Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка
Автор: Яна СТОНТ | Рубрика: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА Среда 18 мая 2016Данная статья посвящена проблеме использования метода проектов на уроках английского языка и разработана с целью показать коллегам эффективность технологии проектов в обучении иностранному языку на примере учебника 5 класса линии УМК «English» В. П. Кузовлева и др. Статья предназначена для учителей иностранных языков, работающих в общеобразовательных школах с базовым уровнем обучения.
настроение: воодушевлённое
ключевые слова: английский язык, проектная деятельность, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированные технологии
город: п. Суземка, Суземский район, Брянская область
Проектная деятельность нашла широкое применение во многих странах мира и актуальна до сих пор главным образом потому, что дает возможность применить полученные знания на практике, формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Новизна моего опыта состоит в использовании ИКТ при создании проекта на уроках английского языка учащимися с разным уровнем подготовки и способностями.
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Итак, что же такое проект?
Проект — это временная деятельность, направленная на получение уникального результата. Иными словами, проект — это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т. д.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект — это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи — и я забуду. Покажи — и я запомню. Вовлеки — и я научусь». В процессе работы над проектом учитель является куратором, помощником самостоятельной деятельности учащихся.
Современные УМК дают широкие возможности применения проектной методики, начиная уже с младшего звена.
В 2015–2016 учебном году 5-е классы перешли на ФГОС, ребята в нашей школе стали заниматься по учебнику английского языка В. П. Кузовлева. Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253.
В конце каждого раздела, изученной темы здесь предусмотрен проект. Технология проектной деятельности может использоваться практически при изучении любой темы. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала этот метод очень эффективен. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать. Формируются творческие способности и активность обучаемых, т. е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Технология проектной деятельности формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, приводит учащихся к практическому владению иностранным языком. Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Эти технологии в большей мере, чем другие, отражают гуманистическую сущность педагогики. Роль учителя при этом тоже меняется. Он превращается в руководителя познавательной деятельности учащегося, всегда готового прийти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе с детьми добиться нужного результата.
Школа и учитель должны отвечать интересам, влечениям и потребностям подростка, а увлечены они в настоящее время компьютерами. Я взяла этот факт за основу и в своей практике использую ИКТ в сочетании с методом проектов. Опять же, интернет-ресурсы помогают учителю и учащимся найти необходимый материал для создания своих работ. Сайт издательства «Просвещение» — один из полезнейших таких ресурсов.
Итак, проект, с чего начать? Проект — это пять «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.
Сначала я объясняю учащимся цель задания, даю советы о том, как лучше организовать работу над проектом.
Для направления деятельности учащихся была разработана памятка:
- Выбери тему проекта.
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего проекта.
Памятка поможет учащемуся самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.
Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащихся. Для этого необходимо убедиться, что все ребята хорошо изучили тему, по которой будут защищать проект. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости — аудио или музыкальное оформление.
Мои учащиеся осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (книжка-малышка, рисунок, плакат). Проекты — это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая живой интерес и здоровый азарт.
В проекте все зависит от фантазии, воображения, и если даже всем учащимся предлагается одна-единственная тема, то все равно проектные работы получаются разными, не похожими друг на друга.
Вовлекая учащихся в проектную деятельность, мне хотелось бы, чтобы каждый из них максимально развил и использовал свои задатки уже в школе, а в дальнейшем имея прочную базу, стал хорошим специалистом и высокообразованным человеком.
Мои учащиеся с удовольствием принимают участие в подготовке проектов, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам.
Хочу рассказать о проекте моих учащихся 5 класса.
Ребятам очень нравится новый учебник «Английский язык. 5 класс» В. П. Кузовлева. Особенно им близка тема V раздела данного учебника «Мои любимые праздники».
Такие английские праздники, как Halloween, Christmas, St. Valentine’s Day все больше внедряются в нашу жизнь. Как оказалось, мои учащиеся не хотят оставаться в стороне. Они активно приняли участие в проведении праздничного мероприятия на английском языке. Цель такого мероприятия — расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учащихся, таким образом повысить интерес к языку.
В 5 классе ребята выбрали создание проекта в виде сценария праздника «Хеллоуин». На этапе тренировки учащиеся усваивали лексический и языковой минимум. Сложным для меня как для учителя было создать такие условия, чтобы общение велось только на английском языке на всех стадиях работы над проектом. Таким образом, шло формирование навыков общения на английском языке. Основная поисковая работа велась во внеурочное время, но и на уроках отводилось 10–15 минут, чтобы потрудиться над проектом. Форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности выбирали сами ребята.
На презентации было представлено целое шоу: ребята самостоятельно придумали костюмы, изготовили наглядность, рассказывали стихи, вели диалоги по данной теме.
Из самых робких, застенчивых учащихся получились настоящие артисты!
Использование в своей работе метода проектов позволило мне преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету. В работе над проектами у учащихся возникает необходимость использовать свой опыт и знания других предметов.
Проектная деятельность помогает мне создавать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои силы.
В заключение хотелось бы сказать, что метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются повышение мотивации учащихся при изучении английского языка и простор для творческой и созидательной деятельности.
Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.
Рекомендую коллегам использовать в системе и эффективно применять данную технологию с целью повышения качества знаний обучающихся.
А еще я очень благодарна всем, кто причастен к созданию, изданию такого замечательного УМК, как УМК для 5–9 классов «Английский язык» В. П. Кузовлева и др. Данный учебно-методический комплекс оценили по достоинству не только учителя английского языка, но и учащиеся.