Рефлексивный взгляд на современный урок
Автор: Нина НИКОНОВА | Рубрика: МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ Понедельник 17 октября 2016В настоящее время педагогическая рефлексия является неотъемлемым и обязательным элементом обучения иностранному языку. Постоянный рефлексивный обзор с позиций ежедневной практики позволяет учителю быть компетентным в своей профессии. В статье рассматриваются рефлексивные процессы в профессиональной деятельности учителя иностранного языка в ходе проектирования урока, взаимодействие с обучаемыми, приемы самоанализа и самооценки собственной деятельности и учащихся.
ключевые слова: современный урок, план урока, конспект урока, ученик, учитель, профессиональная рефлексивная деятельность
город: г. Псков
План урока — это ход действий субъектов урока.
Конспект урока — это ход мысли субъектов урока.
В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. В отношении учителя речь в этом плане идет о разнообразных приемах развития педагогической рефлексии, которая на сегодняшний день становится неотъемлемым и обязательным элементом организации обучения вообще, и иностранному языку в частности. Для будущего успеха всегда важна способность учителя, учащихся и родителей соучаствовать в рефлексивном разборе всех проявленных учеником успешностей.
Различные педагоги по-разному видят и понимают роль рефлексии в контексте профессиональной деятельности учителя иностранного языка, но все они едины во мнении, что постоянный рефлексивный обзор своей теоретической базы с позиций ежедневной практики позволяет учителю стать компетентным в своем профессиональном деле.
Анализ обучения иностранному языку в средней школе позволяет говорить, что еще рано делать вывод о том, что рефлексивные виды деятельности активно применяются учителем и учащимися на уроке. Надо отметить, что многие учителя, не использующие такую систему оценки, воспринимают детальную градацию знаний и умений их подопечных как дополнительную нагрузку. Формула результатов обучения и восприятия еще, к сожалению, может выглядеть так:
Формула 1
знания — навыки—умения — применение
Если попробовать пропустить урок через сито этой формулы еще до его проведения, учитель может выявить и оценить те возможности, которые несет в себе каждый данный урок.
Формула 2
знания — навыки — умения — понимание — рефлексия
Попробуем разобраться, какие рефлексивные процессы стоят и проявляются в профессиональной деятельности учителя. Профессиональная рефлексия учителя означает прежде всего попытку понять:
- кем является ученик;
- каковы перспективы его развития;
- какие из них можно принять за конкретную цель в данных обстоятельствах;
- какой должна быть данная ситуация, чтобы она стимулировала его к развитию[1].
Таким образом, в сознании учителя рефлексивно отражается не только ученик, но и действия, которые учитель предпринимает по отношению к нему. Другими словами, рефлексия педагогической деятельности учителя — это процесс мысленного (предваряющего или ретроспективного) анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы ее решения[1].
Резюмируя сказанное, можно представить освоение учителем рефлексивного анализа следующим образом:
- процесс проектирования и конструирования урока; ход действий субъекта урока;
- непосредственное взаимодействие с учащимися;
- самоанализ и самооценка собственной деятельности, то есть самого себя как субъекта.
Практическая реализация такой деятельности имеет два основных вида: текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса, и итоговая рефлексия, завершающая логически и тематически замкнутый период деятельности. Ученые подразделяют рефлексию в образовательном процессе на три типа:
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия, направленная на выявление настроения и эмоционального состояния учащихся.
На наш взгляд, целесообразно первый и второй типы рефлексии рассматривать в единстве, поскольку первый тип рефлексии дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Для развития рефлексии деятельности ученик тоже размышляет, осмысливает то, что он сам понял, усвоил, и передает это в сжатой форме, выделяя основное, главное. Нужно, чтобы каждый ученик в какой-либо форме отчитывался за результаты своей работы на уроке. А что же учитель? Какова его позиция? Деятельность учителя проявляется в учебном взаимодействии с учеником, реализации его деятельности и, несомненно, в самоанализе и самооценке собственной деятельности, самого себя как субъекта (см. рефлексивный анализ).
