«SPOTLIGHT» ОТКРЫВАЕТ ГОРИЗОНТЫ
Автор: Евгения ПОЛУЭКТОВА | Рубрика: ТОЧКА ЗРЕНИЯ Среда 9 марта 2016
Я работаю в школе не так давно – 10 лет. И за это время уже успела поработать с различными УМК. Но свою ОДУ я хочу посвятить самому, на мой взгляд, удачному учебнику для общеобразовательных школ – “SPOTLIGHT”.
настроение: позитивное
ключевые слова: учебник английского языка, соответствие ФГОС, учебный процесс, отношение учителей к учебнику, УМК «Английский в фокусе», Spotlight, результат
город: Москва
За десять лет, что я работаю в школе, я успела поработать с различными учебно-методическими комплектами. Я хотела бы поделиться своим опытом работы с самым, на мой взгляд, удачным учебником по английскому языку — учебнику “Spotlight” (авторы Быкова Н.И. и др.).
Данная линия была создана как раз вовремя, тогда, когда назрела необходимость в ярком, интересном, красочном, учебнике с современной лексикой. Мне очень давно хотелось взять в руки именно такой. И самое главное — это то, что линия УМК создана в соответствии с ФГОС.
Я веду уроки как в начальных классах, так и в средних, и в старших. Ребятишки второго класса с огромным энтузиазмом ходят на занятия: впервые попав на урок, влюбляются в учебник и дальше он их сопровождает до 11 класса. Я твердо убеждена, что в ходе обучения линейку менять нельзя. Дополнительно можно брать другие материалы (что я и делаю периодически), но учебник должен оставаться один.
Расскажу, например, как мы с малышами 2-го класса начинали наше путешествие в мир английского языка. Сначала мы учили звуки, причем только прием имитации использовался на уроках (рубрика “Listen and repeat”). Транскрипцию ни в коем случае не давала — только образы и картинки, много ставила видео. И, естественно, никаких словарных диктантов пока. Чуть позже мы начали работать со словами. Я просила детей выписать их в тетрадь и прописать по строчке или двум при подготовке к диктанту. Научила, как надо готовиться дома к диктанту, что нужно делать для этого: можно, например, взять первое слово, внимательно на него посмотреть, закрыть книжку и попытаться его написать, потом проверить. Если будут ошибки, исправить самого себя, и, загадав желание, написать его опять. Если правильно написано — желание сбудется! Такой вот прием для того, чтобы скучное занятие превратить в веселое. Не у всех, конечно с первого раза получилось писать диктанты, но к третьему диктанту все пошло очень даже хорошо. Ребята даже стали любить писать диктанты, как ни странно. Ну а на уроках мы все вместе поем и танцуем под песни, делаем упражнения и очень весело проводим уроки.
На первых порах самое важное – влюбить ребенка в язык. Если предмет любишь, если у тебя все получается, то учиться намного интереснее, а трудности преодолеваются легче. Это мое стойкое убеждение. Некоторые мои коллеги не «принимают» этот учебник, потому что говорят: «Ну чему может научить он? Транскрипции нет… сплошные картинки!». На самом деле здесь все как надо — мы еще успеем нагрузить ребенка информацией. Маленьким ученикам ее нужно давать дозированно, очень осторожно, не спугнув, а наоборот, привязав к предмету.
Линия УМК “SPOTLIGHT” для начальной школы составлена очень разумно. Детей не «грузят» на первых порах транскрипцией, изучение которой на уроках во втором классе может серьезно повлиять на заинтересованность ребенка в предмете. А это очень важно. Все это можно дать позднее, когда ребенок станет старше и восприятие уже будет другое, и он уже будет любить английский язык. Ведь интерес — это немаловажная часть обучения. У детей в этом возрасте хорошо развиты навыки имитации, к тому же они мыслят образами. И учебник, и учителя просто обязаны погрузить ребенка в волшебный мир английского языка, увлечь и постепенно вести его к тем знаниям, которые требуются на выходе из школы. Нужно, чтобы уроки были подвижные, музыкальные, увлекательные, ведь младшеклассники не могут долго усидеть на одном месте.
Авторы создали данную линию со множеством вспомогательных пособий. Это и программное обеспечение для электронной доски с DVD, и электронное приложение с аудиокурсом, книга для родителей, плакаты, сборник упражнений, языковой портфель, контрольные задания и т. д. Все это сделано для начальной школы. Для средней и старшей школы создано тоже немало — аудиокурсы, языковые портфели, электронное приложение к учебнику и аудиокурсы для самостоятельных занятий дома.
Авторы продолжают работать, улучшая и обогащая свой учебник, но самое главное, чтобы учителя, которые обучают по нему детей, использовали все это для занятий. Работали строго по учебнику, а не выборочно… Материал необходимо пройти на уроке, проговорить, выполнить все упражнения и только потом давать детям домашнее задание. Тогда им все будет понятно и будет только одна причина, почему кто-либо не сделает домашнее задание — лень. Вроде бы прописные истины, но результат будет только в том случае, если им следовать. После многих тем заключительным этапом является сочинение, которое пишется на заданную тему. И поверьте, пишут с удовольствием! На своих уроках в 8-х, 9-х и 11-х классах мы читаем наши сочинения вслух и потом обсуждаем. Часто бывало, что увлекшись, дети уходили с урока на перемену, говоря на английском языке. В этот момент я просто счастлива как учитель: я вижу результат.
