ПИШЕМ ЭССЕ ПО ЗАКОНАМ ЖАНРА
Автор: Радислав МИЛЬРУД | Рубрика: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ Понедельник 28 марта 2016В статье рассматривается актуальная проблема обучения учащихся письменному рассуждению в жанре эссе. Новизна решения этой проблемы обусловлена тем, что впервые публикуется пособие для обучению учащихся написанию эссе с электронным тренажером. Используется авторская технология формирования у школьников умений письменного рассуждения через педагогическое управление этим процессом путём постепенного снятия опор.
The article considers a widely discussed problem of teaching students writing skill as reasoning process in the genre of an essay. The novelty of the suggested solution to this problem lies in the fact that a manual for teaching students writing an essay with an electronic simulator is published for the first time. Original technology of teaching students reasoning skills in writing through pedagogical management of this process and gradual removal of supports is shown.
настроение: экспериментальное
ключевые слова: эссе, умения письменного рассуждения, электронный тренажер, единый государственный экзамен, «Звездный английский»
город: Тамбов
Эссе как жанр
Эссе отличается от других литературных жанров малых форм тем, что представляет собой письменное рассуждение, в котором получает развитие авторский тезис.
В практике литературного творчества существует несколько видов эссе:
- описательное (descriptive essay) — простое описание, анализ, систематизация, выявление сходств и различий);
- объясняющее (expository essay) — выявление причинно-следственных зависимостей в анализируемых данных;
- инструктирующее (process essay) — ознакомление со способами деятельности в той или иной ситуации;
- повествующее (narrative) — реконструирующее ход событий, которые имели место;
- убеждающее (persuasive / argumentative) — выражение своего мнения по поводу проблемы, сопоставление позиций «за» и «против».
Какой бы вид эссе не создавался автором, этот жанр предполагает письменное рассуждение и постепенное приближение к окончательному, хорошо аргументированному выводу.
Эссе как продукт мыслительной деятельности
Поскольку создание эссе есть процесс письменного рассуждения, этот жанр, по сути, представляет собой «размышление на бумаге». Соотношение затрат времени на мыслительную деятельность и запись мысли можно условно представить следующим образом (на материале хронометрического наблюдения за учащимися):
Общее время работы над эссе составляло приблизительно 40 минут, включая среднее время разработки идеи и планирования — 9 минут, подготовки первого черновика — 8 минут, написания второго черновика — 7 минут, редактирования итогового текста — 6 минут. Паузы, необходимые для размышления молча и вслух, а также время для проверки итогового текста заняли приблизительно 10 минут.
Хронометраж показал важность мыслительного этапа в работе над содержанием и формой эссе — жанра, где главным является доказательная разработка исходного тезиса с убедительным авторским заключением.
Отличие эссе от письменного сообщения
Эссе и письменное сообщение отличаются друг от друга не только итоговым текстом, но и заголовком. Например, заголовок «Online shopping is not secure and should be avoided» предполагает субъективные рассуждения автора, подкрепленные доступными ему доказательствами. Такой заголовок, скорее всего, относится к эссе. Другой заголовок, «Online shopping theft is putting customers at risk», обещает читателю некую статистическую информацию, результаты опроса покупателей или менеджеров онлайн-магазинов. За таким заголовком с большой долей вероятности следует письменное сообщение с элементами анализа.
Покажем отличия эссе и сообщения более наглядно:
Эссе | Сообщение | |
Коммуникативная цель | Доказать тезис | Сообщить информацию |
Организация текста | Тезис — аргументы — доказанный тезис | Тема — детали — обобщение |
Функция высказывания | Субъективные рассуждения и выводы | Объективные факты, детали и подробности |
Источники идей | Опыт, стереотипы, цитаты, предположения | Наблюдения, объекты, явления, события |
Использование языка | Академический стиль рассуждения и логики | Репортерский стиль сообщения и анализа |
Из приведенной таблицы видно, что эссе (письменное рассуждение) и письменное сообщение отличаются друг от друга по своей коммуникативной цели, организации текста вокруг тезиса (эссе) и темы (сообщение), субъективности и объективности высказываемых мыслей в эссе и сообщении, источникам идей, используемом академическом или репортерском стиле. В эссе главное — личностная позиция, а объективные данные играют вспомогательную роль. В письменном сообщении главное — объективная информация, а личностная позиция автора второстепенна.
Аргументация в эссе
Поскольку в эссе выражается субъективная позиция автора, используемые аргументы могут как бесспорно признаваться читателем, так и вызывать сомнение, несогласие и возражение.
В методической литературе поддерживаются следующие способы подкрепления автором своей позиции в эссе:
- логические умозаключения (часто),
- жизненные примеры (нередко),
- известные высказывания (по мере доступности),
- научные факты (иногда),
- предположения и допущения (возможно),
- игра воображения (редко),
- интуиция автора (в исключительных случаях).
