Мотивационная готовность учителя к реализации ФГОС в условиях современной информационно-образовательной среды
Автор: Надежда БУЛАНКИНА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Среда 5 октября 2016В данной статье автору хотелось бы поделиться некоторым положительным опытом создания инновационной образовательной среды для учителя иностранного языка в Новосибирске и Новосибирской области в совместной деятельности с издательством «Просвещение» и авторскими коллективами УМК нового поколения, которые вносят значительный вклад в копилку позитивного развития мотивационной готовности учителя иностранного языка к реализации ФГОС.
настроение: радужно-реалистичное
ключевые слова: тьюторская позиция, коммуникативные технологии, мотивационная готовность
город: г. Новосибирск
Актуализация проблемы. Чаще всего пишут и говорят о мотивационной готовности или неготовности школьников и студентов к учению, к их развитию и самосовершенствованию. Проводятся широкомасштабные исследования в этом направлении, где мотивацию, в основе которой познавательные интересы и потребности, ценности, ценностные ориентации и преференции, ученые-исследователи и педагоги-практики изучают с точки зрения организационно-педагогических, психологических и дидактических условий и средств развития школьников.
Вне всякого сомнения, результаты этих исследований имеют определенное значение при рассмотрении вопроса о значимости мотивационной подготовки и готовности самого учителя-практика к решению многообразных задач современного иноязычного образования, в частности, задач, связанных с эффективным и оптимально возможным воплощением требований ФГОС основного общего образования в реальную педагогическую практику. Однако не менее значимо выразить уважение в этом направлении в отношении самого учителя. К сожалению, очень часто государство, администрация школ, родители не интересуются и другими аспектами жизни и профессиональной деятельности педагога. Нередко аспект создания организационно-педагогических и экономических условий проживания в инновационной образовательной среде для учителя и во имя его развития игнорируется или отдается воле случая.
Безусловно, позитивное пространство для самосовершенствования организуется и развивается прежде всего самим педагогом. При этом автор убеждена, что тьюторское сопровождение и поддержка (организационно-педагогическое, психологическое и методическое) не помешает и начинающему и опытному учителю. А потому в данной статье автору, который в своей педагогической деятельности отдает предпочтение тьюторской позиции в образовании взрослых, хотелось бы поделиться некоторым положительным опытом создания позитивной образовательной среды для учителя иностранного языка в Новосибирской области.
Позитивный опыт развития мотивационной готовности учителя иностранного языка. Прежде всего, важной считаем совместную деятельность с издательствами, в частности, издательством «Просвещение», и авторскими коллективами УМК нового поколения, которые вносят значительный вклад в копилку позитивного развития мотивационной готовности учителя иностранного языка.
Со дня основания кафедры гуманитарного образования Новосибирского ИПКиПРО, а это состоялось 1 февраля 1995 года, сотрудниками последовательно реализуется многоэтапный профессиональный проект «Становление полиязыкового пространства в контексте теории культурного самоопределения личности в образовательном процессе» в рамках институтской научно-исследовательской проблемы «Профессиональный рост учителя», позволивший оперативно решать задачи, связанные с совершенствованием теоретико-методологической подготовки и мотивационной готовности школьного учителя ИЯ к реализации современной парадигмы образования.
Рис. 1
В последние годы в связи со значительными изменениями в системе образования (ФГОС, модернизация и реформы в образовании, отечественные УМК нового поколения и т. д.) учителя постоянно работают с преподавателями и методистами кафедры, которые оказывают им практическую помощь. Понимая, что результаты внедрения стандартов нового поколения во многом зависят от школьного учителя, кафедра системно проводит совместно с издательством «Просвещение» организационно-методические мероприятия, направленные на формирование мотивационной готовности учителя ИЯ к инновационной педагогической деятельности: семинары, круглые столы, мастер-классы и научно-практические конференции по проблемам эффективной реализации ФГОС. Эти мероприятия становятся событием для нашего региона, для учительства, для всей кафедры.
