«Здоровый ученик – успешный ученик»
Автор: Татьяна ПОПОВА | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Понедельник 16 января 2017Здоровый ребенок активен, любознателен, подвижен. Следовательно, если мы хотим получить активного партнера на уроке, то мы должны приложить массу усилий к тому, чтобы объект учения был здоровым.
A healthy child is active, curious, agile. Therefore, if we want to get an active partner in the classroom, we need a lot of effort to ensure that the object of the exercise was healthy.
ключевые слова: динамические паузы, смена видов деятельности, больше двигательной активности
город: Воронежская область, Бобровский район, с. Никольское 2-е
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. В последние годы медики отмечают, что почти все дети, переступающие порог школы, имеют отклонения в здоровье. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров. Можно выделить несколько причин школьных болезней: недостаточная освещенность класса, плохой воздух школьных помещений, неправильная форма и высота школьных столов, несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями. На здоровье школьников оказывает влияние и интенсификация обучения, и снижение двигательной активности, и как результат — увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни, нарушение зрения, осанки.
В связи с этим задача школы состоит в том, чтобы не только сохранить, но и укрепить здоровье школьников, а также приучить его к активной здоровой жизни.
Здоровый ребенок активен, любознателен, подвижен. Следовательно, если мы хотим получить активного партнера на уроке, то мы должны приложить массу усилий к тому, чтобы объект учения был здоровым.
Иностранный язык, по данным исследований психологов, педагогов и ученых медиков относится к группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что неизменно приводит к утомлению и снижению активного внимания. Дети школьного возраста утомляются очень быстро. Если мы хотим что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, необходимо позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаза, ухо, голос – приняли участие в процессе запоминания. Разнообразие методических приемов значительно повышает работоспособность детей. Учителю иностранного языка, работающему в начальных классах, удастся достичь поставленных целей только при условии, что в процессе преподавания и при выборе технологий обучения им будут учтены возрастные интеллектуальные и психологические особенности учащихся. Дифференцированный подход к обучению позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.
С целью повышения активности учащихся и повышения продуктивности образовательного процесса необходимо использовать элементы здоровьесберегающих технологий. Мне хотелось бы поделиться опытом, как делаю это я на уроках немецкого языка.
Учащиеся младших классов испытывают потребность в движении, общении, похвале, рисовании, конструировании, потребность чувствовать себя личностью. Эти потребности учитель должен умело использовать для формирования различных компетенций учащихся.
Я считаю, что независимо от возраста школьников частая смена видов деятельности – хороший помощник учителя в том, чтобы не сбавить темп урока, чтобы поддерживать интерес детей к предмету рассмотрения. Они не почувствуют усталость или скуку, если они будут то слушать, то читать, то петь, то разыгрывать сценки, то играть, то всерьез задумываться о судьбах людей и планеты в целом. Разнообразие видов деятельности способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смена видов работы должна проводиться в зависимости от возраста обучающихся с периодичностью от 3-5 минут до 7-10 минут, пока у ребенка не появились признаки утомления.
Следующим элементом здоровьесбережения являются динамические паузы или физкультминутки. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц. Ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Я провожу их по-разному: в виде физических упражнений, в виде музыкальных и танцевальных пауз, а также в виде игровых элементов. При этом я стараюсь во время выполнения каких-либо движений сопровождать их простым немецким комментарием. Дети кроме того что отдыхают, ещё повторяют знакомую лексику или узнают новую. Всем известна рифмовка
Eins, zwei, drei, vier-
Alle, alle turnen wir.
Мы заменяем глагол turnen на malen, rechnen, gehen, kommen, tanzen, spielen и многие другие, сопровождаем действия движениями. Выполняя зарядку для глаз, хорошо закрепить наречия links, rechts, oben, unten.
Для снятия физического и умственного напряжения хорошо использовать спокойную тихую музыку, успокаивающие звуки природы и другие приемы. В зависимости от того, какой вид деятельности и какой темп предшествовал физкультминутке, будет зависеть её вид.
На уроках немецкого языка обязательно следует использовать песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Это способствует и отработке фонетических навыков, и сближению с немецкой культурой, и отдыху от умственного напряжения. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению иностранного языка. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями.
Еще одной формой релаксации является игра. Она используется для снятия напряжения, монотонности при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например, игра в мяч имеет несколько интерпретаций:
- Учитель называет слово по-немецки и бросает мяч ученику. Поймавший мяч имеет право перевода.
- Учащийся (или двое) выходит к доске и, отбивая мяч от пола, называет немецкоговорящие страны, части тела, виды спорта, продукты питания и т.д.
Ответы на уроках немецкого языка часто бывают совсем короткими, односложными. Раньше нередко я позволяла ребятам отвечать с места, не вставая, экономила время. Теперь я пересмотрела свою точку зрения в пользу любого движения на уроке, будь то вставание или выход к доске даже по малому поводу. При изучении лексики для описания классной комнаты мы с ребятами перемещаемся по классу, называя предметы der Stuhl, der Tisch, der Schrank, die Tafel, das Fenster, die Tür и др.
Я стараюсь на своих уроках создавать спокойную дружелюбную атмосферу, ситуацию успеха для каждого из учеников, и это тоже элемент здоровьесбережения. Дети должны идти на урок спокойно, уверенно, с удовольствием.
Еще в начале своей педагогической деятельности я услышала замечательное высказывание о том, что учитель режиссер своего урока. И от того как он поставит свой «спектакль», будет зависеть его успех. А ведь сохранение детского здоровья – это тоже успех учителя. Успешны дети – успешен учитель!
Литература:
- Горбунова Н.Л. Валеологический компонент на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2008.- №2. – с.42 – 43.
- Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения. – М.: Просвещение, 1991.
- Шамшутдинова Р. М. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка (младший школьный возраст) // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 532-535.
- Шляхтова Г.Г.Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 2007. -№2. – с.44- 47.
- ru/shkola/inostrannye-yazyki/…/ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh