Направления развития детской одаренности
Автор: Елена СЫЧУГОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 18 января 2017“All children are gifted”. Эта фраза как нельзя лучше отражает работу современной школы. Наш быстроразвивающийся мир требует от выпускников умения применять полученные знания в практических условиях разных сфер жизнедеятельности человека. Поэтому работа по развитию детской одаренности должна вестись в разных направлениях: духовно-нравственном, социальным, физическом.
“All children are gifted”. This phrase is the best reflection of modern school work. Our rapidly-growing world demands from our graduates the abilities to apply their knowledge in different spheres of our life. So the work on developing children’s talents must be done in various directions: moral and intellectual, social, physical.
ключевые слова: детская одаренность, развитие, направления развития олимпиады, исследовательская деятельность, театр, школьная газета
город: Республика Татарстан, г. Набережные Челны
Методическим объединением учителей английского языка в нашей гимназии такая работа ведется по следующим направлениям:
— работа с учащимися, получающими углубленные знания по предмету с целью подготовки их к олимпиадам и конкурсам. Данное направление охватывает разновозрастных учащихся, с 3 по 11 класс и имеет многолетние результаты (победителей и призеров очных и заочных олимпиад и конкурсов разного уровня, в том числе и муниципальных, республиканских и региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников). Эта работа способствует более глубокому пониманию лингвистических особенностей языка, его фонетического строя, исторических и социальных особенностей. Каким же образом осуществляется такая подготовка? Во-первых, существуют специальные кружки и элективные курсы; во-вторых, на каникулах учащиеся начальной школы и начального этапа средней школы объединяются в лингвистический отряд; в-третьих, учащиеся старшего этапа средней школы и старшей школы выезжают на различные тренинги, проводимые с привлечение иностранных преподавателей или преподавателей вузов.
— второе направление работы – научно-исследовательская и проектная деятельность. Как и первое, данное направление также охватывает разновозрастных учащихся, которые с удовольствием принимают участие в исследованиях, необходимых при написании работы. Работа над исследованиями и проектами не только позволяет обучающимся больше узнать об особенностях языка, но и об истории и культуре стран изучаемого языка. Кроме того, учащиеся старших классов часто пишут и полилингвальные работы, изучая и сравнивая два и более языка, таким образом приобретая столь необходимые умения сравнения, анализа и обобщения материала. Это направление работы также имеет хорошие результаты (победителей и призёров очных и заочных научно-практических конференций разного уровня).
— к работе по развитию детской одаренности можно отнести и работу кружка «Школа юного журналиста». Результатом работы этого кружка является выпуск школьной газеты «Твоя газета». Данное направление имеет огромное значение для духовно-нравственного и социального развития учащихся, так как статьи, выпускаемые в школьной газете на трех языках (английский, русский, татарский), имеют тематику, которая интересна обучающимся разных возрастов.
— сравнительно молодое направление работы – театральный кружок на английском языке. Несмотря на небольшой срок работы – 3 года — учащиеся с удовольствием принимают участие в постановке спектаклей, которые обычно приурочены либо к праздникам (Рождество, День Святого Валентина и т.д.), либо к знаменательным датам (например, юбилей Шекспира, Агаты Кристи, первого выпуска «Алисы в Стране Чудес» и т.д.). Благодаря этому кружку учащиеся узнают особенности фонетического строя английского языка, изучают интонационное построение предложений, риторику и многое другое.
Примерные книги, рекомендуемые при работе по разным направлениям в качестве пособий для учителя:
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Работаем по новым стандартам. М.: Просвещение, 2011 г.
- Мильтон Дж., Эванс В., Блейк Б. A Good Turn of Phrase. М.: Express Publishing, 2008 г.
- Кэррол Льюис. Алиса в стране чудес. Книга для чтения. М.: Express Publishing, 2007 г. и другие книги для чтения.
Кроме вышеперечисленных, существует много книг, позволяющих учителю успешно работать над развитием детской одаренности.
В рамках работы каждого из направлений учащиеся узнают много нового и интересного не только в области языкознания, но и в других предметных областях наук: географии, литературы, истории, что позволяет им успешно адаптироваться к современному миру, углубить их знания в смежных предметах, учит самостоятельности в выборе направления работы, и при принятии важных решений.