«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Новый навигатор по ЕГЭ — учебник «Focus on RNE»

Среда 14 сентября 2016

Подготовка и сдача ЕГЭ – сложный, трудоемкий, эмоционально напряженный процесс. Задача учителей и преподавателей – помочь своим ученикам преодолеть страх и найти оптимальные пути и инструменты в подготовке к экзамену. В данной статье автор рассказывает о новом учебнике английского языка «Курс на ЕГЭ» («Focus on RNE»), авторы Д. Дули, В. Эванс, И. Б. Долгопольская, Л. С. Абросимова, который, по мнению автора, вполне может стать качественным помощником учителя, обеспечивающим как планомерное освоение английского языка на уровне владения иностранными языками B1 — B2, так и качественную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Russian National Exam (RNE) and the preparation for it is a complicated, effortful and emotionally challenging process. The teachers’ mission is to help their students to get over the difficulties and fears and to find the most efficient ways and tools in order to make this process easier and more productive. The author of the paper tells the reader about the new English textbook «Focus on RNE» (authors: V. Evans, J. Dooley, L. Abrosimova, I. Dolgopolskaya), which can become a really effective teaching aid, providing both the balanced EL mastery (levels B1-B2) and an effective preparation for RNE.

настроение: боевое

ключевые слова: ЕГЭ, «Курс на ЕГЭ», преподавание английского языка, преподаватель, выпускник средней школы, средство обучения

город: г. Ростов-на-Дону

Не секрет, что сдача ЕГЭ — это сложный, трудозатратный, эмоционально изматывающий процесс. ЕГЭ боятся все: ученики, родители, учителя, директора школ, функционеры разных уровней. Может ли страх способствовать развитию способностей и оптимизации процесса образования? Конечно, нет! На разных уровнях с надеждой говорят о том, что ЕГЭ отменят. Не отменят! И задача учителей и преподавателей — адаптироваться, научиться готовиться к «страшному» экзамену, найти оптимальные пути и инструменты в подготовке к экзамену.

Как, к сожалению, выяснилось, многие преподаватели до сих пор сами не совсем понимают, что это за экзамен и как к нему готовить своих учеников. Как еще можно объяснить тот факт, что испытуемые до сих пор пишут Эссе (задание № 40) в формате «за и против», который уже несколько лет не используется на экзамене? Мы можем предположить, что учитель, освоив когда-то данный формат, никак не может перестроиться на формат «Мое мнение». Многие учителя отговаривают, а иногда запрещают (что возмутительно!)  школьникам сдавать ЕГЭ по своему предмету, чтобы не «подпортить» свою репутацию и репутацию школы плохими результатами[1].

Итак, я всегда даю первый универсальный совет учителям, которые приходят на мои семинары по методике подготовки к ЕГЭ по английскому языку: прорешать самим несколько экзаменационных вариантов. Уверена, что пока не каждый учитель это сделал, и, к сожалению, не каждый учитель это в состоянии сделать. В такой ситуации по меньшей мере кажется странным то, что сейчас в России происходит сокращение педагогических ВУЗов и специальностей, так как они считаются неприоритетными, профессия учителя является неконкурентоспособной. В таких условиях «вопросы подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современности, остаются чрезвычайно http://www.tilt.tcи. Наряду с все возрастающей ответственностью учителя, необходимо всеми средствами поднимать престиж и привлекательность данной профессии». [Богданова, Абросимова, 2014, с. 206].

Второй совет учителям — проводить пробные экзамены с учениками: с заполнением бланков, с соблюдением временных рамок, с разбором заданий и ошибок. Как эксперт региональной комиссии, я часто наблюдаю на апелляциях такую картину: приходит апеллянт с родителем и горячо утверждает, что он все решил правильно, но почему-то получил низкую оценку. Оказывается, что этот бедный ребенок не перенес ответы из черновика в чистовик, или неверно написал английские печатные буквы, или не прочитал инструкцию и т. д. Бывают и такие случаи: приходит на апелляцию школьник и с удивлением говорит о том, что за задания 39 и 40 получил ноль баллов, в то время как недавно сдал международный экзамен на очень высокий балл. Начинаем разбираться, и что? Этот действительно талантливый ребенок, сдавший IELTS на 7,5 баллов, написал в задании 39 триста с лишним слов, а в задании 40 — все пятьсот. Спрашиваем: «Вы читали задание, в котором говорится о лимите слов?» В ответ слышим удивительные вещи: «Нет, я думала, что чем больше слов, тем лучше». К какому выводу приходим? Учитель либо вообще не готовит своих учеников к сдаче ЕГЭ, либо никогда не проводил пробные экзамены и не обращал внимание своих учеников на условия заданий. Как правило, такие владеющие иностранным языком дети, готовясь и успешно сдавая международные экзамены, считают, что легко справятся с ЕГЭ самостоятельно.

