Речевая зарядка на уроке иностранного языка
Автор: Ксения Долматова | Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ ЭССЕ Понедельник 30 мая 2016Речевая зарядка на уроке иностранного языка – вид деятельности, способствующий формированию и развитию коммуникативных умений, социокультурных знаний и умений, овладению и совершенствованию языковых средств и навыков.
настроение: творческое
ключевые слова: речевая зарядка, создание мотивации к порождению самостоятельной речи на иностранном языке, формирование иноязычной коммуникативной компетенции
город: Пермский край, г. Краснокамск
Начало урока иностранного языка является одним из его важнейших этапов, так как во многом определяет успех всего урока. Задача учителя на данном этапе — ввести учащихся в атмосферу иностранного языка, преобразуя обычный диалог в неформальный организационный момент, который приближает учащихся к естественной речи на иностранном языке. Этого можно достичь с помощью грамотно составленной и целенаправленно проводимой речевой зарядки в начале урока. Но в последнее время мнения учителей разделяются. Всё чаще происходит отказ от речевой зарядки. Можно ли утверждать, что такая форма работы имеет право на существование в современной школе, где созданы условия, способствующие развитию личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонней подготовке его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования?
Новые требования в обучении иностранному языку иногда вызывают отрицательное отношение у учителей. Существует мнение, что речевая зарядка лишь отнимает время и никак не связана с последующей темой и видами работы на уроке. Следующий аргумент «против» связан с учебной нагрузкой. Использование отвлеченной тематики речевой зарядки, а также изображений и видеороликов сказывается на общей загруженности урока, что негативно влияет на эмоциональное и физическое состояние учащихся.
Современные стандарты обучения иностранному языку присваивают речевой зарядке ряд определенных задач: практических, развивающих, образовательных, воспитательных. Зачастую учителя не готовы принять модификации тех или иных приемов, форм работы. В данном случае возникает страх неспособности реализовать все цели и задачи данного вида деятельности.
Говоря о положительных моментах речевой зарядки на уроках иностранного языка, нужно отметить, что грамотно составленная речевая зарядка не только не отнимет много времени на уроке, но и создаст мотивацию у учащихся к последующим видам деятельности. Подготовит их как к восприятию, например, аудиотекста, так и к чтению, введет в тему, поможет актуализировать имеющиеся знания и опыт, снимет возможные трудности на этапе аудирования, чтения, включит механизм ожидания и прогнозирования при условии, что сюжет речевой зарядки соотносится с темой урока. Отвлеченная тематика также подталкивает учащихся к самостоятельной речи на иностранном языке. В этом случае актуализируется и активизируется пассивный лексический запас, учащиеся включаются в беседу.
Актуальная тема речевой зарядки, отвечающая интересам и возрасту учащихся, не только мотивирует их на деятельность на уроке, но и расширяет общий образовательный кругозор школьников, затрагивает моменты воспитания. Варьирование режимов взаимодействия, а также рациональное использование аудиовизуальных средств во время речевой зарядки не позволит учащимся почувствовать себя уставшими и не отобьет желания продолжать работать на уроке. Оперируя данными фактами, учитель имеет шанс на создание продуктивной речевой зарядки, реализуя все задачи, не боясь не достигнуть планируемых результатов.
За период педагогической практики в сентябре-октябре 2014 года мной была разработана серия уроков, каждый из которого включал наличие речевой зарядки. Данный вид деятельности в начале урока помогал моим учащимся быстрее включаться в работу, узнавать и обсуждать актуальные события России, Франции, мира. То есть моей методической находкой стало преобразование речевой зарядки в ленту актуальных новостей и событий, коррелирующих с тематикой урока. В презентации на слайдах учащиеся могли видеть изображения, видеоролики, различную статистику и данные. Это заставляло их задуматься о различных моментах жизни общества. Во время речевой зарядки учащиеся вступали во взаимодействие не только с учителем, но и со своими товарищами по классу, задавая или отвечая на вопрос, предложенный учителем. Темами для речевой зарядки на данных уроках могли служить: «Каннский фестиваль и русские кинофестивали», «Музей микробов в Амстердаме», «Твое любимое русское и французское имя», «Кем вы мечтаете стать? Популярные профессии в России и во Франции», «Опасные виды спорта. Base jumping», «Реконструкция французского замка по старинным технологиям», «Самый большой аквариум в мире».
По моему мнению, форма и тема проведения речевой зарядки на уроке иностранного языка должна отвечать потребностям учащихся: оставаться в центре событий, уметь правильно интерпретировать их. Следовательно, простое обсуждение — какая сегодня погода, число, кто дежурный в классе — становится бесполезным и утомительным занятием, которое не влияет на создание мотивации на уроке, не задействует мыслительные механизмы у учащихся.
На мой взгляд, использование речевой зарядки на уроках иностранного языка рационально, так как данный вид деятельности отвечает требованиям государственного стандарта, а именно: обучение в рамках системно-деятельностного подхода, формирование и развитие коммуникативных умений, социокультурных знаний и умений, овладение и совершенствование языковых средств и навыков. Все это будет способствовать развитию и воспитанию способности и готовности учащихся к изучению иностранного языка, как на данном этапе, так и к дальнейшему и непрерывному совершенствованию этого процесса.