«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ»

Пятница 11 марта 2016


Обучение чтению учащихся 2-4 классов – важный этап изучения английского языка в школе. Но оно не может быть целью каждого урока, а изучается наравне с другими аспектами языка. Обучение чтению проводится с использованием метода «глобального чтения», основанного на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова.

настроение: оптимистическое

ключевые слова: обучение чтению, УМК «Английский в фокусе», образовательный процесс, модульный подход, творческие способности учителя, Spotlight

город: Москва

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения УУД. Поэтому уроки должны строиться по совершенно новой схеме, так как ребенок не может активно развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно это может стать основой формирования его самостоятельности в будущем. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Современному учителю порой нелегко выбрать УМК среди многообразия учебных пособий, допущенных к преподаванию в школе. Хотелось бы обратить внимание коллег-педагогов на УМК «Английский в фокусе», авторами которого являются Н. И. Быкова, Дж. Дули, В. Эванс, М. Д. Поспелова. Данный УМК в полной мере обеспечивает организацию учебного процесса на уровне, отвечающем требованиям новых федеральных стандартов второго поколения. В нашей школе №717 на начальном этапе обучения языку мы используем именно этот УМК.

Данный курс ориентирован в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию к обучению, реализовать возможности ребенка, учесть его потребности и интересы. В рамках реализации ФГОС второго поколения мы рассмотрим обучение чтению на начальном этапе.
Обучение чтению учащихся 2–4 классов — важный этап изучения английского языка в школе. Обучение чтению проводится с использованием метода «глобального чтения», основанного на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова.

Одним из ведущих современных методистов является Е. И. Пассов, который написал ряд работ, посвящённых методике обучения иностранным языкам, речевой деятельности, планированию урока иностранного языка, создал ряд учебно-методических комплексов для изучения немецкого языка. Поскольку в данной работе предполагается рассмотрение обучения технике чтения на базе английского языка, то целесообразно рассмотреть только общие рекомендации, данные Пассовым в своих работах.

«С точки зрения психологии, — пишет О. А. Розов, — чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс деятельности нервной системы человека, характеризующийся громадным объёмом подсознательной и сознательной работы мозга». Умение читать основано на определённых навыках, которые должны быть сформированы в процессе работы в классе и дома. И первый из этих навыков — это «соотнесение зрительного образа речевой единицы с её слухоречедвигательным образом». Сумма этих навыков и составляет технику чтения на начальном этапе.

После тщательного анализа курса учебников Spotlight 2 я условно разделила процесс обучения чтению на три основных этапа: чтение алфавита, накопление зрительного образа слов и практическое применение полученных навыков чтения. Для успешного овладения учениками навыками чтения с использованием методики глобального чтения я пользуюсь тематическими плакатами к учебнику, карточками со звуками и транскрипционными знаками, флэш-картами с изображением изучаемого лексического материала и набором карточек для каждого ученика, а также набором слов, которые отпечатаны крупным шрифтом по каждой теме учебника.

На первом этапе мною ставится задача обучения чтению алфавита, причем особое внимание я уделяю чтению согласных букв и их буквосочетаний, так как именно они в большей степени отвечают за формирование зрительного образа слов и успешное запоминание их чтения. Младшему школьнику гораздо легче прочитать или узнать слово, если он уже умеет хорошо читать согласные буквы. Для этого в учебнике имеются специальные “chants” и видеоматериалы.

Основной принцип этого этапа — многократное повторение изучаемого материала и предоставление возможности каждому учащемуся продемонстрировать полученные знания и навыки. Для этого на уроке опрашивается каждый ученик, а чтобы детям было интересно, задания несколько раз меняются и даются в разной интерпретации. Важно также, чтобы ученики освоили на этом этапе основной метод получения информации: показать пальцем, прослушать, прочитать хором или по одному.

При работе с учащимися младших классов необходимо постоянно поддерживать интерес детей к изучаемому материалу. Здесь следует проводить различные игры с карточками и словами, которые я использую на уроке. На доске написаны согласные буквы, учащиеся читают их хором за учителем, затем берут карточку со словом, читают ее и располагают на доске рядом с соответствующей буквой. Когда все слова размещены на доске, они еще раз прочитываются хором вместе с учителем. Задание может меняться: на доске размещены слова, а ученики читают слово и пишут рядом букву.