У меня есть возможность говорить с детьми на уроках на языке, обсуждать интересные им темы, например, отношения с родителями и детьми, окружающий мир и т. д. Например, в 8-м классе 4-й модуль начинается темой “Do you feel at home in your body?” — достаточно серьезная и интересная тема, волнующая многих подростков. Внешность крайне важна для детей в этом возрасте. Хотим мы этого или не хотим, ребят это волнует. Мы читаем текст, обсуждаем его, а в конце урока дается задание: “A friend of yours is obsessed with losing weight, but she’s not fat at all. What do you advise her to do? Use the text to write a short paragraph giving advice”. Вполне конкретное задание на закрепление лексики и грамматики, а также на развитие навыков письма. Не очень много надо писать — это раз, образец дан — это два. Поэтому ребенок напишет его сам, ему это будет даже легче сделать, чем искать что-то подобное в интернете.
Еще хотела бы рассказать, как я работаю с учебником и рабочей тетрадью на примере 1 модуля в учебнике 7 класса. Понятно, что рабочую тетрадь ребята используют для закрепления пройденного материала дома, а не в классе. И домашнюю работу я проверяю на уроке — ребята читают и объясняют свой выбор выбранного ответа. Так я больше уверена, что задание не списано, а сделано самим учеником.
Модуль называется “Lifestyles”. В первом задании ученикам предлагается послушать звуки шумных улиц, тихой деревушки, оживленного транспорта и т. д. и сказать, что ближе ученику: городская или деревенская жизнь. А может, что-то хорошее есть и там, и там? С моей помощью ребята начинают выражать свои мысли по данному вопросу. И тут же на странице дается необходимая лексика.
Дальше идет интересный и не очень сложный текст о двух девочках, которые поменялись семьями и школами на неделю. В учебнике правильно дано задание: текст нужно сначала послушать, а уже потом прочитать, что не понял. Только так можно научиться аудированию! Слушание текста без опоры на текст заставляет ученика сосредоточиться только на прослушивании.
Потом мы читаем текст и переводим. Все слова, которые понадобятся для перевода, есть в конце учебника под той же цифрой и буквой урока. Это очень удобно. И я всегда обращаю внимание детей на это. Прослушав и переведя текст, вполне логично выполнить упражнение “True or False”.
Грамматикой данного урока являются два времени: Present Simple и Present Continuous. Ребята должны знать, в каких случаях они употребляются. Дано упражнение в виде короткого письма, временные формы выделены:
Hi Steve!
Thanks very much for your e-mail. I always love hearing from you. At the moment I’m studying really hard. I’m sitting in a library.
My lessons start at 8.30. After school, I go to my part-time job. I’m working in a library for the few months. Tonight I’m meeting my friends.
Anyway, I’d better finish here. Write again soon.
Jim
Я обращаю внимание учащихся на то, как составлено письмо (правила написания), потом мы начинаем разбирать времена: почему в одном случае Present Simple, а в другом — Present Continuous. Ребята вспоминают правило, дополняют друг друга. Затем мы опять обращаемся к тексту, ищем там наши временные формы и объясняем друг другу, почему было использовано именно то или другое время. Для закрепления изученного материала мы выполняем еще одно упражнение на данные времена с использованием Stative Verbs.
Вся грамматика дается в конце учебника в виде справочника. Если ребенок заболел, у него будет возможность догнать свой класс, изучая пройденный материал дома самостоятельно.
На дом я задаю выполнить последнее упражнение урока — написать письмо своему английскому другу.
Иногда на родительских собраниях родители учеников говорят, что совсем не знают английского языка и не могут помочь ребенку. Я всегда отвечаю, что им и не нужно знать язык. Их ребенок в состоянии сам справиться с заданием.
Учебник разбит на модули, а сами модули на уроки. Каждый урок подробно изучает определенные темы, пополняя лексический запас учеников и их грамматические навыки. Также в каждом модуле есть интегрированные уроки и разделы, погружающие детей в культуру страны изучаемого языка. Темы и упражнения ребятам интересны, дети живо их обсуждают. Я всегда напоминаю ребятам, что в рассказах и статьях, которые они читают и переводят, как правило, говорится о реально существующих людях. Мои ученики много нового узнают из учебника английского языка не только по моему предмету, но и по географии, истории, литературе, живописи, музыке и т. д.
Также в данном УМК мне очень нравится то, что в рабочих тетрадях есть уголок переводчика (“Translator’s corner”). На уроке, посвященном подготовке к контрольной работе по определенному модулю, мы обязательно переводим с русского на английский. Навык перевода для ученика — это «высший пилотаж». Умение переводить не с английского на русский, а наоборот, говорит о том, что ученик при определенной практике, начнет говорить на языке. С помощью данного упражнения мы повторяем лексику урока, грамматику. Без знания грамматики невозможно составить правильно предложение. Сначала ребята откровенно боятся начать переводить, но потом понимают, что если правильно использовать временные формы и лексику, то все получается отлично.
Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть о подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В “Spotlight” есть все, что необходимо для успешной сдачи экзаменов. Все навыки, которые необходимы, отрабатываются. В учебниках 10 и 11 классов в каждом модуле есть рубрика “Spotlight on Exams”.
В заключение хочу сказать, что очень важно создать именно такой учебник, который откроет перед ребятами горизонты знаний, откроет глаза не только на английский язык, но и расширит знания по другим предметам, научит думать, обсуждать, говорить.
Мне очень легко, интересно и приятно работать по “Spotlight”. Хочу сказать огромное спасибо за проделанную работу. Тем учителям, которые пока еще не работают по данному учебнику, советую просмотреть его и взять оттуда что-то как дополнительный материал для своих уроков.
P. S. Мои ученики передают благодарность создателям линии УМК “Spotlight”!