«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Развитие навыков работы с текстом на уроках профессионального английского языка

Пятница 22 июля 2016

Интерактивное чтение — это процесс, при котором для понимания текста учащиеся активизируют свои прошлые знания, связывают их с новой информацией, полученной при чтении, взаимодействуют с текстом, интерпретируют его, обсуждают, слушают друг друга, оценивают свои мысли и чувства по поводу прочитанного.

Interactive reading is a process of  understanding text, when students activate their previous knowledge, connect them with new information gained from reading, interacting with text, interpret it, discuss, listen to each other, evaluate their thoughts and feelings about reading.

настроение: позитивное

ключевые слова: информационные технологии, работа с текстом, интерактивное чтение, коммуникативная культура

город: Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Семей

В настоящее время происходит бурное развитие информационно-коммуникационных технологий и их внедрение во все сферы общественной жизни, в том числе и в образовательный процесс. В связи с этим очень актуальной становится проблема наиболее эффективного применения компьютерных технологий в обучении. Новые информационные технологии — это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Чтение текстов на английском языке — один из способов изучения языка. Неправильно и неумело подобранные тексты на английском языке способны отбить охоту и желание изучать язык даже у самых стойких и упорных. Важно не только правильно подобрать тексты, но и правильно с этими текстами работать.

Основной принцип работы с текстами на английском языке заключается, и это ни для кого не секрет, в их чтении. Но чтение текстов может быть разным как по своим целям, так и по способам, которыми эти цели достигаются. Самыми распространенными целями, которых добивается читатель текстов на английском языке, являются: пополнение общего или тематического словарного запаса, обучение и тренировка в произношении английских слов и выражений, закрепление правил английской грамматики путем разбора типичных примеров, встречающихся в тексте, и их многократное повторение с целью запоминания и т. д. Очевидно, что для их достижения необходим подбор соответствующих этим целям текстов на английском языке.

Другим критерием, по которому должны выбираться тексты для чтения на английском языке, является их сложность (лексическая, грамматическая). Для начинающих изучение языка необходимы тексты проще и короче, чтобы не успеть рассеять их внимание и не утомить раньше времени. Для опытных учащихся нужны более сложные тексты с большим многообразием грамматических форм и лексического материала.

Выбор английских текстов для чтения может осуществляться как самостоятельно, опытным путем, так и с помощью преподавателя. Второй способ предпочтительнее, так как профессиональный преподаватель может более точно определить уровень знания языка и подобрать соответствующие тексты. Если вы занимаетесь изучением английского языка самостоятельно, то вам следует выбирать тексты на английском языке исходя из следующих соображений — количество незнакомых слов в английском тексте не должно превышать 10–15%.

Чтение английских текстов с большим количеством новых слов будет отнимать много времени на обращение к словарю и снизит эффективность запоминания новых слов. Хорошим вариантом работы с текстами на английском языке является чтение небольших фрагментов с приведенным в конце переводом наиболее сложных слов и выражений. Перевод слов сэкономит время на обращение к словарю, а транскрипция поможет научиться правильно произносить слово.

Специфика обучения иностранному языку заключается в том, что учащиеся овладевают языком в искусственной языковой среде из-за отсутствия естественной. Данная ситуация предполагает широкое использование компьютерных технологий и различных технических средств обучения. Поэтому вполне закономерно, что в преподавании иностранного языка новые возможности использования информационно-коммуникационных технологий нашли самое разнообразное применение.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам, создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. [1]

Интерактивное чтение — это процесс, при котором для понимания текста учащиеся активизируют свои прошлые знания, связывают их с новой информацией, полученной при чтении, взаимодействуют с текстом, интерпретируют его, обсуждают, слушают друг друга, оценивают свои мысли и чувства по поводу прочитанного. Для развития умения интерактивного чтения я использую задания, вовлекающие учащихся в чтение (engagement activities). Некоторые из этих заданий выполняются до чтения текста, другие могут быть использованы по мере продвижения читателя в тексте, третьи являются наиболее эффективными после прочтения текста. Их цель — провести читателей «в, через и за текст», дать им возможность почувствовать себя погружёнными в литературу.

Первая группа заданий предназначена для активизации прошлого опыта учащихся, их знаний в той или иной области. Примером такого задания может служить заполнение таблицы «Знаю — Хочу знать — Узнал» (Know — Want — Learnt Chart).

Know — Want — Learnt

После объявления темы или названия произведения учащиеся аккумулируют свои знания о предмете, заполняя первую часть таблицы — Know. Затем учитель предлагает учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать в данной области, и заполнить вторую часть таблицы — Want. Третья часть таблицы — Learnt — заполняется после прочтения всего произведения или его части. Подобное задание предназначено для построения «мостика» между прошлыми знаниями учащихся и новой информацией.

The story takes place_______________________________________

____________________________________is a character of the story

who______________________________________________________

Another character of the story is________________________________

who______________________________________________________

A problem occurs when_______________________________________

After that,__________________________________________________

and_______________________________________________________

The problem is solved when___________________________________

The story ends with__________________________________________

Вторая группа заданий фокусирует внимание читателя на содержании рассказа, включая его основные элементы: место действия (setting), главных героев (main characters), проблему (problem), разрешение проблемы (solution), тему (theme) и нравственные ценности (moral values). Примером задания такого рода может служить «Рамка рассказа» (Story Frame). Схема содержит достаточно информации для того, чтобы учащиеся представили основное содержание произведения и смогли его пересказать. При работе с данной схемой учитель задаёт учащимся вопросы, помогающие им заполнить её, а потом просит рассказать о прочитанном произведении.