Приведем примеры, раскрывающие данную сторону педагогической деятельности. Обычно урок начинается с речевой зарядки[2]. Для включения учащихся в урок, создания языковой атмосферы можно использовать прием незаконченного предложения (пословицы, высказывания), непосредственно связанного с тематикой урока.
УМК «Английский в фокусе» 10 класс, Student’s Book, Lesson 4a,Topic “Earth Alert” — What a man can be is born with him, what he becomes is a result of his… (environment).
УМК «Английский в фокусе» 11 класс, Student’s Book, Lesson 1 D, Topic “Friendship” — He who seeks a faultless friend remains… (friendless).
Можно воспользоваться приемом «Выбор высказывания». Учащиеся выбирают высказывание, работая в парах, объясняют свой выбор, учитель «подводит» их к теме урока.
УМК «Английский в фокусе» 7 класс. Student’s Book, Lesson 7 A, Topic “A Square — Eyed Generation?”
“Imitation is the sincerest form of television.” Fred Allen
“Television is an amusement park. We’re in the boredom-killing business.” Paddy Chayefsky
“All television is an educational television. The only question is what it is teaching.” Nicholas Johnson
”I hate television. I hate it as much as peanuts. But I can’t stop eating peanuts.” Orson Welles
Для фонетической зарядки, которая, к сожалению, часто игнорируется учителем, можно использовать поговорки и пословицы, также связанные с тематикой урока. Например, УМК «Английский в фокусе», 7 класс, Student’s Book, Lesson 9A, “You are what you eat”. Данный УМК предлагает интересные и полезные пословицы, которые также можно использовать для данного вида деятельности.
Учитель предлагает учащимся несколько пословиц, а учащиеся находят соответствующие им русские эквиваленты, выбирают пословицу, которая им нравится, проговаривают, a затем воспроизводят ее по памяти.
”Too much of a good thing is good for nothing.” — Хорошего понемножку.
“Stolen pleasures are sweetest.” — Запретный плод сладок.
“Forbidden fruit is sweet.” — Запретный плод сладок.
“Bind the sack before it is full.”— Знай меру.
Если учитель ведет урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности в виде ступенек, ведущих к успеху. Учащимся предлагается оценить свою работу на каждом этапе урока (lesson stage), где, например,
8 |
|||||||
7 |
|||||||
6 |
|||||||
5 |
|||||||
4 |
|||||||
3 |
|||||||
2 |
|||||||
1 |
1 — Warmer , 2 — Phonetic Practice, 3 — Vocabulary, 4 — Grammar, 5 — Listening, 6 — Speaking, 7 — Reading, 8 — Project work.
Такая «лестница успеха», конечно, будет включать те этапы, которые соответствуют поставленным задачам урока, а их не может быть более трех-четырех.
Так, после ознакомления с лексическим либо грамматическим материалом и его тренировки возможно использовать следующую схему:
At the lesson I have | learnt new words |
practised new words | |
remembered new grammar rules | |
practised grammar material (etc) |
Своеобразие профессии учителя состоит в том, что обучение — это процесс совместного действия. Известно, что трудно удержать внимание учащихся, когда они слушают ответы товарищей: нередко возникает вопрос поддержания дисциплины на уроке. И здесь приходит на помощь известный прием активизации деятельности учеников. Если учащиеся слушают пересказ текста или сообщение, то важно, чтобы перед ними была поставлена задача, например: дать комментарий ответа, задать уточняющие вопросы, дать оценку услышанному. На основе внимания к ответу товарищу, понимания его высказывания можно организовать рефлексию.
Завершая этап говорения, целесообразно акцентировать внимание учащихся на рефлексии “Finish the sentences”.
Now I | know how to
can |
speak about … |
say my opinion on … | ||
give arguments … | ||
express my attitude to … | ||
explain the problem (etc) |
Работу над чтением можно завершить, используя следующую схему:
I have | reviewed words and grammar
read an extract from… retold the story acted out the dialogue given my classmate a summary of the extract used a dictionary to explain the words ( etc) |
Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым — осмысленным, пережитым, можно использовать при обучении практически любым видам деятельности. Слово синквейн происходит от французского “cinq” — пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Правила написания синквейна подробно изложены в статье, опубликованной в интернет-издании для учителя «Просвещение. Иностранные языки»[3].