Преподавателями кафедры ежегодно разрабатываются и обновляются программы модульного типа с последующей организацией краткосрочных (36–72ч) и долгосрочных (108–144ч) тематических курсов повышения квалификации и переподготовки неспециалистов в области лингвистики – свыше 30 программ выставляются каждый год на сайте кафедры: www.kgo.ucoz.ru
За последние пять лет нам удалось реально продвинуть идею организации дистанционного обучения учителя иностранного языка, и не только. Считаем уникальным опыт кафедры в создании курсов метапредметного характера в рамках ФЦПРО, направленного решение задач оптимизации требований ФГОС ООО. Исполнилась наша давняя мечта распространить положительный опыт использования программы по «Проблеме позитивной коммуникации на современном уроке» в российских масштабах. В реализации данной программы, которой уже почти 10 лет, приняли участие около 40 регионов – Белгород, Барнаул, Волгоград, Кемерово, Краснодар, Курск, Уфа, Петербург, Красноярск, Челябинск, Екатеринбург, Коми, Саратов, Иркутск, Алтайский край, Тюмень, Тыва, Ульяновск и т.д. Реализация не могла бы состояться без средств современных коммуникационных технологий (MOODLE), и без моих коллег из этих регионов.
Причем данная программа не могла бы быть выполнена в полном объеме, если бы не Наталья Валюшина – Красноярск, Ирина Ларионова – Петербург, Ольга Карпова – Волгоград, Валентина Карташова – Елец, Владимир Кузовлев – Липецк и многие другие. Хочется выразить огромную благодарность этим отзывчивым людям, которые помогли в осуществлении наших планов. Огромное спасибо учителям иностранного языка и педагогам других предметов, которые проявили интерес к коммуникативным аспектам современного образования. В частности, авторская программа метапредметного характера «Коммуникативные аспекты современного отечественного образования», реализованная впервые в сентябре 2016 в перечисленных регионах России (Н. Е. Буланкина), была предназначена для педагогов всех учебных дисциплин, имеющих среднее или высшее педагогическое образование: это учителя первой и высшей категорий, а также не имеющие категорий; со стажем работы и без стажа работы.
Несколько слов о самой программе. Целевая установка метапредметного курса – подготовка специалиста к выполнению трудовой функции в области культурно-ориентированного общения. Задачи курса — познакомить слушателя с теоретическими и практическими разработками в области коммуникативной компетенции учителя, совершенствования языковой и коммуникативной культуры личности в свете современного профессионально-коммуникативного дискурса, необходимого в условиях глобализации и поликультур/полиязычий в мире. Поставленная цель реализовывалась через самостоятельное изучение педагогом тематического материала, представленного авторскими лекциями (три темы), списком литературных и электронных ресурсов, системой контрольных вопросов и заданий к трем темам. Изучение курса завершалось итоговой тестовой работой в рамках следующих позиционных линий — культуротворческая парадигма современного отечественного образования, профессионально-коммуникативный дискурс как основа методологической готовности учителя к реализации ФГОС, гуманитарные культурно-ориентированные практики – гарант психологического равновесия в образовании. Форма реализации программы: заочная с применением дистанционных технологий и электронного обучения; объём: 24 часа.
Убеждены, что учителям иностранного языка в одиночку не решить проблему формирования эффективной коммуникативной компетенции без поддержки всего педагогического сообщества в школьных коллективах. Каждый учитель – учитель-предметник – призван совершенствовать собственный профессионально-коммуникативный дискурс. И кому, как не учителю иностранного языка это известно! Пытаясь мотивировать ученика высказать ту или иную мысль на иностранном языке, он видит, что нередко школьник затрудняется это сделать даже на родном языке. Вот почему на нейтрализацию этого недостатка нашего образования и направлены авторские программы сотрудников кафедры, культивирующие профессиональные компетенции.