Анализ способов аргументации (подкрепления авторских взглядов) в эссе дает основание для вывода о том, что самым распространенным способом доказать основательность своей позиции является логика, жизненные примеры, авторитетные суждения, а также известные научные факты. В эссе-мнении автор имеет право высказывать свои предположения, обращаться к собственной фантазии и даже полагаться на интуицию. Следует подчеркнуть, что при использовании любого типа аргументации, к автору эссе предъявляется общее требование продемонстрировать соответствующую достигнутому возрасту и полученному образованию личностную зрелость. Требования к эссе как формату тестирования на ЕГЭ, включая структуру, содержание и способы аргументации, известны учителям.
Структура эссе-мнения
Эссе-мнение на ЕГЭ состоит из исходного тезиса с постановкой проблемы, трех доказательных абзацев с выражением противоположных точек зрения и мотивированной критикой иной позиции, заключительного тезиса с утверждением мнения автора.
Исходный и заключительный тезис эссе позволяют четко увидеть проблему и позицию автора в ее решении. Исходный и заключительный тезис образуют логическую рамку доказательных рассуждений автора.
Структуру эссе-мнения можно представить графически:
Абзац 1. Введение в проблему | Существование двух точек зрения на решение проблемы |
Абзац 2 Близкая автору точка зрения | Вводное предложение Аргумент 1. Аргумент 2. Аргумент 3. |
Абзац 3. Иная точка зрения | Вводное предложение Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3 |
Абзац 4 Объяснение причин несогласия автора с иной точкой зрения |
Вводное предложение Иное мнение (кратко) и контраргумент 1 Иное мнение (кратко) и контраргумент 2 Иное мнение (кратко) и контраргумент 3 |
Абзац 5 Заключение с обновленным формулированием точки зрения автора |
Признание существования иных точек зрения (кратко) и окончательное утверждение авторской позиции. |
Примечание: в соответствии с требованиями ЕГЭ, количество аргументов в третьем абзаце может быть сокращено до двух, а в четвертом абзаце допускается 1—2 аргумента.
Требования к количеству слов в эссе
Ограничение количества слов — это важное требование, выполнение которого позволяет проверить умение учащихся организовать свое письменное рассуждение в соответствии с заданным лимитом объема.
Рекомендуемый объем письменного высказывания с элементами рассуждения (эссе) на ЕГЭ составляет 200—250 слов. С учетом допустимого варьирования объема в сторону уменьшения и увеличения на 10%, проверяемый объем текста не может быт меньше 180 слов и не должен превышать 275 слов. Соблюдение заданного объема доказывает, что у учащихся сформировано не только коммуникативное умение доказательно выразить свою мысль, но и развито умение экономного использования языковых знаков.
Конкретизация проблемы эссе
Тема эссе всегда содержит проблему, а письменное рассуждение направлено на ее решение. Для того, чтобы написать эссе, необходимо определить предмет рассуждения, а для этого важно выявить противоречие, заложенное в теме эссе. Таким образом, работа над эссе начинается с определения противоречия, которое будет обсуждаться и разрешаться в ходе авторских рассуждений. Противоречие может быть задано формулировкой темы эссе или формулироваться автором самостоятельно на основе собственного понимания сути проблемы.
Этапы работы над эссе
Этапы работы над эссе следующие:
- разработка авторских идей по теме эссе (prewriting phase) с помощью технологии «мозгового штурма»,
- повышение уровня осведомленности автора эссе по обсуждаемой проблеме для последующего письменного рассуждения с помощью технологий поиска информации, включая использование интернет,
- планирование аргументов и структуры эссе с учетом требование ЕГЭ к организации письменного произведения этого жанра,
- отбор ключевых слов и фраз в соответствии с заданной темой и отобранными аргументами, составляя, таким образом, единую смысловую канву для создаваемого текста,
- подготовку средств логико-смысловой связи текста эссе (connectives), которые обеспечивают плавное течение мысли в тексте.
Индивидуальные познавательные стили учащихся в задании написать эссе
Любое эссе отражает личность автора. Это означает, что в эссе проявляется индивидуальный авторский стиль познавательной деятельности и письменной речи.
Наблюдения за учащимися показывают, что по способу создания письменного произведения речи среди школьников выявляются следующие индивидуальности:
- «фотограф» (фотограф обладает способностью зорко увидеть фрагмент действительности и запечатлеть его),
- «математик» (для математика в задаче должна быть формула, в которую нужно подставить значения и получить безошибочный результат),
- «физик» (физики оперируют данными о массе, скорости и затрачиваемой энергии в единицу времени),
- «программист» (для решения поставленной задачи нужен эффективный алгоритм действий),
- «художник» (для художника эссе — это полотно, на котором из авторских мазков появляется картина).
