
На I этапе происходит постановка целей урока с учетом общей учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической готовности учащихся к работе.
Главная задача учителя — мотивировать ребёнка прочитать рассказ, текст, книгу.
II этап: Работа с текстом во время чтения
Цель II этапа — понимание текста и создание его читательской интерпретации, т. е. толкования и оценки текста.
В начале II этапа происходит первичное чтение текста. Это может быть самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
После первичного чтения текста выявляется первичное восприятие с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств (на выбор учителя).
Учащиеся выявляют совпадения своих первоначальных предположений с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Далее текст перечитывается медленно, «вдумчиво» или перечитываются его отдельные фрагменты. После повторного чтения текста — анализ. Приемы могут быть следующие: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов. Это может быть постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части текста, беседа по содержанию текста, обобщение прочитанного или постановка к тексту обобщающих вопросов.
В случае необходимости можно обратиться к отдельным фрагментам текста для детального анализа. И только после этого можно прочитать текст выразительно вслух, обрабатывая произношение, смысловое ударение, скорость чтения.
Главная задача учителя — обеспечить полноценное восприятие текста.
III этап: Работа с текстом после чтения
Цель III этапа — корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача учителя — обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.
На III этапе идет обсуждение текста, так называемая концептуальная (смысловая) беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Ребёнок учится правильно интерпретировать и обоснованно оценивать произведение, соотносит свое восприятие с авторской позицией.
Идет выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
На данном этапе возможно знакомство с творчеством писателя, его произведениями, планами.
Мы опять возвращаемся к заглавию и обсуждаем смысл заглавия. Также идет обращение учащихся к готовым иллюстрациям, соотнесение видения художника с читательским представлением.
В качестве домашнего задания возможно выполнение творческих заданий: составление плана произведения, продолжение рассказа, выполнение заданий по изготовлению иллюстраций. Возможна драматизация сказок в начальной школе, диалогов в средней школе, организация дебатов в старшей школе.
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Рассмотрим действия учителя и деятельность учащихся на уроке работы с текстом.
ЭТАПЫ УРОКА:
Организационный момент
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Общая готовность детей к уроку | Проверка готовности | Самоконтроль готовности |
2. Концентрация внимания детей | Выбор эффективного приема концентрации внимания | Реакция на учителя, внимание |
3. Общий план действий | Наличие общей установки на урок | Самоопределение: · знаю, что буду делать; · понимаю, хочу делать; · думаю, что смогу сделать. |
Примеры организованного начала урока, помогающие привлечь внимание ученика и пробудить в нем любопытство:
- Спокойная музыка;
- Девиз, речевка, пословица, соответствующая теме урока;
- Картинка (картинки), привлекающая внимание и соответствующая теме урока (можно с юмором) и т.д.
- Работа с текстом до чтения
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Проверка домашнего задания | Выбор способа проверки. Самооценка и самоконтроль | Свободное владение знакомым материалом. Умение работать самостоятельно, в парах, группах |
2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока | Точность подобранных заданий. Способ постановки темы, проблемы урока | Умение зафиксировать затруднение, сформулировать тему урока |
3. Антиципация чтения | Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование содержания | Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста |
4. Появление целей урока | Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе | Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста |
На подготовительном этапе можно предложить следующие виды упражнений:
- Работа по актуализации лексики в виде составления слов из частей. На отдельных листочках части слов; предлагается найти к началу слова окончание. Таким образом, ученики случайным образом составляют пары для дальнейшей работы.
- Решение кроссворда с лексикой по теме.
- Обсуждение иллюстраций, демонстрирующих лексику по теме текста.
- Обсуждение названия текста, антиципация и т.д.
- Работа с текстом во время чтения
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Первичное чтение текста | Выбор вида первичного чтения.
Выбор способа выявления первичного восприятия. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы. |
Самостоятельное чтение, чтение-слушание.
Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, ее адекватность тексту. Умение выразить свои чувства. Проверка своих предположений |
2. Перечитывание текста | Организация вдумчивого чтения, вычитывание подтекста | Умение включаться в диалог с автором. Отвечать на вопросы учителя. Аргументировать свою точку зрения |
3.Беседа по содержанию | Обобщение прочитанного. Отработка выразительного чтения | Умение отвечать развернуто. Умение определить тему текста |
Непосредственно чтение состоит из первичного чтения (эту работу можно организовать в парах) и вдумчивого чтения, которое можно выполнять как индивидуально, так и в парах.
Здесь возможны разнообразные приемы:
- Восстановление целостности текста из его частей.
- Подбор иллюстраций в правильной последовательности, соответствующей содержанию текста.
- Обсуждение текста и ответы на общие или специальные вопросы по тексту.
- Подтверждение правильности высказывания: задание на True, False,
Not Stated.
- Задания на Multiple choice.
- Задания на Vocabulary matching.
- Задания на Word definitions.
- Задания на Gap fill.
- Задания на Transformation exercises.
И только после вдумчивой работы с текстом предлагается прочитать его выразительно вслух.
- Работа с текстом после чтения
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Концептуальная беседа по тексту | Постановка проблемного вопроса к тексту | Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, умение корректировать свою точку зрения |
2. Знакомство с писателем | Организация беседы о личности писателя. Работа с независимыми источниками | Умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного. Работа с дополнительными источниками |
3. Работа с заглавием, иллюстрациями | Обсуждение смысла названия. Обращение к иллюстрациям | Определение идеи названия. Соотнесение текста с иллюстрациями, свой взгляд |
4. Творческие задания | Выбор творческого задания | Выполнение задания самостоятельно, в паре, в группе |
После обсуждения текста обязательно нужно вернуться к началу работы и проверить, верны ли предположения, которые были сделаны из анализа названия и иллюстраций.
Художественный текст, сказку, диалог можно драматизировать, пересказать от лица различных персонажей, нарисовать иллюстрации к эпизодам, которые произвели набольшее впечатление.
Подведение итогов урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности. Повторение «нового знания». Организация подведения итогов урока учащимися | Оценка и рефлексия собственной деятельности: «Сегодня я научился …», «Я еще не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …»
Перечисление своих действий: читали рассказ автора …, название произведения …, проблема, обсуждаемая в тексте … Демонстрация главного итога |
Домашнее задание
Выбор домашнего задания зависит от результатов урока, от целей следующего урока. Домашнее задание должно носить дифференцированный и индивидуальный характер, учитывающий деятельность учащихся на уроке, их способности и возможности.
Это может быть:
- исследовательское, поисковое задание;
- самостоятельное чтение текста;
- задание в учебной тетради;
- заучивание наизусть;
- работа по развитию речи.
Достижение планируемых результатов можно отслеживать и фиксировать в учетных таблицах. Например:
Качество формирования УУД
№ п/п | ФИО учащегося | Умение читать с пониманием | |||||
Опреде- ляет тему текс- та |
Задает и отвечает на вопросы по содер- жанию |
Выделяет главных героев | Воспроиз- водит отдельные эпизоды |
Отмечает непонят- ные слова и приме- няет языковую догадку |
Одно- сложно передает смысл прочитан- ного |
||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 |
Получаемая информация служит для анализа индивидуальной динамики, а также степени сформированности учебных действий в целом у класса, что позволяет целенаправленно организовывать их формирование, вносить необходимые коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.
Опора на технологию продуктивного чтения не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
[links&resources]
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Иностранный язык. — М. : Просвещение, 2010. http://standart.edu.ru/catalog/aspx?catalogId=2626
2. Примерные программы основного общего образования. Иностранные языки. — М. : Просвещение, 2009. — 144с.
3. Образовательные технологии: сб. мат. — М. : Баласс, 2012. — 160 с.