Третья группа заданий развивает мышление учащихся, их умение предсказывать, анализировать, сравнивать события рассказа и поступки героев. Мы предварительно обсуждаем с учащимися название произведения, иллюстрации. Затем они излагают свои предположения о событиях в отрывке, а после прочтения текста делают вывод о том, что же действительно произошло. По мере продвижения в чтении учащиеся всё больше обращают внимание на детали, соотносят описание событий. Цель задания — вызвать интерес к чтению, внутреннюю мотивацию.

Одним из условий успешного использования приёмов интерактивного чтения является наличие дискуссии, обсуждения. Если учащиеся вовлечены в живую дискуссию, их понимание литературного произведения значительно усиливается не только за счёт вопросов, задаваемых учителем, но и за счёт взаимодействия с другими учащимися. Для более плодотворного обмена мнениями во время дискуссии учитель должен выполнять следующие рекомендации:

  • выступать в роли организатора обсуждения и поддерживать его, обеспечивая взаимодействие;
  • иметь заранее заготовленные вопросы, чтобы вызвать комментарии или суждения учащихся;
  • активизировать различные мыслительные процессы учащихся (анализ, сравнение, оценивание);
  • включать всех учащихся в обсуждение, задавая им вопросы и поддерживая их, организуя фронтальную и групповую работу.

В заключение хотелось бы отметить, что работа над текстом дает ученику возможность расширить уже имеющиеся у него знания в той или иной области. Но не только: как правило, текст выполняет две основные функции: познавательную и воспитательную.

Чтение материалов о разных аспектах культуры стран изучаемого языка способствует созданию условий не только для активной познавательной деятельности, но и для воспитания таких качеств, как уважение к иной культуре, лучшее осознание своей родной культуры, формирование готовности к межкультурному диалогу.

Читая, учащиеся приобщаются к новому для них миру.

В настоящее время основная проблема заключается в значительной трудоемкости создания качественных электронных учебников и отсутствии у большинства преподавателей, преподающих дисциплины не информационных циклов, достаточной квалификации для самостоятельного создания электронных учебников.

Для развития навыков работы с текстом на уроках английского языка был создан электронный учебник в форме теста с помощью программы  EasyQuizzy. EasyQuizzy — это программа, с помощью которой можно создавать и редактировать компьютерные тесты знаний.[3] Используя подготовленные тесты, можно проводить ежедневные «быстрые» опросы учеников и ускорить проверку результатов, т. к. выставление оценки происходит автоматически на основе системы оценивания, выбранной при создании теста.

При составлении теста можно использовать следующие типы вопросов:

  • True or False,
  • Matching,
  • Multiple Choice,
  • Multiple Response,
  • Fill in the Blank,
  • Sequence,
  • Word Bank

В каждом тесте можно свободно совмещать вопросы всех трех типов. Программа позволяет настроить одну из распространенных систем оценивания под свои критерии, или же создать полностью свою систему оценивания с любым количество оценок.

Жёстко заданные системы оценивания. Эти системы нельзя изменять, так как они градуируются автоматически в зависимости от количества задаваемых вопросов теста.

  • Сумма баллов
  • 100-балльная система

Пользовательская система оценивания. Позволяет преподавателю создать свою собственную систему оценивания самостоятельно. После выбора нужной системы из списка ее можно настроить в редакторе систем оценивания. Система оценивания EasyQuizzy строится на том, что все вопросы теста равнозначны по сложности и одинаково влияют на результирующую оценку; ответ на вопрос может быть либо полностью правильным, либо полностью неправильным.[2]

Основные характеристики EasyQuizzy следующие:

  1. Возможность вставки в тест иллюстраций, формул.
  2. Возможность создавать вопросы самых разнообразных типов.
  3. Удобное отслеживание результата тестирования и детализированное сообщение о статистике.
  4. Возможность предварительного просмотра созданного теста.
  5. Рандомизация (перемешивание) вопросов и ответов.
  6. Возможность ограничения времени.

В тест были включены задания следующих типов: True or False, Multiple Choice, Matching, Sequence и Fill in the Blank. Тесты могут быть запущены на любом современном компьютере без какой-либо предварительной подготовки и без установки дополнительного программного обеспечения. Практически все тексты могут быть использованы в качестве тренировочных заданий по специальности.

Литература

  1. Алешкина, О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С. 389–391.
  2. Волков, С. В. Педагогические условия использования электронного учебника в образовательном процессе технического вуза: дис. канд. педагог. наук : 13.00.08 / С. В. Волков. — Ставрополь, 2003. — 150 с.
  3. Тоискин, В. С. Теоретические основы разработки электронных образовательных изданий (антропологический подход): учебное пособие / В. С. Тоискин, В. В. Красильников. — Ставрополь : СГПИ, 2010. — 108 с.
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.