Поскольку в каждом конкретном ученике есть в большей или меньшей мере и фотограф, и математик, и физик, и программист, и художник, лучше всего позволить учащимся попробовать себя в разных творческих ролях.
Учет индивидуального стиля создания своего эссе состоит в том, что «учащимся-фотографам» на начальном этапе тренировки необходим образцовый текст, для «фотографирования». «Учащимся-математикам» нужны ключевые слова и фразы для того, чтобы можно было подставить эти «значения» в «формулу» эссе. «Учащиеся-физики» лучше справляются с задачей, если им доступен некоторый объем фактической информации по проблеме, который они превращают в «материю эссе» в отведенное количество времени с нужным лимитом слов. «Учащимся-программистам» полезно объяснить рекомендуемый алгоритм деятельности, то есть, последовательность шагов, составляющих «программу письменного рассуждения». «Учащиеся-художники» интуитивно противятся подражанию чужому тексту, как и навязыванию им того или иного алгоритма деятельности. Они предпочитают свободное творчество, даже если рискуют нарушить требования экзамена.
Проверка текста письменного рассуждения (Post—writing phase)
После того, как письменное рассуждение завершено и эссе написано, наступает период проверки текста. Проверяются следующие аспекты письменного произведения:
- формальные признаки (соблюдение лимита слов),
- языковая правильность (орфография, грамматика, пунктуация),
- организация текста (разделение на рекомендуемые абзацы),
- соответствие теме (релевантность ключевых слов и фраз),
- качество аргументов (зрелость, информативность и точность),
- логическая связанность (уместное использование союзов и наречий),
- убедительность вывода (логическое следствие построенного письменного рассуждения).
Названные аспекты анализа письменного рассуждения учащихся позволяют оценить эссе в соответствии с критериями ЕГЭ в следующих областях оценивания: решение коммуникативной задачи, организация текста, лексика, грамматика, орфография и пунктуация (см. демоверсию ЕГЭ).
Автоматическое оценивание эссе (E—rating)
Изучение международного опыта показывает, что делаются попытки разработать систему автоматического оценивания эссе учащихся — automated essay scoring. Имеются технические возможности для оценивания с помощью компьютера таких сторон эссе, как организация текста и его разделение на абзацы (text organization), выделение основных смысловых компонентов письменного дискурса (main points), использование доказательств (supporting ideas), грамматическая правильность письменной речи (grammar), формальные признаки текста (text mechanics), орфографическая корректность (style).
Анализ эффективности автоматического оценивания эссе показал, что, во-первых, результаты «электронного оценщика» (e-rater) могут отличаться от оценки учителя, во-вторых, некоторые выводы компьютерного оценщика остаются недостаточно объяснимыми для пользователя, в-третьих, для окончательной оценки качества текста требуется мнение компетентного специалиста, например, опытного учителя.
Несмотря на то, что баллы электронного оценщика нередко оказываются завышенными по сравнению с учительской оценкой, система компьютерного оценивания эссе, по результатам исследования, помогает улучшить организацию текста, способствует повышению грамотности школьников, приучает их строить свое рассуждение в точном соответствии заданной теме. Все это дает основание для оптимизма в разработке электронных тренажеров, способных эффективно формировать у учащихся умения письменного рассуждения.
Формирование у учащихся умения письменного высказывания с рассуждением с помощью пособия «Пишем эссе»
В пособии «Пишем эссе» (Мильруд Р. П., издательство «Просвещение») используется инновационная авторская технология формирования у учащихся умений письменного высказывания с рассуждением не только с помощью бумажной версии пособия, но и электронного тренажера.
Рассмотрим интерфейс электронного тренажера:
На рабочем поле тренажера есть центральное окно для эссе учащихся. В левой колонке имеются поля для аргументов, которые учащиеся используют в своем эссе. Пространство нижнего поля тренажера предназначено для ключевых слов и фраз. Внизу есть кнопки, с помощью которых можно проверять эссе по всем необходимым параметрам (структура, количество слов, лексика и орфография, частично проверяемая грамматика предложения, соответствие содержания ключевым словам, использованные средства логической связи). Есть также подсказка, где учащиеся могут познакомиться с полезными фразами для своего эссе.
На рисунке показаны результаты проверки количества абзацев и соответствия эссе ранее разработанной структуре аргументов:
В бумажной версии пособия есть пять разделов, изучая которые, учащиеся постепенно учатся писать свое эссе вначале на основе готовых текстов, затем с использованием ключевых слов и фраз, далее, применяя предлагаемая тематическую информация и др. Даются также экзаменационные задания без опор.
Всего в пособии предлагается семьдесят тем и пятьдесят выполненных письменных заданий, которые выпускники могут использовать в качестве примера и улучшить в соответствии с обновляемыми критериями ЕГЭ.
