Как можно использовать интерактивную доску на уроках иностранного языка. Способы работы.
Автор: Оксана КУЛИГАНОВА | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Понедельник 26 декабря 2016Интерактивные доски в школе используются для преподавания различных предметов. Их использование во время занятий позволяет задействовать все основные сенсорные системы человека – визуальную, слуховую и кинестетическую, что делает образовательный процесс более успешным.
Interactive whiteboards are used in schools for teaching different subjects. Their use in the classroom allows the use of all basic human sensory systems — visual, auditory and kinesthetic, which makes the educational process more successful.
ключевые слова: интерактивная доска, повышение мотивации, разнообразные формы работы, интересные, увлекательные занятия
город: Вологодская область, город Череповец
Интерактивные доски в школе используются для преподавания различных предметов. Их использование во время занятий позволяет задействовать все основные сенсорные системы человека — визуальную, слуховую и кинестетическую, что делает образовательный процесс более успешным. Особое значение психологи придают кинестетической системе, так как именно с ней связано явление моторной памяти и возможность довести навыки до автоматизма. Глубокое обучение возможно только при взаимодействии кинестетического восприятия и моторики. «Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь». Эта китайская пословица самым лучшим образом характеризует основной принцип проведения урока с использованием интерактивной доски.[1]
Что дает использование интерактивных досок на уроках в школе? Выделим несколько преимуществ.
- Ясная, эффективная и динамичная подача учебного материала.
Преподаватели могут сделать свои занятия более яркими, могут выбирать различные стили обучения, работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп.
- Существенное повышение мотивации учащихся.
Занятия становятся интереснее и увлекательнее. Даже те ученики, которые с неохотой идут на урок, моментально вовлекаются в учебный процесс, так как сами прекрасно ориентируются в цифровом мире и активно используют в повседневной жизни различные электронные устройства. Многообразие вариантов работы на интерактивной доске активизирует познавательную деятельность учащихся и совершенствует коммуникативные навыки.
- Организация разнообразных форм работы на уроке.
Интерактивная доска в средней школе — это незаменимый инструмент для организации самостоятельных и коллективных форм работы на уроке, дискуссий, в которых развивается умение учащихся аргументировать и объяснять свою точку зрения.
- Экономия учебного времени.
Нет необходимости конспектировать занятия. Применение интерактивной доски на уроке в школе помогает экономить время на ведении текущих записей по ходу урока. Учащиеся могут сохранить, распечатать материалы, вернуться к ним дома или на следующих занятиях. Заранее подготовленные занятия (а также диаграммы, рисунки, тесты, таблицы, музыка, карты и другие ресурсы для урока) дают возможность сохранять быстрый темп урока. Преподавателю и ученикам не надо тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или переходить от экрана к клавиатуре компьютера. В режиме online на интерактивной доске можно работать с материалами урока — комментировать, вносить добавления, держать связь со всем миром, имея выход в Интернет.
- Создание и расширение методической базы.
Преподаватели могут создавать свою коллекцию интерактивных занятий по разнообразным предметам и темам. Могут делиться материалами друг с другом, использовать созданные материалы из года в год, адаптируя их под конкретную аудиторию.
- Одновременное использование разных материалов.
Можно использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, интернет-ресурсы и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируясь на каждого ученика в своем классе.
- Оперативный контроль знаний и возможности дистанционного обучения.
Преподаватели могут создавать и проводить опросы в режиме реального времени, демонстрировать ученикам результаты тестирования. Можно записывать уроки, создавать базу записей, различных материалов, тестов, самостоятельных и контрольных работ. Каждый ученик сможет в любое время вернуться к материалам урока, изучить пропущенный материал, проверить себя.[1]
Разберем возможности работы на интерактивной доске Classic Colution серии CS TB (IR) c программным обеспечением “Whiteboard версия 2.5”.
Приведу первый пример работы на уроке тренировки грамматических навыков. Урок английского языка в 9 классе. Тема «Страдательный залог». Учитель заранее создает файл в программе “Whiteboard версия 2.5”.
Подготовка к уроку:
На правой вертикальной панели инструментов учитель выбирает функцию «Текст», указывает место, куда нужно поместить текст и вводит с помощью клавиатуры (рис. 1). Например:
Everybody _______________ by terrible news yesterday.
- shocked b) was shocked
Для проверки ответов учитель создает второй файл, копируя предыдущий файл, но с готовыми ответами. Можно использовать функцию «Штамп» на той же панели (рис. 2). Например:
Everybody _______________ by terrible news yesterday.
- shocked b) was shocked
Ответ под буквой b правильный. Фигура (штамп) может быть любая (галка, сердце, цветок, плюс и т.д.)
Или:
Everybody b) was shocked by terrible news yesterday.
- shocked
Правильный ответ можно перенести в пропуск с помощью функции «Выбор», щелкнув по ней один раз (рис.1).
На уроке:
- Учитель открывает файл и представляет учащимся тест. Учащиеся выбирают правильный вариант ответа. Каждый дает свой вариант и обосновывает, почему он выбрал его. Учащиеся объясняют правило, структуру предложения, время глаголов, называют того, кто выполняет действие. Один из учащихся подходит к доске и с помощью стилуса отправляет слово в пропуск (функция «Выбор»). Другой способ работы. Все учащиеся выполняют данный тест в тетрадях. Выполнив тест, учащиеся по очереди выходят к доске и отправляют выбранное слово в пропуск с помощью стилуса. На этом этапе может возникнуть дискуссия, кто был прав. В споре рождается истина. Каждый захочет повторить правило, заглянуть в грамматические справочники, чтобы в следующий раз показать лучшие знания (рис. 1).
