Оценка объективная и разнообразная, или Discover, Learn, Engage (по УМК «Английский в фокусе»)
Автор: Татьяна КУЗНЕЦОВА | Рубрика: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ Пятница 23 сентября 2016Данная статья посвящена различным видам контроля и проблемам совершенствования контрольных заданий. Создание благоприятных условий для улучшения практического владения учащимися иностранным языком является одной из приоритетных задач при внедрении различных видов контроля. Для осуществления этих задач учитель должен владеть соответствующими технологиями и терминологией при осуществлении контроля.
настроение: творчески-позитивное
ключевые слова: контроль, виды контроля, эффективность различных видов контроля
город: Московская область, г. Химки
“If the purpose for learning is to score well on test,
we’ve lost sight of the real reason for learning”
Jennie Fulbright
Контроль на уроках английского языка преследует различные цели, однако не является самоцелью и носит обучающий характер, что позволяет совершенствовать процесс обучения, внедряя эффективные приемы и способы обучения и создавая благоприятные условия для улучшения практического владения учащимися иностранным языком.
Через контроль выявляются степень и проблемы усвоения материала учащимися, устанавливаются стили восприятия учащимися нового материала и, конечно, осуществляется обратная связь.
Учитель в первую очередь должен владеть терминологией, описывающей виды контроля.
Существуют следующие виды контроля:
- Предварительный контроль существует для установления исходного уровня владения языком. Такой контроль обеспечивает основу для дифференцированного подхода к обучению и позволяет наметить стратегии в обучении языку в отношении как группы в целом, так и отдельных учащихся. В тестовых буклетах УМК «Английский в фокусе» есть входной тест (Entry Test).
- Текущий контроль позволяет не только выявить степень усвоения учащимися материала, но и судить об успешности овладения языком. В учебниках Spotlight после каждого модуля учащимся предлагается раздел Progress Check, который проверяет степень усвоения материала данного модуля и служит опорой для организации рефлексии. Последний раздел дает возможность учащимся самим оценить свои знания: Now I can… in English. В 10 и 11 классах каждый модуль заканчивается разделом Spotlight on Exams. Это позволяет учащимся не только проверить свои знания модуля, но и отработать навыки работы с экзаменационным материалом.
- Промежуточный контроль имеет своей целью выявление степени усвоения учащимися комплекса вопросов как в области языкового материала, так и по видам речевой деятельности. Учащиеся нередко имеют проблемы в усвоении лексики и грамматики. В учебниках Spotlight есть дополнительные упражнения Word Perfect и Grammar Check, помимо этого в сборниках контрольных заданий представлен Mid-Term Test для проведения в середине учебного года.
- Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком по завершении этапа (года или курса) обучения. Цель данного вида контроля — проверка знаний, умений и навыков учащихся. Для этой цели используются тесты, позволяющие объективно оценить результаты обученности каждого учащегося. Для итогового контроля в учебниках Spotlight используются стандартизированные тесты после каждого модуля.
- Контроль может быть устным или письменным.
Тесты являются составной частью контрольных заданий. В УМК Spotlight используются различные форматы контрольных заданий:
- перекрёстный выбор (matching);
- альтернативный выбор (true/false);
- множественный выбор (multiple choice);
- упорядочение (rearrangement);
- завершение/окончание (completion);
- замена/подстановка (substitution);
- трансформация (transformation)
- ответ на вопрос (answer the questions)
- перефразирование (paraphrasing)
- перевод (translation)
Существуют различные формы контроля:
- Индивидуальный контроль, который является наиболее объективной формой контроля, так как дает информацию о достижениях и проблемах каждого учащегося. Такая форма требует больших затрат учебного времени и его применение в чистом виде ограничено.
- Фронтальный контроль обычно протекает в форме беседы учителя со всей группой, такой контроль может проводиться в течение одного урока несколько раз. Вовлекаются все учащиеся, темп работы зависит от трудности заданий и готовности учащихся. Недостатки фронтального контроля состоят в том, что невозможно уделять равное внимание каждому учащемуся.
- Парный и групповой контроль продуктивен при контроле устно-речевых умений, учащиеся также могут продемонстрировать знания, участвуя в ролевой игре или выполнении проекта. В учебниках Spotlight предлагаются проектные задания, разнообразные речевые задания раздела Speaking.
Эффективность контроля во многом зависит от того, насколько он соответствует требованиям методики обучения английскому языку. Основными требованиями, предъявляемыми к контролю, являются его объективность, регулярность, дифференцированный характер, а также ясность и четкость формулировки контрольных заданий.
Средствами контроля являются, в первую очередь, учебные материалы. К их числу относятся, помимо печатных тестов, тесты на сайте Spotlight www.prosv.ru/umk/spotlight.
Помимо этого каждый учебник снабжен электронным приложением, которое позволяет учащимся самостоятельно работать дома, в том числе и оценивать свои знания.
Соединив понятия обучение, получение знаний и контроль, можно считать задания на контроль обучающими, а учебные задания могут рассматриваться как задания на контроль.
Если раньше при выборе УМК учителя обычно ориентировались на количество текстов и грамматических упражнений, то сейчас они все больше ориентируются на наличие материала для проверки языковых навыков и речевых умений учащихся.
Учитель должен владеть различными формами контроля, изучать и эффективно применять их в своей педагогической деятельности, создавая комфортные условия при организации и проведении тестирования — для обеспечения полноценного мониторинга освоения учащимися английского языка в рамках школьной программы.