«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Все идет по плану: проектирование урока иностранного языка

Понедельник 1 августа 2016

Планируя каждый отдельный урок,  учитель проектирует весь учебный процесс. Современные книги для учителя к УМК содержат подробные планы уроков. В статье показано, на какие компоненты этих планов учителю надо обратить особое внимание и как интегрировать их в реальный учебный процесс.

настроение: серьёзное

ключевые слова: планирование учебного материала, проведение урока, коммуникативная направленность урока иностранного языка

город: г. Москва

 

Урок — главная структурная единица учебного процесса, в которой, как в капле воды, отражается образовательная, воспитательная и методическая концепции учителя. 45 минут учитель находится в состоянии постоянной концентрации: он принимает до 200 решений за занятие, сталкивается в среднем с 15 конфликтными ситуациями[3]. За свою профессиональную жизнь учитель проводит более 25 000 уроков. И на каждом он помогает учащимся сделать еще один шаг в своем развитии: поставить цель, осуществить ряд познавательных и коммуникативных действий, достичь цели. Это может быть достижимо только с помощью овладения приёмами проектирования урока. Данная функция является одной из центральных в профессиограмме учителя.

Издательство «Просвещение» снабжает все выпускаемые УМК прекрасными пособиями для учителя, где подробно описаны рекомендации по планированию учебного материала и проведению урока. Кажется, что можно взять готовый шаблон урока и выйти в класс. Но группа учеников — это не компьютеры, реакции которых на стандартные команды предсказуемы и при правильном их порядке результат обеспечен. С точки зрения личностно ориентированного подхода учитель перед каждым уроком отвечает для себя на следующие важные вопросы:

1) Какие нерешенные вопросы, невыполненные задачи, трудности прошедшего урока могут повлиять на нынешнее занятие? Что нужно доработать, чтобы урок был более продуктивным? (Преемственность)

2) Какие интересы и стремления, особенности данной группы нужно учесть, чтобы мотивировать их к решению поставленных на уроке задач? (Мотивация)

3) Каких результатов могут достичь учащиеся на данном уроке? (Цели и планируемые результаты)

4) Какие познавательные и коммуникативные действия должны осуществить ученики? (Процессуальный аспект содержания обучения: языковые и речевые навыки и умения)

5) Какие этапы должен иметь урок, как они связаны между собой, каким должны быть начало и конец урока, какие учебные материалы должны быть подготовлены? (Собственно план урока)

6) Как можно оценить результативность и продуктивность урока? Можно ли включить учащихся в этот процесс? (Контроль, оценка и рефлексия результатов урока)[2]

Урок иностранного языка имеет свои особенности: при своей коммуникативной направленности учащиеся имеют больше возможностей оказывать влияние на его ход, чем на любом другом занятии. Урок продуктивен тогда, когда учащиеся реализуют хотя бы одну коммуникативную функцию и «проживают» хотя бы одну условно коммуникативную ситуацию. Задача учителя — поддержать их, предоставив возможность проработать лексические и грамматические явления, сняв при этом языковые трудности. Если учащиеся научатся при этом ставить коммуникативные цели (стихийно возникшее обсуждение прочитанного текста, дополнение стандартного диалога новыми репликами), то они быстрее получат удовлетворение от результата.

Книги для учителя к УМК содержат не просто комментарии к упражнениям учебника и рабочей тетради, в них помещены подробные планы уроков. Эти материалы — существенная поддержка, в первую очередь, для начинающего учителя. На какие компоненты таких планов надо обратить особое внимание? Как интегрировать их в реальный процесс? Как быть, если учителю не удалось «вписать» предложенный урок в свои условия обучения?

  1. В каждом конспекте авторы книги для учителя формулируют цели урока. Они сообщаются учащимся в коммуникативных терминах в начале урока. Например: «Учить говорить о том, кем они планируют стать в будущем и характеризовать будущую профессию, используя придаточные определительные предложения» (цель урока) — Heute sprechen wir über eure beruflichen Zukunftspläne und charakterisieren die Berufe genauer, gebrauchen dabei die Relativsätze. Обозначенная цель должна быть достигнута. Пусть учащиеся охарактеризовали профессию хотя бы и двумя-тремя предложениями, используя опоры на доске, и пока на невысоком репродуктивном уровне. В конце урока подводится итог и обозначается следующая цель: «На следующем уроке поговорим о ваших достоинствах и недостатках и о том, как они могут повлиять на выбор профессии». — In der nächsten Stunde sprechen wir über eure Schwächen und Stärken und darüber, wie sie die Berufswahl beeinflussen.
  2. Центральная часть урока представляет собой шаги для достижения поставленной цели. При этом запланированные познавательные и коммуникативные действия учащихся соотносятся с этапами формирования умственных действий (ознакомление — тренировка — исполнение — контроль) и с уровнями познания по Блюму: знание — понимание — применение — анализ — синтез — оценка (Bloom по [1]). Задания отбираются также по принципу посильности (от простого к сложному).
  3. Для сохранения логики и целостности урока нежелательно выпускать тот или иной этап. Можно сделать работу над ним более интенсивным. Для этого используются все социальные формы взаимодействия учащихся (парная, групповая, индивидуальная), различные формы контроля и самоконтроля (взаимопроверка и ключи к заданиям), ИКТ. Современный УМК предоставляет прекрасные возможности для дифференциации обучения: дополнительные материалы, рабочие листы используются для учащихся разного уровня в группе.
  4. Домашнее задание нацелено либо на повторение изученного материала, либо на подготовку к сложным речевым продуктам (дискуссии, презентации проекта и др.). Оно должно быть проверено. Контроль домашнего задания редко становится отдельным этапом урока. Чаще всего он или вплетается в речевую зарядку, или является основой для достижения цели следующего урока.
  5. Каждый урок должен быть коммуникативно направленным. Даже изучение грамматического материала должно заканчиваться употреблением его в речи. При этом важно включать учащихся в такую коммуникативную ситуацию, где использование данного грамматического навыка будет оправдано.
  6. Наиболее трудны для планирования уроки, центром которых является дискуссия или защита проекта. В этом случае в книге для учителя подробно расписываются роли участников дискуссии. Это позволяет подготовить и провести дискуссию в рамках одного-двух уроков. При защите проектов важно соблюсти время выступления каждой группы, а для слушателей подготовить задания: оценить презентацию по критериям, задать вопросы, зафиксировать основные мысли и так далее.

Урок иностранного языка длится всего три четверти часа, но в нем отражается вся система обучения языку. Для каждого урока формулируются цели, отбирается содержание, подыскиваются релевантные приемы и средства обучения. Учитель учитывает множество факторов: педагогических, психологических, социальных, экономических, порой географических. Поэтому, планируя отдельный урок, учитель проектирует весь учебный процесс.

Список использованной литературы

  1. Becker, Georg E. Planung von Unterricht. Weinheim, 1991.
  2. Meyer, Hilbert. Leitfaden zur Unterrichtsvorbereitung. Cornelsen Verlag. Berlin, 2012.
  3. Kretschmann, Rudolf. Stressmanagement für Lehrerinnen und Lehrer. Hannover, 2001.
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.