«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Современный урок английского языка в основной школе: способы достижения личностных результатов с помощью инновационного УМК «Сферы»

Понедельник 10 октября 2016

smirnova_main

В статье рассказывается о новом УМК по английскому языку серии «Сферы» для 5 класса общеобразовательных организаций.

настроение: позитивное

ключевые слова: ФГОС, личностные результаты, «Сферы», апробация, пилотирование, новый УМК

город: г. Москва

Пожалуй, самым сложным требованием, которое диктует новый ФГОС, является достижение учащимися личностных результатов. Большинство коллег согласится со мной в том, что предмет «иностранный язык» дает более широкие возможности для достижения данной группы результатов, чем, например, точные науки. На наших уроках мы можем затронуть любые темы и обсудить различные проблемы, в том числе и такие непростые вопросы, как расовая принадлежность, толерантность, патриотизм.

Замечу, что проверить достижение личностных результатов с помощью привычных нам форматов заданий, типа multiple choice, например, невозможно. Несмотря на это, мы должны на наших уроках создать возможность для достижения учащимися запланированных личностных результатов по завершении обучения. В этом немаловажную роль играют учебники, которые мы используем.

В 2016 году издательством «Просвещение» был выпущен новый УМК «Сферы» для 5 класса, в авторский коллектив которого я была приглашена как учитель-практик. Международный коллектив авторов провёл большую работу по подбору увлекательных текстов, составлению интересных заданий и упражнений и включению в учебник материалов, направленных на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Особое внимание при создании нового учебника было уделено возрастной и гендерной релевантности учебных материалов.

С сентября 2016 года в различных регионах страны проводится апробация этого современного комплекса для 5 класса. Я также самостоятельно провожу апробацию со своими учениками, фрагментарно используя те или иные задания на уроках. Меня радует, что мои ученики не только отрабатывают необходимые языковые навыки, но и расширяют свой кругозор. Именно поэтому мне хочется поделиться своим собственным опытом по достижению личностных результатов на уроке английского языка с помощью материалов нашего нового учебника.

Помимо отдельных заданий на формирование гражданской идентичности, что требуется стандартом, в учебник был включён раздел Russian Corner, посвящённый разным аспектам русской культуры по основной теме цикла. Среди тем этого раздела в нашем учебнике, например, встречаются тексты Russian homes, Russians are great collectors, Welcome to the Suzdal cucumber festival!, I live in a great place. Для знакомства с родной культурой, обычаями, разнообразными уголками России я обычно выделяю отдельный урок. В течение него учащиеся выполняют задания и упражнения, читают тексты, делятся опытом и впечатлениями, занимаются проектной деятельностью. Учитывая требования ФГОС, мы не обошли стороной и задания для включения семьи в образовательный процесс, например: Ask your family members about their schools. How different were they then? Tell in class и т. д. Следует обратить внимание на то, что мы намеренно употребили сочетание “family members”, а не “parents”, чтобы учесть интересы и проявить уважение ко всем социальным группам учащихся, например, детям из неполных семей или сиротам. На практике выполнение такого рода заданий показывает, что у детей появляется интерес к истории и традициям своей семьи, они сближаются с её членами, с гордостью представляют свои проекты в классе.

Текстовые материалы учебника затрагивают темы, которые волнуют современных подростков, а многочисленные задания для обсуждения и развития критического мышления помогают им решить проблемы общения, найти себя, укрепить собственное «я». Например, первый цикл учебника New school, new friends посвящён взаимоотношениям учащихся в школе, дружбе и интересам. Выполняя такого рода упражнения, мои ученики вступают в дискуссию, сравнивают свои увлечения и взаимоотношения с увлечениями и взаимоотношениями зарубежных сверстников. Стоит обратить внимание, что я никогда не позволяю превратить дискуссию в ссору. Необходим грамотный подход к проведению такого рода деятельности. Надо научить подростков,  что чужое мнение следует уважать, даже если с ним не согласен. Это тоже является одним из требуемых личностных результатов.

Для принятия и реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни (также один из личностных результатов) в учебник включены материалы, затрагивающие данные проблемы. Так, например, это цикл Party, Party!, материалы которого направлены на формирование у учащихся понимания необходимости ведения здорового образа жизни, правильного питания, неприятия вредных привычек на примерах сверстников из других стран. Замечу, что тексты, включённые в учебник, несут положительный заряд, дают учащимся понять, что из любых, даже самых сложных ситуаций можно найти выход.

В циклах Sports and hobbies, School: not just lessons, где у учащихся есть возможность ознакомиться с различными вариантами саморазвития и самообразования, а также уроками межпредметных связей (Cross-curricular studies). Они входят в состав каждого цикла и обеспечивают мотивацию учащихся к освоению английского языка как средства познания целостной картины мира. В числе интегрируемых учебных дисциплин такие привычные учащимся предметы, как математика, биология, физкультура, трудовое обучение и т. п. Материалы этого раздела содержат активные формы обучения, направлены на развитие новых способов деятельности, формирование здорового образа жизни.

Подводя итог, скажу, что работать с УМК серии «Сферы» интересно и легко, поскольку он чётко структурирован, снабжён поурочными методическими рекомендациями и аудиокурсом, скачать которые можно бесплатно с сайта издательства «Просвещение» (www.prosv.ru), и электронной формой учебника.

Подробнее о новом учебнике и условиях апробации можно прочитать на сайте www.prosv.ru

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.