«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Электронный портфолио — инновационная форма взаимодействия учителя иностранного языка с социальной средой

Пятница 20 мая 2016

Создание профессионального электронного портфолио потенциального учителя иностранного языка позволяет выявить и продемонстрировать уровень сформированности его профессиональных компетенций.

настроение: позитивно-деловое

ключевые слова: электронный портфолио, профессиональный стандарт педагога, профессиональные характеристики учителя иностранного языка, современный учитель иностранного языка, самооценка, рефлексия

город: Тамбов

В современных условиях инновационного развития экономики и общества в целом задача становления и развития профессионализма будущего учителя становится общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире, быть конкурентоспособным. Конкурентоспособность будущего учителя иностранного языка — это совокупность его личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного кандидата с точки зрения его успешной социализации.

Важно отметить, что новые образовательные стандарты также позволяют учитывать интересы работодателей при подготовке квалифицированных специалистов, делать будущих учителей конкурентоспособными на рынке труда. Однако конкурентоспособность  во многом зависит и от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио будущего учителя».

В данной статье рассматривается электронное методическое портфолио как средство мониторинга и оценивания профессиональных достижений будущих учителей иностранного языка, а также как инструмент демонстрации профессиональных компетенций перед потенциальным работодателем. Именно поэтому предлагаемая модель является связующим звеном между образовательной сферой и рынком труда.

В соответствии с содержанием профессионального стандарта педагога в области обучения будущий учитель должен:

  • иметь высшее образование;
  • демонстрировать знание предмета и программы обучения;
  • уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока); владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.);
  • использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников;
  • уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля;
  • владеть ИКТ-компетенциями.

Все эти аспекты позволяет отследить электронное портфолио потенциального учителя иностранного языка.

Предлагаемое электронное портфолио нацелено на:

  • повышение качества образовательного процесса и его вариативности;
  • расширение возможностей обучения и самообучения;
  • развитие медиакомпетентности и информационной культуры будущих учителей;
  • повышение мотивации и социальной активности выпускника вуза.

Электронное портфолио обеспечивает практическую стратегию для систематического сбора материалов (проектов, тестов и т.п.) и документов в виде электронного хранилища данных. Производство собственного электронного портфолио учебных и профессиональных достижений может служить самооценке и внешней оценке, развитию языковых умений и профессиональных навыков.

Преимущество электронного портфолио — возможность предоставлять работы потенциальных учителей в более полном наглядном виде за счет использования разного рода форматов (текстового, графического, аудио- и видеозаписи). Электронное портфолио позволяет хранить, редактировать и демонстрировать работы и обеспечивает оперативный доступ, в том числе дистанционный, ко всем материалам.

Для создания электронного портфолио могут использоваться различные программные средства, включая специальную онлайн-оболочку для размещения работ будущих учителей в локальной сети или на сайте учебного заведения, а также на образовательных веб-сайтах. При подготовке будущих учителей иностранного языка в парадигме компетентностного подхода реализация метода портфолио начинается с отбора учебных работ, демонстрирующих достижения в языковой и методической областях, прогресс в обучении. Технологии, которые объединяются при создании портфолио, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т. е. самонаблюдению, размышлению, с тем, чтобы выпускник вуза был способен к самореализации в будущей педагогической профессии. Особенно важна профессиональная рефлексия, включающая в себя умение выбора, проектирования и реализации тех или иных профессиональных маршрутов, умение профессиональной самодиагностики (адекватная оценка уровня своего профессионального мастерства и способов его совершенствования в различных аспектах, осознание своей роли в деятельности профессионального коллектива, умение оценки степени посильности выполнения предлагаемых и выбираемых самостоятельных профессиональных задач самого различного масштаба и уровня).

МАОУ «Лицей №6» г. Тамбова много лет является стажировочной площадкой для студентов вузов в период прохождения ими педагогической практики. Многие из выпускников приходят в лицей на работу. Уже на этапе педпрактики они предоставляют администрации лицея свой электронный портфолио, который включает в себя следующие компоненты.

  • Титульный лист (профиль портфолио — презентационный, методический), ФИО студента, название предмета (дисциплины), период создания (все годы обучения в вузе).
  • Содержание:
    1. биография и сопроводительные документы студентов (копии паспортных данных, аттестата (диплома) об образовании, сертификаты, награды студента за период обучения в вузе), а также характеристика куратора, научного руководителя, руководителя педагогической практики, деканата);
    2. учебная работа студентов (фрагменты ЭУМК, электронные тесты и результаты тестирования по модульно-рейтинговой системе, творческие проекты и презентации студентов);
    3. научная работа студентов (курсовые и дипломные работы, выступления/презентация на научных/практических конференциях и семинарах (факультетских, вузовских, межвузовских, областных, республиканских, региональных, международных), участие и победа в вузовских, республиканских и международных конкурсах научных работ; публикации научных работ (тезисов, материалов, статей), работа в качестве исполнителя по НИР или во временном творческом коллективе);
    4. методическая работа студента (результаты прохождения педагогической практики по следующим разделам: заполнение журнала педагогических наблюдений, включающего характеристику базы практики, планирование и составление конспектов уроков, посещение и анализ уроков учителей, сокурсников, проведение и анализ собственных уроков, подготовка видеофрагментов уроков, проведение внеклассного мероприятия, характеристики студента как учителя иностранного языка и классного руководителя, консультации и отзывы методиста);
    5. самооценка собственной учебно-педагогической деятельности (рефлексия);
  • Электронное резюме выпускника.

Электронное портфолио — одна из наиболее приближенных к реальному состоянию форма, которая ориентирует будущего педагога на процесс самооценивания. В дальнейшем с его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда необходимо систематизировать и проанализировать свою работу. Чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать анализ своей работы за последние пять лет, что легко можно собрать в электронном портфолио.

Электронное портфолио будущего учителя позволяет пополнять школьный банк данных об эффективности профессиональной деятельности педагогов и ее связи с повышением квалификации; демонстрирует желание и умение будущего учителя делиться своим положительным опытом для ознакомления и внедрения в педагогическую практику других учителей с целью осуществления профессиональной коммуникации в едином педагогическом пространстве.

Современный учитель — специалист, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому и электронный портфолио позволяет собрать наработки в виде электронных тестов, ЭУМК, наглядно отразить динамику профессионального развития студента и будущего учителя. Электронное портфолио помогает строить различные форматы визуализации контента: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации и т. д. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются. Практическая значимость заключается в том, что электронное портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые будущими учителями в разнообразных видах деятельности — учебной, научной, творческой, социальной, коммуникативной, профессиональной.

Создание электронного портфолио позволит внедрить в систему высшего профессионального образования эффективный инструмент репрезентации достижений в учебной, научной и методической деятельности будущего учителя. Материалы электронного портфолио могут быть использованы в сфере профориентационной работы по повышению престижа педагогического образования и привлечению абитуриентов в педагогические вузы путем непосредственной демонстрации успешного опыта педагогической деятельности выпускников. Электронное портфолио может быть использовано для профессионального развития будущих учителей иностранного языка путем демонстрации и распространения инновационного педагогического опыта, а также в целях получения и совершенствования навыков использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности.

Будущий специалист в образовательном учреждении должен не только получить профессиональные навыки, но и пройти социализацию, отвечать новым запросам общества, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в коллективе, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста и многое другое.

Современная школа нуждается в «новом» типе учителя иностранного языка — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Создание профессионального электронного портфолио потенциального учителя — это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования имиджа работника в глазах работодателя, так как содержание разделов портфолио позволяет выявить и продемонстрировать уровень сформированности профессиональных компетенций будущего учителя иностранного языка.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.