Внеурочная деятельность как средство развития познавательных и творческих способностей учащихся
Автор: Калашник Татьяна Яговкина Екатерина | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА Среда 31 августа 2016Ощутив в полной мере нехватку рекомендованных учебных пособий и отсутствие примерной программы внеурочной деятельности, мы решили разработать свою авторскую программу внеурочной деятельности по английскому языку, которую назвали «Отправляемся в путешествие». Название выбрано не случайно. Разные виды путешествий (виртуальное, реальное, заочное и т.д.) позволят учащимся овладевать социокультурным и коммуникативным аспектами английского языка в условиях, приближенных к реальным.
Feeling the lack of recommended textbooks and an exemplary program of extracurricular activities, we decided to write the program of extracurricular activities in the English language ourselves, we called it “Going on a journey”. The name wasn’t chosen by chance. Different kinds of travelling (virtual, real, distant, etc.) will allow students to acquire socio-cultural and communicative aspects of the English language in conditions close to real.
настроение: радостное
ключевые слова: внеурочная деятельность, коммуникация, ролевая игра, социокультурный аспект, путешествия
город: г. Сочи
Реализуя деятельностный подход при обучении английскому языку в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, учителя английского языка ведут занятия по внеурочной деятельности. Ощутив в полной мере нехватку рекомендованных учебных пособий и отсутствие примерной программы внеурочной деятельности, мы решили разработать свою авторскую программу внеурочной деятельности по английскому языку, которую назвали «Отправляемся в путешествие». Название выбрано не случайно. Разные виды путешествий (виртуальное, реальное, заочное и т. д.) позволят обучающимся овладевать социокультурным и коммуникативным аспектами английского языка в условиях, приближенных к реальным, и использовать полученные знания и умения в общении со сверстниками.
На среднем этапе обучения подростки проявляют большую социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их память развивается в направлении интеллектуализации, речь становится более развитой. В то же время в этот период у них наблюдается резкое падение интереса к предмету в связи с возрастающей сложностью учебного материала и общеучебной нагрузкой. Ограниченное количество учебных часов и рамки школьной программы не позволяют в полной мере удовлетворять интересы подростков. Актуальность данной программы состоит в преодолении этого противоречия.
Цель программы внеурочной деятельности по английскому языку «Отправляемся в путешествие»: развитие социокультурной и коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи курса:
Обучающие:
- Научить учащихся использовать в речи лексические единицы и речевые обороты, необходимые для описания жизни в России и Великобритании.
- Познакомить учащихся с жизненными реалиями Великобритании.
Развивающие:
- Развивать критическое мышление, внимание, память, воображение учащихся.
- Развивать умение работать в группе, в парах.
- Расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать толерантное отношение к представителям иноязычной культуры.
- Повышать мотивацию к изучению английского языка.
Данная авторская программа имеет общеинтеллектуальную направленность и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Учебный курс «Отправляемся в путешествие» рассчитан на один год (34 часа). Занятия проводятся один раз в неделю. Возраст обучающихся, которым адресована программа — 10–11 лет (5 класс). В основе отбора учебного материала лежит социокультурный аспект.
Форма занятий — групповая. Количество детей в группе — до 16 человек.
Формы подачи материала — групповая, парная, индивидуальная.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией визуального ряда на интерактивной доске, а также практическую деятельность (метод проектов, коммуникативный метод, ИКТ), являющуюся основой, необходимой для закрепления информации в виде создания газет, открыток, приглашений, писем, составления рассказов и диалогов по темам, проведения виртуальных и реальных экскурсий по Великобритании и России.
Результаты достижений учащихся определяются посредством анализа их устных высказываний (монологи, диалоги), а также письменных работ (проекты, открытки, личные письма и др.). Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого модуля в виде педагогического наблюдения, выставок работ или презентаций проектов обучающихся.
Курс обучения «Отправляемся в путешествие» состоит из 4 тематических модулей (33 часа), вводного и итогового занятий (по 1 часу). В начале курса обучения проводится вводное занятие в игровой форме с целью выявления уровня знаний и пробелов в знаниях учащихся.
В качестве примера представляем содержание первого модуля.
Модуль I. Собираемся в путешествие
Тема 1.1 Знакомство с Англией (2часа)
Лексические единицы: England, London, the Atlantic Ocean, the North sea, the Irish sea, the English channel, is situated, is washed, the capital, …
Грамматические конструкции: спряжение глагола «to be» в настоящем простом времени, употребление артикля с географическими названиями.