В рамках кафедрального пролонгированного проекта наряду с реализацией авторских программ все проводимые кафедрой организационно-методические мероприятия преследуют цель систематизации знаний учителей о ФГОС в контексте фундаментальной теоретико-методологической и практической подготовки учителя-исследователя. Регулярно проводя семинары для учителей иностранных языков, кафедра приглашает авторские коллективы УМК принять участие в научно-практических конференциях, посвященных вопросам развития и самосовершенствования учителя, культивирования мотивационной готовности учителя к реализации требований ФГОС на уроках иностранного языка.
Рис. 2
В фокусе внимания учителя оказываются такие проблемы, как «Особенности обучения английскому языку по УМК «Английский в фокусе» в начальной школе» с участием авторов предметной линии учебно-методического комплекта «Английский язык 2–4 (“Spotlight”), «Острые углы современного иноязычного образования» и «Коммуникативные аспекты урока иностранного языка с УМК «Английский язык», «Горизонты», «Вундеркинды», «Современные технологии обучения ИЯ с УМК нового поколения в период введения ФГОС» (авт. Кузовлев В. П. , Лытаева М. А. и др.). Ежегодно в семинарах и конференциях принимают участие более 1000 учителей из образовательных организаций города и области. Учителя проявляют интерес и отмечают огромный творческий подъем после конференций, в которых напрямую с ними работают такие выдающиеся представители отечественной методики, как Ефим Израилевич Пассов, который предоставляет возможность послушать его видеолекции и беседы, Владимир Петрович Кузовлев, Юрий Алексеевич Смирнов, Мария Александровна Лытаева, Ольга Евгеньевна Подоляко, Юлия Евгеньевна Ваулина и многие другие.
Учитель всегда с нетерпением ждет новых встреч с этими людьми! И всегда уверен, что их советы, рекомендации о работе с УМК окажутся полезными в рамках самосовершенствования и мотивационной готовности к решению актуальных задач иноязычного образования, как это и случилось в очередной раз 14–15 сентября этого года на Второй Пассовской научно-практической конференции по проблеме «ФГОС: современные стратегии организации учебного процесса на уроках иностранного языка».
В формате своих заявленных выступлений Ефим Израилевич Пассов, Владимир Петрович Кузовлев и Мария Александровна Лытаева самозабвенно, с огромным энтузиазмом делились уникальным педагогическим опытом, своими разработками, презентациями, раздаточным материалом, видеоматериалом. Учителя время от времени прерывали их выступления аплодисментами и словами благодарности, задавали вопросы и получали исчерпывающие ответы. Убеждены, что автор УМК, как никто другой, способен положительно и конструктивно представить материал, который он выстрадал и представил на суд общественности. И когда учитель начинает разбираться в том, что он делает на уроке, естественно, повышается его практическая готовность к реализации тех актуальных целей и задач, которые заложены в государственных документах и учебных пособиях нового поколения.
Инновационная поисковая деятельность учителя. С целью более эффективной подготовки учителей к инновационной педагогической деятельности, а также большей интеграции педагогической науки и школьной практики кафедра продолжает создавать так называемые филиалы кафедр при образовательных организациях города и области (Новосибирск, Карасук, Татарск, Барабинск, Куйбышев, Маслянино, Купина, Красноозерск, Колывань и др.).
Как известно, ФГОС особое внимание уделяет формированию основ культуры исследовательской деятельности учащихся, реализации и публичной презентации результатов исследовательского поиска. Анализ работ учителей и учащихся, представленных на научные конкурсы и конференции, показывает, что многие педагоги в недостаточной степени готовы (с точки зрения позитивной мотивации) к организации собственной исследовательской деятельности и поисковой работы школьников. Среди факторов, препятствующих организации исследовательской деятельности школьников, учителя называют загруженность учащихся в связи с подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ, собственную загруженность, а также отсутствие собственного опыта руководства исследовательской работой учащихся. Проанализировав сложившую ситуацию в школе, преподавательский состав кафедры гуманитарного образования пришел к следующим выводам о необходимости
1) формировать соответствующие компетенции в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей;
2) включать в каждую программу курсов повышения квалификации модуль, посвященный организации экспериментальной деятельности учителя и технологиям организации учебно-исследовательской деятельности школьников;
3) разработать спецкурс для старшеклассников «Основы исследовательской деятельности» на базе филиалов кафедр;
4) организовать систематическое проведение научно-практических конференций учителей по проблемам, на которых консолидируются результаты исследовательской и поисковой деятельности учителя и учащихся.