Если в группе много учеников, то часть детей берет карточки со словами после их прочтения и выстраивается у доски в цепочку в том порядке, как слова даны в учебнике, а оставшиеся ученики читают эти слова.

На следующем этапе, опираясь на тематику модулей, дети накапливают зрительный образ слов и тренируют чтение отдельных слов. Этот этап в том или ином виде присутствует практически на всех уроках во 2-м классе (в начале урока), а в 3 и 4 классах — при введении активной лексики модуля. Затем учащиеся закрепляют чтение слов в коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях.

Упражнения, которые я использую для обучения чтению слов, всем известны. Я остановлюсь на некоторых из них. При введении активной лексики на доске расположены картинки со словами. Ученики читают слово на карточке и размещают его на доске рядом с картинкой. Кроме того, я использую раздаточный материал в виде карточек-картинок. Учитель показывает слово, дети читают его про себя и поднимают соответствующую картинку. Некоторые слова ученики запоминают легко и быстро, некоторые запоминаются долго. Я выявляю эти слова и тренирую их чтение более длительное время, особенно слова с буквосочетаниями согласных.

Слова, обозначающие принадлежность к группе слов, например, “family”, “things”, “animals”, “actions”, “weather” я отрабатываю с помощью следующих упражнений: на доске расположены два или три слова, обозначающие группу слов, дети читают слова и располагают их в соответствующие колонки. Затем слова читаются учениками хором и по одному.

В каждом отдельном модуле применяю и характерные только для данного модуля упражнения. Например, при изучении модуля 3 “My animals” на доске располагаются слова “animals” и “actions”. Ученики читают карточки со словами и располагают их в соответствующую колонку. Между этими столбцами слов располагается карточка с глаголом “can” / “can’t” и тренируется чтение предложений типа “A frog can jump” / “A frog can’t fly”.

Хотя ход каждого урока и выполнение каждого конкретного задания подробно описаны в книге для учителя, предложенные упражнения также способствуют успешному освоению материала и облегчают переход к выполнению письменных заданий.

Как можно заметить, УМК Spotlight оставляет широкое поле для проявления творческих способностей учителя. На первый взгляд кажется, что подготовка к урокам требует больших временных затрат, но если преодолеть имеющиеся стереотипы проведения урока иностранного языка, они будут интересными не только для учеников, но и для учителя.

В заключение хотелось бы отметить, что работа над текстом дает ученику возможность расширить уже имеющиеся у него знания в той или иной области. Но не только: как правило, текст выполняет две основные функции: познавательную и воспитательную.

Чтение материалов о разных аспектах культуры стран изучаемого языка способствует созданию условий не только для активной познавательной деятельности, но и для воспитания уважения к иной культуре, лучшего осознания своей родной культуры, формирования готовности к межкультурному диалогу.

Способы реализации принципов обучения, которые характерны для данного УМК, дают возможность организовывать уроки так, чтобы они носили деятельностный развивающий характер. В условиях совместной познавательной деятельности учителя и учащегося между ними складываются отношения сотрудничества и равноправного партнерства. Основной формой учебной деятельности в этом случае выступает не столько слушание, говорение, чтение или письмо на изучаемом языке, сколько совместная коммуникативно-познавательная деятельность. Такое взаимодействие, начавшись на уроке, продолжается в различных видах творческой деятельности, таких как: поделки, рисунки, аппликации, проекты, спектакли, мероприятия недели английского языка, языковые конкурсы и т. д.

Новой школе нужен новый учитель. Профессиональная деятельность требует непрерывного образования и самообразования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности. Современный учитель может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение, только осознав свои профессионально-личностные качества и желая их совершенствовать. Деятельность учителя, основанная на самопознании и самоанализе, является способом саморазвития. Это означает, что весь процесс формирования самообразовательной компетентности нацелен на такие качества, как «квалификация», «инновационность», «мобильность», «успешность», «продуктивность» и «репрезентативность», то есть многомерность личности современного учителя и его профессиональных качеств.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.