Виды деятельности: работа с картой Англии — нанесение географических названий на карту, чтение текста с извлечением необходимой информации, выполнение теста по прочитанному.
Тема 1.2 Виды транспорта (2 часа)
Лексические единицы: to go/travel by sea (plane, train, car, bus), on foot, a double-decker.
Грамматические конструкции: настоящее простое время, модальный глагол can, степени сравнения прилагательных.
Виды деятельности: поисковое чтение текста «Виды транспорта», составление монологического высказывания по теме «Мой любимый вид транспорта».
Тема 1.3 Покупка билета (2 часа)
Лексические единицы: How much is/are …? How much does it cost? to book a ticket, a single or return ticket.
Грамматические конструкции: настоящее простое время (вопросительное предложение), количественные числительные.
Виды деятельности: чтение, составление и разыгрывание коротких диалогов по образцу.
Тема 1.4 Собираем чемоданы (2 часа)
Лексические единицы: a suitcase, лексика по теме «Одежда».
Грамматические конструкции: модальный глагол should, настоящее простое время (отрицательное предложение).
Виды деятельности: чтение, составление и разыгрывание коротких диалогов по образцу.
Тема 1.5 Ролевая игра «Путешествие» (1 час)
Учащиеся выбирают роли и разыгрывают маленькие диалоги:
«Дома. Выбор транспорта для путешествия» (отец, мать, сын, дочь).
«В билетной кассе» (кассир, отец).
«Дома. Упаковка вещей в чемоданы» (мать, сын, дочь).
Занятия по внеурочной деятельности часто проходят в нетрадиционной форме, например: экскурсии по сайтам www-серверов (например, достопримечательности Лондона, Москвы, Сочи); видео-, телеконференции, позволяющие представить свое мнение по определенной теме, узнать точку зрения сверстников из различных стран мира; чаты, позволяющие получить информацию о мнении представителей разных стран мира по обсуждаемой проблеме; фрагментарное включение интернет-ресурсов в структуру занятия.
Материалы, взятые из интернета, стимулируют диалогическое взаимодействие между учащимися, усвоение различных диалогических структур. Создание ситуаций, максимально приближенных к естественным — один из способов заинтересовать учащихся, стимулировать изучение материала, активизировать знания типических особенностей диалогического общения, выработать адекватное поведение. Примером подобных ситуаций может быть заполнение регистрационных бланков в гостинице, заказ еды в ресторане, интервьюирование по изучаемым темам, например, пресс-конференция в международном лагере «Артек».
Работая с детьми среднего звена, мы отдаем предпочтение игровым технологиям. Игра — хороший стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Занятия по внеурочному курсу «Отправляемся в путешествие» становятся для детей незабываемым путешествием в мир английского языка, дают возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал. Даже самый незначительный успех — огромный шаг на пути познания. Игра способствует выполнению важнейших методических задач: обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на иностранном языке и многократное повторение языкового материала. Игра влияет на развитие познавательной активности. Она таит в себе огромное нравственное начало, так как делает труд радостным, творческим и увлекательным. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают употребляемые в ней слова.
Например, в практике нашей работы получили широкое применение ролевые игры, которые являются формой обучения иноязычному речевому общению. Каждый модуль заканчивается ролевой игрой: «Путешествие», «Чаепитие в Лондоне», «Встреча гостей из Англии». Это эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока. Кроме того, посредством ролевых игр у школьников формируются такие качества, как общительность, коллективизм, появляется чувство ответственности за своих товарищей. Таким образом, внеурочная деятельность обладает большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса по английскому языку путем формирования и активизации умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности учащихся.
Мы выделяем три фактора успешности использования нашей программы внеурочной деятельности: эффективность, продуктивность и результативность.
Показателями эффективности являются:
- влияние на развитие личности и состояние психологического здоровья лицеистов;
- совершенствование системы диагностики обучения, воспитания и развития учащихся;
- творческий характер совместной деятельности учителя и учеников; позитивное отношение учащихся к изучаемому предмету.
Продуктивность подтверждается позитивными результатами удовлетворенности учащихся и их родителей качеством обучения иностранному языку.
Показатели результативности:
- уровень качества знаний учащихся по английскому языку;
- развитие речевой деятельности школьников;
- повышение уровня учебно-познавательной мотивации.