Созданное учащимися самостоятельно или под руководством учителя эссе с помощью электронного тренажера можно сохранить в виде документа. При этом сохраняется не только текст эссе, но и разработанные аргументы и отобранные ключевые слова и фразы. Также с помощью функции сохранения учителю удобно проверять в классе написанное учащимися в качестве домашнего задания эссе по единой для всех теме, с заранее определенными аргументами и ключевыми словами.
В классной работе с электронным тренажером очень удобна интерактивная доска.
Электронный тренажер с автоматическими функциями подсказки и контроля служит удобным дополнением к системе обучения школьников письменному рассуждение в формате ЕГЭ с бумажной версией пособия «Пишем эссе» и УМК «Звездный английский» для 10—11 классов.
Система обучения школьников к письменному рассуждению в УМК «Звездный английский» для 10-11 классов
УМК «Звездный английский» для 10—11 классов в настоящее время полностью переработан с учетом изменений в требованиях, предъявляемых к выпускникам на Едином государственном экзамене по английскому языку. В учебнике имеется обновленная технология для подготовки учащихся к ЕГЭ в целом и к его письменной части в частности.
В учебнике «Звездный английский» 11 (модуль 3) дается общая информация об эссе:
Учащиеся знакомятся с различными способами организации эссе по абзацам (paragraphs):
Допускаемое в учебнике варьирование способов организации абзацев эссе объясняется тем, что требования к структуре эссе на ЕГЭ, отражающие лишь один из возможных вариантов, могут меняться.
Учебник «Звездный английский» предлагает продуманную систему подготовки учащихся к письменному рассуждению в формате эссе. Например, даются полезные модели для построения вводного и заключительного абзаца:
Заметное влияние уделяется формированию у школьников умения составлять и реализовывать план эссе, а также пользоваться средствами логико-смысловой связи:
Обучение учащихся умению письменно рассуждать с УМК «Звездный английский» 10—11 продолжается в течение двух лет. Эта работа предполагает выполнение большого количества практических заданий:
Учитывая то обстоятельство, что учебник «Звездный английский» предназначен для учащихся классов и школ с углубленным изучением английского языка, школьникам предлагаются формы эссе, которые пока еще не включены в содержание ЕГЭ, но широко используются в программе международно признаваемых экзаменов по английскому языку. Примером такого задания является эссе-объяснение (expository essay). В учебнике «Звездный английский» 11 учащиеся осваивают структуру эссе-объяснения по теме «Why there is so much crime in cities?» Новые форматы эссе могут появиться в программе ЕГЭ для учащихся, которым предстоит сдавать этот экзамен на повышенном уровне сложности:
Для формирования у учащихся умения самопроверки, используется список пунктов для контроля школьниками качества своего письменного рассуждения (checklist). Например, для проверки качества эссе может использоваться следующий контрольный список пунктов оценивания:
Умение контроля качества своего письменного рассуждения формируется у учащихся более эффективно, если работа по учебнику подкрепляется возможностями пособия с электронным тренажером «Пишем эссе». Отметим, что в пособии тренируется умение учащихся писать эссе-мнение в существующем формате ЕГЭ.
Заключение
Задача сформировать у школьников умение письменного высказывания с элементами рассуждения является актуальной не только потому, что она обусловлена требованиями ФГОС и соответствующее задание включено в программу ЕГЭ. Главная причина состоит в том, что письменная речь есть важнейший показатель общей культуры человека, признак личной образованности и доказательство готовности к цивилизованному межкультурному диалогу. Жанр эссе требует достаточно высокого уровня авторских размышлений, предполагает наличие личностной позиции, невозможен без сформированного критического мышления и умения доказательно размышлять и утверждать. Умение писать эссе по законам жанра формируется, если для этого есть педагогические условия. Такие условия создаются с помощью УМК «Звездный английский» и нового пособия с электронным тренажером «Пишем эссе».
[links&resources]
1. Баранова К. М., Дули Дж., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. Английский язык. Книга для учащихся. 10 класс: пособие для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. М. : Express Publishing: Просвещение, 2015.
2. Баранова К. М., Дули Дж., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. Английский язык. Книга для учащихся. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. М. : Express Publishing: Просвещение, 2015.
3. Мильруд Р. П. Английский язык. Единый государственный экзамен. Пишем эссе (с электронной программой-тренажером на сайте). М., Просвещение. 2016.
4. Мильруд Р. П., Карамнов А. С. Компетентность учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С. 11—17.
5. Gadd, T. How to Write an Essay. N.Y. On the Mark Press. 2006
6. Shih-Jen Huang. Automated versus Human Scoring: A Case Study in an EFL Context // Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2014. Volume 11. Supplement. 1. P. 149—164