Рис. 3
С 2014 года кафедра проводит научно-практические конференции «Иностранные и родные языки в современном культурном пространстве: аспекты межкультурной коммуникации». Каждый год в конференции принимают участие 140–150 учителей, 10% учителей-участников конференций разного уровня и характера представляют результаты своих исследований в формате статей в сборники и в электронный научно-педагогический журнал «Сибирский учитель», а также в интернет-журнал «Просвещение. Иностранные языки». Организация системных встреч с отечественными и зарубежными авторами учебно-методических комплектов, а также с носителями иностранных языков позволила в процессе совместной деятельности наметить следующие основные позиционные направления исследования:
- реализация системно-деятельностного подхода на современном уроке;
- роль УМК в реализации здоровьесберегающих технологий;
- формирование универсальных учебных действий школьников;
- лаборатория профессионального роста учителя-гуманитария;
- применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;
- проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка;
- формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
- духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка;
- коммуникативные аспекты современного языкового образования.
Пять последних позиций находят широкое отражение в практике работы с учителями на курсах повышения квалификации и при встрече с авторскими коллективами УМК издательства «Просвещение». Учителя ИЯ учатся определять цели обучения (общепедагогические и применительно к своему предмету), предвидеть трудности усвоения материала, структурировать уроки в систему, реализовывать учебные проекты, обеспечивающие формирование ключевых компетенций, создавать ситуации развития личности в образовательном процессе и оценивать эффективность своей педагогической деятельности. С целью оказания методической помощи учителям школьных коллективов для более оперативного взаимодействия с коллегами кафедра создала сайт-партнер с ведущими отечественными издательствами, и, конечно, с самым старейшим в России, издательством «Просвещение». Учителя нашего региона регулярно отправляют свои методические разработки и статьи на сайт института, в журналы «Сибирский учитель» и «Просвещение. Иностранные языки», участвуют в проведении олимпиады для учителя иностранного языка в области.
Некоторые выводы. Кафедра ценит и не забывает тех, кто начинает осознавать необходимость в построении образовательного процесса как результата совместной творческой деятельности и педагога, и учащихся. Уверены, что инновационное поведение учителя, в частности, мотивационная готовность педагога, одновременно предполагает максимальное развитие языковой личности обучающихся, её индивидуальности, личностного потенциала участников образовательного процесса, способных общаться, а не просто коммуницировать с помощью языковых средств.
Так и на последнем нашем форуме, на Второй Пассовской научно-практической конференции по проблеме «ФГОС: современные стратегии организации учебного процесса на уроках иностранного языка» 15 сентября 2016 года в красивом обновленном Актовом зале НИПКиПРО в присутствии почти 200 учителей иностранного языка и авторов УМК издательства «Просвещение» были отмечены благодарностями учителя-энтузиасты школ «СОФИЯ», Экономического лицея, МБОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков №137, которые потрясающе работают в рамках ФГОС, претворяя в жизнь духовно-нравственное воспитание – патриотическое, кросс-культурное и интернациональное воспитание и развитие подрастающего поколения – в инновационной информационно-образовательной среде.
Рис. 4
Не забываем и наших постоянных гостей, авторов учебных пособий издательства «Просвещение» В. П. Кузовлева и М. А. Лытаеву, вносящих огромный вклад в развитие иноязычного образования и подготовку учителя и которые также были отмечены благодарственными письмами.
В заключение хотелось бы от имени нашего региона поздравить всех коллег с Днем учителя!
Список использованной литературы
- Буланкина Н. Е. Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления: монография. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013.
- Сергеев Н. К., Сериков В. В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: монография.— М.: Логос, 2013. — С. 92–100.