И третий совет учителям — использовать материалы, размещенные на сайте ФИПИ: методические письма, аналитические материалы, материалы для экспертов региональных комиссий с полным разбором заданий, ошибок, с аудиофайлами, рекомендациями и заданиями для учителей. Очевидно, что команда ФИПИ состоит из профессионалов своего дела, усилия которых направлены на создание ресурсов, помогающих учителям в их нелегком деле.

Не секрет, что многие учителя предпочитают «натаскивать» своих учеников на сдачу экзаменов. Это, конечно, легче сделать, чем планомерно и целенаправленно осваивать иностранный язык. К сожалению, та сетка часов, которая сейчас существует в общеобразовательных школах, не дает возможности качественно подготовить школьников к сдаче ЕГЭ. Оптимизация в системе образования привела к тому, что классы, если в них не более 25 человек, не делятся на подгруппы на уроках иностранных языков. В таких условиях учителю ничего не остается, как «натаскивать» на выполнение заданий. Спасает то, что далеко не каждый ученик выбирает ЕГЭ по иностранному языку. Пока спасает. Но через несколько лет введут обязательный ЕГЭ по иностранному языку, и большинство, несомненно, потерпят неудачу, если мы уже сейчас не примем меры, не перестроим свои уроки, не найдем те наиболее оптимальные пособия и учебники, которые будут служить нам верными помощниками в нелегком процессе подготовки наших учеников к ЕГЭ по иностранному языку.

В данной статье я остановлюсь более подробно на новом учебнике «Focus on RNE» (RNE — Russian National Exam), который, по моему мнению, вполне может стать качественным помощником учителя, обеспечивающим как планомерное освоение английского языка на уровне владения иностранными языками B1–B2, так и качественную подготовку к сдаче ЕГЭ.

В каждом модуле (всего их 14) данного учебника есть задания, сформированные по формату ЕГЭ, они даются после разделов, предлагающих лексический и грамматический материал по определенной тематике. Темы модулей отражают элементы кодификатора по английскому языку.

Лексический материал очень насыщенный. Так, Модуль 1 посвящен теме «People» и предлагает лексику по тематическим рубрикам: внешность, чувства и эмоции, характер, одежда, этические вопросы и др. Далее эта лексика отрабатывается в большом количестве упражнений, часть из которых предлагается в формате ЕГЭ: аудирование, тексты для чтения, лексико-грамматические трансформации, включая упражнения на формообразование и словообразование. В каждый модуль включены задания по подготовке к устной части ЕГЭ, которые также отрабатывают лексический и грамматический материал данного модуля: даются тексты на фонетическое чтение, на описание и сравнение фотографий, на развитие умения задавать вопросы по стимулам и др.

Опыт работы экспертом по проверке экзаменационных работ в региональной комиссии показал, что самая большая проблема испытуемых в том, что они не могут четко и логично сформировать свои мысли даже по-русски. Это — проблема не столько учителей иностранного языка, сколько родителей. Это, пожалуй, самый грустный вывод, причиной которого может быть та перестройка и «копирование» западных программ, схем, методов образования. Если раньше «человека фактически учили мировоззрению, пониманию мира», то сейчас все гораздо более прагматично: обучаем «набору навыков, умений, лозунгов. Стремления понять мир нет». [см. Дремова Н. «Пятая империя» хирурга // Крым. Аргументы и факты. № 32, 2016. С. 3]

В 2016 году в Задании № 40 надо было написать сочинение с элементами рассуждения по теме Distance learning is the best way of education (Дистанционное обучение — самая лучшая форма получения образования). Многие испытуемые писали данное сочинение не по заданному формату, а по формату «за и против». Но еще большее количество учеников, как выяснилось, не понимали, что означает понятие «дистанционное образование», они сводят его исключительно к обучению на дому или даже к индивидуальным занятиям с репетиторами. Многие авторы сочинений не умеют приводить стройные и логичные аргументы в пользу своего мнения, и особенно при опровержении противоположного мнения, т. к. обучающийся не понимает, что такое контраргументы, и, соответственно, не умеет их выстраивать. Он, как правило, приводит новые, не связанные с предыдущим абзацем факторы. Многие аргументировали distance learning как самый лучший способ получения образования такими факторами, как «можно долго спать», «не нужно ходить в школу», «много свободного времени» и т. д.  Таким образом, можно прийти к выводу, что выпускники школ совершенно не ориентируются в современных образовательных технологиях, и(ли) у них не выработана способность к логическим умозаключениям.

