Реализация требований профессионального стандарта педагога средствами УМК «Звездный английский»
Автор: Елена НАЖЕСТКИНА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Среда 21 сентября 2016Формирование гражданской позиции у обучающихся – одно из требований профессионального стандарта к воспитательной деятельности учителя. Данная статья показывает, как гражданское воспитание может быть реализовано при использовании УМК «Звездный английский» в начальной и средней школе.
Building citizenship is one of the requirements of the professional standard for educators. This article reveals how civic education can be realized when teaching English with “Starlight” both in primary and secondary school..
настроение: патриотическое
ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, гражданская позиция, национальная идентичность, воспитательный процесс, система занятий, патриотизм
город: г. Москва
Одним из требований к воспитательной деятельности учителя, закрепленных в профессиональном стандарте педагога, является «формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»[1]. Это соответствует требованиям ФГОС к личностным результатам освоения образовательной программы: становление основ гражданской идентичности в начальной школе и сформированность «системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [2] в средней школе.
Следует отметить, что формирование гражданской позиции — длительный процесс. Сам учащийся не сформирует активную гражданскую позицию — в этом ему нужно помочь. Основными источниками формирования гражданской позиции у детей являются, в первую очередь, семья и школа. Школа может делать это на уроках и во внеурочное время. Но для большей эффективности нужна система занятий и хорошо, когда учебник дает такую возможность.
Рассмотрим, как гражданское воспитание может быть реализовано на уроках английского языка на материале УМК «Звездный английский»[3] для начальной и средней школы. В учебниках для начальной школы есть специальные разделы, которые называются Our World, My World. В первом из них предлагаются тексты по культуре разных стран, в том числе и англоговорящих, — из них обучающиеся узнают о жизни своих зарубежных сверстников и реалиях в этих странах. В разделе My World предлагаются тексты о России по аналогичной тематике. Например, в учебнике для 2 класса — это тексты о русских национальных костюмах и российских городах, персонажах российских мультфильмов и известных людях; в учебнике для 3 класса есть тексты о парке отдыха в Москве, известных российских спортсменах, типичных местах проживания. В учебнике для 4 класса предлагаются тексты об известных городах нашей страны, традиционных блюдах русской кухни и популярных местах отдыха. После выполнения заданий на чтение, как правило, предлагается написать свой маленький рассказ по предложенной теме о своей стране, что дает возможность рассказать о своем личном опыте.
Учебники для средней школы (УМК «Звездный английский» 5–9) содержат раздел Russia, посвященный разным аспектам российской культуры. Текстовые материалы о России разных жанров и форматов (текст-описание, туристический буклет, биография) служат базой для дальнейшей речевой деятельности обучающихся с переносом на личный опыт. Среди тем этого раздела, например, встречаются такие тексты: «Городки», «Национальное блюдо» (5 кл.); «Санкт-Петербург», «Сибирский тигр», «Родина-мать зовёт!» (6 кл.) и другие. Задания после текстов способствуют формированию ценностных ориентаций и повышают мотивацию к практическому пользованию английским языком. Например, текст The Motherland Calls в учебнике для 6 класса способствует развитию чувства патриотизма. Этой же цели служит задание в учебнике для 9 класса Модуль 6 в разделе Curricular: History. После текста о роли женщин Великобритании во второй мировой войне обучающимся предлагается собрать информацию о роли российских женщин во время войны и рассказать одноклассникам.
Помимо раздела о России в каждом модуле учебников для средней школы есть отдельный урок Culture Corner, который посвящен одному из аспектов культуры стран изучаемого языка. Подбор текстов и формат упражнений после них подразумевают сравнение и с родной культурой, и воспитание ценностных ориентаций. Согласно замыслу авторов, знакомство с опытом сверстников в других странах, обсуждение и создание собственных проектов по заданной теме способствуют гражданскому воспитанию на уроках английского языка и духовно-нравственному развитию гражданина России, способного быть открытым и вести диалог с другими культурами.
Вот несколько примеров таких заданий, воспитательные задачи которых решаются также с учетом возрастных особенностей школьников.
Учебник «Звездный английский» 5 Модуль 3: после выполнения заданий к тексту о школе в Англии школьникам предлагается рассказать о школе в России и сравнить ее со школой Англии.
Учебник «Звездный английский» 6 Модуль 5: учащимся предлагается выполнить задание на понимание по тексту о благотворительной акции в Великобритании, а затем собрать информацию о похожем событии в своей стране и сравнить две благотворительные акции. Это заставляет учащихся задуматься о подобных мероприятиях и способствует развитию гражданской позиции.
Учебник «Звездный английский» 7 Модуль 3: после прочтения интернет-страницы The Appalachian Trail и выполнения заданий к тексту школьники в группах собирают информацию об уникальном месте своего края, созданном природой, и создают интернет-страницу о нем.
Учебник «Звездный английский» 9 Модуль 1: учащиеся читают статью об иммиграции в Америке, после выполнения различных заданий им предлагается собрать информацию о том, как иммигранты могут стать гражданами России.
Процесс обучения предмету «иностранный язык» построен на коммуникативной основе и, как правило, включает в себя дискуссии о проблемах в жизни общества. Ученики обсуждают собственные дела, текущие события в школе, стране, высказывают свое отношение к происходящему, и в процессе этих обсуждений вырабатывается личная обоснованная позиция обучающегося — растущего гражданина России. Большая часть текстового материала учебников серии «Звездный английский» и заданий к ним содержит потенциал для воспитания нравственности и развития гражданской позиции учащихся.
Понятие гражданской позиции включает в себя много аспектов: национальную идентичность, чувство принадлежности к своей стране, патриотизм и уважение к Отечеству, знание его истории и культуры, уважение к национальным святыням и культурному многообразию.
Личностными результатами являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.
(из пояснительной записки к рабочей программе к УМК «Звездный английский» 5-9)
Список использованной литературы:
1) Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.ug.ru/new_standards/6
2) ФГОС ООО URL: http://standart.edu.ru/
3) К. М. Баранова, Дж. Дули, В. В.Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс. УМК «Звездный английский» («Starlight» 2–4). УМК «Звездный английский» («Starlight» 5–9). URL: http://www.prosv.ru/umk/starlight