Например, к УМК «Английский в фокусе» 7 класс, Student’s Book, Lesson 10C, Healthy Body — Healthy Mind” можно написать такой синквейн:
Wellness
Physical and Social
Depends, Is Controlled, Should be Balanced
I wish you were
My Lifestyle [4].
На этапе проектной работы целесообразно вспомнить и акцентировать внимание учащихся на последовательности выполнения действий, попросить их выделить этапы работы, особенно трудные, интересные, важные.
We Work on the Project:
- Choose the title of the project.
- Collect information.
- Revise the material on the problem.
- Combine the collected material.
- Make the project in any of the possible forms: a collage, a poster, a booklet, a leaflet, an ad etc.
- Present the project to the group.
- Explain the ideas.
Третий тип рефлексии целесообразно использовать в начале и конце урока с целью установить эмоциональное состояние учащихся, увидеть, как меняется их настроение на уроке.
Приведем несколько примеров организации данного вида рефлексии.
- Учащиеся получают карточки с изображением трех смайликов: веселого, нейтрального и грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению: Choose the drawing that reflects your spirits.
- Учащиеся получают две карточки: синюю и красную. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и конце урока. Такой прием позволяет проследить, как урок повлиял на настроение и эмоциональное состояние учеников.
- Если тема урока, например, «Музыка», можно предложить на нотном стане, нарисованном на доске, нарисовать ноты: на первой линеечке либо на других, до последней — пятой, в соответствии с суждением об успехе урока (пример придумала студентка 4 курса Псковского госуниверситета Ирина Копытова).
- Если содержание урока позволяет, можно предложить ученикам две картины с изображением пейзажей. Одна картина проникнута печальным настроением, другая — веселым. Учащиеся выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Возможно аналогичное использование музыкальных композиций.
- В начале урока учащиеся получают цветы: красные и голубые. В конце урока учитель говорит: ”If you liked the lesson and you learned something new, then put the flower in the basket (vase). The red flower means you liked the lesson, the blue flower means you didn’t like the lesson”.
- Можно оценить эмоциональное состояние учащихся, используя опорную схему, которая не только расширяет словарный запас учащихся, но ответы на вопросы схемы способствуют передаче разных чувств и переживаний.
What emotions do you feel?
I feel
Positive emotions
satisfaction happiness joy success admiration pride surprise |
Negative emotions
dissatisfaction irritation boredom sadness anxiety fear |
Why?
Because I…
Was not bored, worked hard, didn’t relax, answered properly, was active, was emotional, fulfilled the task, received a reward (a good mark), etc.
Итоговая рефлексия отличается от текущей большим объемом рефлексируемой деятельности и большей формализованностью. Содержание и приемы итоговой рефлексии определяет учитель на основе образовательной программы. Итоговую рефлексию проводят в виде специального занятия в конце изучения большого раздела, в конце четверти/триместра, модуля (см. УМК «Английский в фокусе», в конце учебного года, где учащимся предлагается ответить на такие вопросы, как: «Каков мой самый большой успех за этот год? Благодаря чему я смог(ла) его добиться? В чем состоят мои трудности? Как я их преодолею? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?» и т. д.[5]
Естественно, вышеперечисленные примеры рефлексии не являются исчерпывающими, и думающий учитель всегда будет помнить, знать и видеть каждое продвижение в учебной работе учащихся, ведь публичное признание личных достижений — важный момент урока, проживаемый каждым учеником.
Links & resources
- Бизяева А. А.Психология думающего учителя. Педагогическая рефлексия. — Псков, 2004. с. 60–62.
- Никонова Н. К. Чем труднее, тем легче // Просвещение. Иностранные языки. — М.: Просвещение. — № 2. — 2012. — С. 13–15.
- Тестова И. В. Синквейн на уроках английского языка в начальной школе // IYAZYKI.RU: интернет-изд. 2014. 14 фев. URL: http://iyazyki.ru/2014/02/sinquain-gradeschool/
- Уроки английского языка. Методическое пособие для преподавателей. СПб.: Каро, 2000. — 88 с.
- Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.