Новый учебник «Focus on RNE» («Курс на ЕГЭ») предлагает множество форматов эссе (задание 40) с описанием, планом, рекомендациями, отобранной лексикой, образцами и вариантами выполнения заданий. Среди них есть следующие: expository essay — «Сочинение-объяснение» (Module 1); an opinion essay — «Мое мнение» (Modules 2, 4, 5, 9); а for-and-against еssay — «За и против» (Modules 3, 10, 14); an essay making suggestions for solving a problem — «Эссе с предложениями по решению проблемы» (Modules 7, 11). Такое разнообразие тем свидетельствует о том, что учебник нацелен не на «натаскивание» на один, определенный формат, а на поэтапное, многостороннее обучение английскому языку, на формирование качественных компетенций.

Согласно статистике, учащиеся вполне успешно справляются с заданием базового уровня — написанием личного письма (Задание 39). Однако и здесь из года в год повторяются ошибки: часто не даются ответы на все вопросы друга, вопросы задаются не по заданной теме, работы содержат множество грамматических, лексических и орфографических ошибок. В 2016 году в задании 39 фраза-стимул для трех вопросов гласила: I almost failed my last test in history… Многие участники экзамена не справились, задавая вопросы типа «Почему ты провалил экзамен?» Слово almost говорит о том, что тест был сдан, но на грани провала. Таким образом, слово almost запутало таких учеников, что связано либо с незнанием данного слова, либо с неумением построить логические умозаключения. Также, на вопрос What sports do you like to play? многие давали ответ: I like football. Такой ответ не был принят, поскольку любить заниматься спортом и просто любить спорт — разные вещи. Подобные ошибки повторяются из года в год, и задача учителя — научить выпускников их избегать, давать полные и точные ответы на вопросы, и уметь задавать логичные, грамматически правильно оформленные вопросы. Подготовке к выполнению задания 39 в учебнике «Focus on RNE» также посвящены разделы по письму в модулях 6, 8, 12,13.

Материал отрабатывается комплексно: многократно и на актуальном лексическом материале, что способствует освоению не только собственно грамматики, но и лексики.

Особо следует остановиться на страноведческих компетенциях учащихся. Здесь также имеется множество проблем. Для выпускников 2014–2015 годов вызовом стали понятия gap year, field trips, outlets, senior citizens, occupation, college, garage и др. Как выяснилось, выпускники не знают разницы между понятиями колледж в российской системе образования и в британской. Вызвали затруднения тексты, в которых говорится о распределении мусора в контейнеры разного цвета. В учебнике «Focus on RNE» имеется раздел «Culture», в котором дается страноведческий материал по англоговорящим странам.

В заключении необходимо отметить, что как бы мы не сетовали по поводу введения ЕГЭ, как бы мы его не ругали, надо выбирать пути и методы преодоления всех трудностей. Успешная сдача ЕГЭ возможна в результате совместных усилий многих сторон и факторов. Многое зависит от учеников, от их знаний, усидчивости, психологического настроя, знания структуры экзамена и стратегий подготовки. И естественно, главная роль в создании оптимальный условий в процессе подготовки к ЕГЭ отводится учителю и его профессионализму. Я желаю всем учителям, особенно начинающим, стать большими профессионалами своего дела, и найти свои, продуктивные методы преподавания иностранного языка и свой, качественный учебник, который станет надежным партнером в нелегком деле подготовки учеников к сдаче ЕГЭ. Учебник «Focus on RNE» вполне может стать таким партнером.

Авторами учебника «Focus on RNE» являются Д. Дули, В. Эванс, И. Б. Долгопольская, Л. С. Абросимова. Мне посчастливилось быть соавтором профессиональной команды, возглавляемой Вирджинией Эванс. К сожалению, в этом году Вирджинии, этого замечательного методиста и педагога, не стало. Она оставила огромное наследие, которое, я уверена, было, есть и будет востребовано еще долгие годы. Учебники и методическая литература, созданные под ее руководством, многие годы помогают учащимся в освоении английского языка, а учителям в его преподавании. Я с радостью приняла предложение издательства «Просвещение» выступить соавтором в создании нового учебника для подготовки к ЕГЭ «Focus on RNE» и буду гордиться совместной работой с замечательной командой под руководством Вирджинии Эванс.

[1] О факторах страха в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ, а также путях их преодоления см. статью Богдановой М. А., Абросимовой Л. С. «Итоговая аттестация российских школьников, или Кто и почему боится ЕГЭ» // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования. Часть 1: материалы V международной научно-практической конференции (21–22 ноября 2014 г., Россия, Ростов-на-Дону) — Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2014. — 370 с. С. 200–209.

Литература

  1. Богданова М.А., Абросимова Л.С. «Итоговая аттестация российских школьников или кто и почему боится ЕГЭ» // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования. Часть 1: материалы V международной научно-практической конференции (21–22 ноября 2014 г., Россия, Ростов-на-Дону) — Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2014.— 370 с. С. 200–209.
  2. Дремова Н. «Пятая империя хирурга» // Крым. Аргументы и факты. № 32, 2016. С.
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.