- Учитель открывает файл для проверки с правильными ответами. Учащиеся еще раз убеждаются либо в своей правоте, либо в неудачном выборе. В любом случае это мотивирует учащихся к совершенствованию своих знаний (рис. 2).
Текст с пропусками и ответами (рис. 3). Данный текст создается в программе Power Point. Слева — текст. Справа — ответы (пропущенные слова). На уроке учитель открывает файл с текстом с помощью функции «Файл» — «Импорт файла». На нижней горизонтальной панели инструментов находит функцию «Затенение экрана». Шторка закрывает экран. Спуская шторку вниз или сдвигая влево, учитель постепенно открывает предложения с пропусками. Учащиеся дают ответы и проверяют себя после движения шторки (рис.4, 5, 6).
рис. 2
рис.4 рис.5
Перемещение шторки экрана: 1) открытие предложения с пропуском, 2) открытие ответа и второго предложения, 3) открытие ответов.
Второй пример работы на интерактивной доске. Урок немецкого языка в 5 классе. Обобщение и систематизация знаний. Прошедшее повествовательное время.
- Учитель создает файл в программе “Whiteboard версия 5”. На правой вертикальной панели инструментов выбирает функцию «Текст», указывает место, куда нужно поместить текст и вводит с помощью клавиатуры. Формы глаголов (первая и вторая) располагаются на слайде беспорядочно.
- Учащиеся на уроке находят соответствующие формы и перетаскивают с помощью стилуса одну к другой, предварительно нажав на функцию «Выбор» (рис.7, 8).
рис.7
Третий пример работы на интерактивной доске. Урок немецкого языка в 6 классе «Предлоги с дательным и винительным падежами». Тренировка. Файл создается в программе “Whiteboard версия 2.5” заранее перед уроком или с учащимися на уроке в зависимости от цели: для первого ознакомления с предлогами или тренировки употребления в речи.
Подготовка к уроку:
На вертикальной панели инструментов расположен значок «Переключить». Нажав на данный значок, можно переключиться между часто используемыми инструментами и графическими фигурами. В данном случае нас интересует функция «Стереометрия» (рис.9).
рис.9
При нажатии откроется подменю, где можно выбрать такие фигуры, как параллелепипед, пирамиды, цилиндр, конус. Можно изменить такие атрибуты, как толщина линии и цвет. Используя функцию «Заливка», можно выбрать цвет и закрасить одну замкнутую область, объект или страницу целиком. На правой вертикальной панели инструментов можно выбрать функцию «Текст», указать место, куда нужно поместить текст и ввести с помощью клавиатуры. С помощью функции «Выбор» можно перетащить слова в любую зону слайда. Например, предлог «über» (над) располагается над кубом, «unter» (под) — под кубом, «neben» (около) — рядом с кубом и т. д. (рис.10).
рис.10
На другом уроке можно использовать более сложные функции. На данный момент учащиеся уже знакомы с правилом употребления предлогов и артиклей в зависимости от поставленного вопроса. Если учащиеся задают вопрос wo? (где?), то используют артикли дательного падежа, если задают вопрос wohin? (куда?), то употребляют артикли винительного падежа. Для экономии времени на уроке лучше данный файл создать заранее. На правой вертикальной панели есть функция «Таблица» (рис.12). Учитель располагает таблицу в любой зоне слайда и с помощью функции «Текст» вносит артикли дательного и винительного падежей, затем вписывает местоимения, глаголы, существительные, которые в дальнейшем можно будет использовать в построении предложений (рис.11, 12). Слева на слайде находится пиктограмма. При нажатии на данную пиктограмму появится выпадающее меню, где можно выбрать и перетащить на страницу файлы различных форматов, таких как word, ppt, pdf, flash, mwv. Вкладка «Галерея» открывает папку, где хранятся файлы, прилагаемые вместе с программой. Выбираем любые здания, сооружения, людей и перетаскиваем картинки на слайд (рис.11, 12). Далее работа проходит на уроке. Учитель дает задание составить предложение «Он стоит рядом с домом». Учащийся выходит к доске, с помощью стилуса перетаскивает нужные объекты и слова и составляет предложение под картинкой: „Er steht neben dem Haus“ (рис. 12, 13). Остальные учащиеся проверяют выполнение задания, корректируют, помогают. Каждый учащийся задумается, двигается объект по направлению к другому или стоит рядом с ним, и выбирает артикль существительного в зависимости от поставленного вопроса. При этом можно менять объекты, количество объектов, соответственно формы глаголов во множественном числе, использовать другие глаголы, но учащиеся запомнят, что одни и те же предлоги можно использовать и в дательном, и в винительном падежах (рис.13, 14).
рис.14
В итоге можно сказать, что любые сложные моменты в грамматике и английского, и немецкого языков, которые не даются многим учащимся с разным уровнем развития, восприятия мира, индивидуальными особенностями, на данных уроках с интерактивной доской кажутся простыми и не требующими дополнительных объяснений учителя. Учащиеся любого возраста увлекаются игрой, соревнуются, анализируют, думают и с радостными чувствами уходят с урока. Главное, нужно помнить об ограничении времени работы на интерактивной доске, избегать нагрузки на зрение и эмоциональное состояние детей. 10–15 минут работы на уроке вполне достаточно.
Список литературы:
[1]Интерактивная доска для школы и детского сада/http://www.delight2000.com/for-education/whiteboards-in-school/
Интерактивная доска в школе/авт.-сост. Е.А. Голодов, И.В. Гроцкая, В.Е. Бельченко. — Волгоград: Учитель, 2011.
Руководство пользователя программного обеспечения “Whiteboard версия 2.5” для IR интерактивных досок Classic Solution серии CS TB (IR).