«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Интегрированное обучение иностранному языку. Интегрированный курс «Иностранный язык и живопись»

Среда 15 марта 2017

abarina_mainНеобходимость поиска новых, эффективных методов обучения, средств, стимулирующих усвоение учебного материала, всегда осознавалась в методике обучения иностранному языку. Одним из таких методов является интегрированное обучение иностранному языку через предметы эстетического цикла, музыки, литературы, изобразительного искусства, технологии — обращенных к душе и сердцу ребенка.

Need of search of new, effective training methods, the means stimulating assimilation of a training material was always realized in a technique of training in a foreign language. One of such methods is the integrated training in a foreign language through objects of an esthetic cycle, music, literature, the fine arts, technology — turned to soul and the child’s heart.

настроение: прекрасное

ключевые слова:  интеграция, межпредметные связи, углубленное изучение, повышение интереса, развитие эстетического вкуса учащихся

город: Воронежская область, с.Терновка

Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе. Одной из важнейших проблем, на мой взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к немецкому языку. К тому же вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика немецкого языка на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету, к интеграции.

Процесс интеграции (от лат. integratio — соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками.

Необходимо отметить, интегрированное обучение призвано отразить интеграцию научного знания, объективно происходящую в обществе. Не освещать межнаучные связи или показывать их поверхностно было бы большим недостатком современной школы. Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук.

Идеи, методы и принципы интегрированного обучения

Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Признаки интегрированного урока:

1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для

а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

б) повышения интереса учащихся к предметам;

в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

г) экономии учебного времени и т. п.;

3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Интегрированный курс «Иностранный язык и живопись»

Необходимость поиска новых, эффективных методов обучения, средств, стимулирующих усвоение учебного материала, всегда осознавалась в методике обучения иностранному языку. Одним из таких методов является интегрированное обучение иностранному языку через предметы эстетического цикла, обращенные к душе и сердцу ребенка: музыку, литературу, изобразительное искусство, технологию.

Актуальность исследования данной проблемы является естественным следствием задачи, стоящей перед современным образованием: формировать у учащихся восприятие окружающего мира как целостной системы, и себя как активной личности в ней.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать научные исследования по проблеме;
  2. Проанализировать языковые интегрированные курсы;
  3. Обосновать правильность выбора живописи в качестве второго компонента интегрированного курса «Иностранный язык и живопись» для воспитания эстетически развитой личности.

Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как:

1) изучение научной литературы по данной тематике;

2) изучение положительного опыта преподавания передовых учителей;

3) проверка эффективности использования элементов интегрированного курса «Иностранный язык и живопись» на уроках немецкого языка в школе.

Новизна исследования заключается в том, что интегрированные уроки «Иностранный язык и живопись» не рассматривались ни на теоретическом, ни на практическом уровне.

Особое внимание следует уделять интеграции иностранного языка и культуры в целом, живописи как вида искусства в частности.

Среди всех видов искусств живопись, обладая специфическим языком выражения и воссоздавая разнообразные стороны реальной деятельности, наиболее подходит для формирования полноценной личности, обладающей необходимым опытом эмоционально-нравственного и духовно-эстетического отношения к жизни.

Использование произведений живописи на уроках иностранного языка позволяет учителю пробудить у учащихся интерес к искусству, формировать у них хороший эстетический вкус, развивать воображение, вызывать у школьников положительные эмоции и углубить их знания по иностранному языку. Раскрывая богатый художественный мир, созданный знаменитыми живописцами прошлого, учитель помогает школьникам понять основной смысл произведений изобразительного искусства, приучает их давать собственную оценку картинам, приобщает молодежь к миру прекрасного.

Эффективность внедрения методов интегрированного курса «Иностранный язык и живопись» была апробирована в ходе педагогической деятельности.

Наибольший интерес у учащихся вызвало знакомство с творчеством немецких художников XVIII–XIX веков: Альберта Дюрера, Карла Лессинга, Генриха Цилле. Для начала учащиеся были ознакомлены с биографиями художников, затем мы изучали лексику для описания репродукций, выполняли упражнения на закрепление и в конечном итоге ученики должны были самостоятельно описать предложенную им картину. Это помогло мне заинтересовать группу в изучении немецкого языка, повысить мотивацию для практического применения иностранного языка и формировать эстетический вкус обучаемых.

Интегрированный курс «Иностранный язык и живопись» помогает повысить уровень межкультурной компетенции учеников и студентов. В ходе анализа УМК по иностранным языкам (УМК «Шаги», автор Бим И. Л, издательство «Просвещение», УМК «Английский язык», Кузовлев В. П., издательство «Просвещение») были выявлены  тематические тексты, упражнения, направленные на формирование межкультурной компетенции, знакомящие с реалиями немецкой жизни, важными историческими событиями, творчеством и жизнью крупнейших деятелей литературы и искусства. Часть этой информации представлена в виде картин, иллюстраций, другая — в виде аутентичного материала: билеты, меню, денежные единицы, письма, открытки и др.

Таким образом, использование в учебном процессе страноведческой информации, освоение реалий немецкой, английской и русской жизни, сравнение их действительности в разных сферах жизни: в культуре, искусстве и т. д. способствует познавательной активности учащихся, расширению их коммуникативной активности, являются благотворной основой для создания положительной мотивации у учащихся.

 

Список литературы:

  1. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М. 1981.
  2. Колякина В. И. Методика организации уроков. — М. 2002.
  3. Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей. — М. 1998
  4. Млик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. — М. 1981.
  5. Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш., УМК «Английский язык». 2–11 классы.
  6. Бим И. Л., Рыжова Л. И., Садомова Л. В.и др., Немецкий язык: УМК «Deutsch» 2–11
  7. Сайт: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.