«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Новый УМК «Сферы» по английскому языку для 5 класса: из опыта работы апробаторов

Среда 1 марта 2017

Smirnova_mainВ текущем учебном году успешно проходит апробация УМК «Сферы» для 5 класса общеобразовательных школ. В ней принимают участие около двух тысяч обучающихся из более 20 регионов Российской Федерации. Мы регулярно получаем положительные отзывы учителей, работающих по данному УМК.

 

настроение: радостное

ключевые слова:  апробация, новый УМК, английский язык, Сферы

город: г. Москва

 

Так в чём же секрет успеха? Мне кажется, решающим фактором здесь является практический подход к проблеме обучения школьников иностранному языку. Я работаю учителем английского языка общеобразовательной школы более 30 лет. Поэтому в процессе работы над УМК я постоянно представляла себе своих учеников, «примеряя» на них каждое упражнение и «перекраивая» задания при необходимости. Вот почему материал учебника для 5 класса максимально адаптирован для данной возрастной группы: в нём присутствуют герои-сверстники, одноклассники, аудирование похоже на фрагменты интересной радиопередачи, чётко сформулированные задания не вызывают растерянности, почти все упражнения начинаются с примеров.

 

Smirnova_1Следует отметить обилие увлекательных развивающих упражнений и проектов, что заставляет ребят задуматься об окружающем мире, найти дополнительную информацию самостоятельно или побеседовав в членами своей семьи. Словом, учебник соответствует интересам пятиклассников, и они работают с удовольствием.

Немаловажным является тот факт, что учебник чётко структурирован, в нём невозможно «заблудиться». Это очень удобно всем участникам образовательного процесса. Учитель сразу видит тот объём материала, который следует дать на уроке. Ученик, в свою очередь, может самостоятельно понять, чем он будет заниматься, и сформулировать цели и задачи.

Smirnova_2В структуре учебника хотелось бы обратить внимание на отдельные разделы, вызывающие большой интерес и положительные отзывы обучающихся и их родителей. Характерной чертой курса является его цикличное построение. Учебник состоит из 6 циклов, из расчёта по два цикла на осень, зиму и весну, что позволяет учителю планировать материал независимо от того, работает ли школа по четвертям или триместрам.

Smirnova_3При этом вводная страница каждого цикла играет важную роль как в работе с мотивацией учащихся к познавательной деятельности, так и в развитии умений постановки учебных задач. Все разделы страницы напрямую отражают предстоящую деятельность учащихся, включая развитие конкретных речевых умений. Характерны сами названия рубрик, охватывающих всё содержание цикла: In this Unit you will listen, read and talk about…; learn how to и т. п. Учителю предоставляется возможность организации антиципации (ожидания), активного поиска знаний самими учащимися. Таким образом, вводная страница соответствует этапу мотивации и целеполагания.

Smirnova_4Такой раздел, как Checkpoint в конце каждого учебного цикла, представляет собой задания для самоконтроля по изученному материалу цикла. Следом размещен раздел Selfevaluation.

Работа с ним организуется как рефлексия (осмысление) учебных достижений учащихся по окончании работы над циклом и способствует развитию самосознания. Для учителя этот этап работы – диагностика успешности освоения материала, дающая возможность организовать доработку и повторение на этапе промежуточного контроля – перед контрольной работой по циклу.

Smirnova_5Одной из значимых отличительных характеристик учебника является раздел Skills File, включающий описание универсальных учебных действий, способов учебной деятельности, советы и рекомендации ученикам по развитию разнообразных учебно-познавательных умений, обеспечивающих в том числе процесс освоения английского языка, например, советы по выполнению разного рода упражнений, способы работы со словарём, приёмы запоминания новых лексических единиц и грамматических структур, использование графических схем для осмысления содержания текста, способы подбора информации по проблеме, советы по подготовке презентации проектов и т. д.

Следует также обратить внимание на раздел Classroom English, где дан список основных фраз классного обихода на английском и русском языках. Этот раздел крайне необходим для того, чтобы на каждом уроке максимально звучала английская речь.

Smirnova_6Особое место занимают уроки межпредметных связей (рубрика Crosscurricular studies). Такие уроки входят в состав каждого цикла и в значительной мере обеспечивают мотивацию учащихся к освоению английского языка как средства познания целостной картины мира. В числе интегрируемых учебных дисциплин математика, география, биология, литература, физкультура и домоводство (кулинария). Именно материалы этих разделов содержат активные формы обучения, направлены на развитие новых способов деятельности, формирование здорового образа жизни (в соответствии с ФГОС). Привлекательная форма подачи материала (иллюстрации, диаграммы, электронные письма), задания на основе фоновых знаний и личного опыта, выход на проектную работу создают условия для эффективной реализации потенциала УМК в данном направлении развития учащихся.

Smirnova_7Хочется отметить ещё один интересный, на мой взгляд, элемент подачи учебного материала. На полях уроков в рамках представлены подсказки и дополнительные сноски для учащихся, содержащие слова, фразы и выражения, которые употребляются носителями языка в различных ситуациях. Учащимся также даётся информация о разнице между двумя вариантами английского языка, британским и американским. Такая форма презентации удобна для обучающихся и способствует лучшему усвоению материала.

В каждом цикле учебника представлены уроки культуроведческого и страноведческого характера (Window on the world), которые обеспечивают учащихся релевантными возрасту учебными материалами для развития социокультурной и межкультурной компетенции, духовно-нравственного развития и воспитания, создают возможности для формирования базовых национальных ценностей.

Хорошей традицией учебного курса в составе каждого цикла также являются уроки дополнительного чтения (Extended reading), которые в значительной мере развивают умения обучающихся читать с различными стратегиями и, конечно, нацелены на подготовку к успешной сдаче итоговой аттестации в будущем.

Нельзя не сказать о разделе Russian Corner, посвящённом разным аспектам русской культуры по основной теме цикла. Он стимулирует интерактивность в образовательном процессе, способствует социализации учащихся (в соответствии с ФГОС). Текстовые материалы о России разных жанров и форматов (текст-описание, туристический буклет, письмо) служат базовой опорой для активной речевой деятельности школьников (в устной и письменной формах) с переносом на личный опыт. Раздел также содержит задания на включение семьи в образовательный процесс, например: Ask your parents or grandparents about their schools/clubs. How different were they then? Share the information in class и т. д. Подбор текстов и формат заданий направлены на активные формы обучения, осмысление и сопоставление с родной культурой, на воспитание главных ценностных ориентаций (в соответствии с ФГОС). Знакомство с опытом сверстников, его обсуждение, выход на практическую деятельность (проект) — одни из возможных способов гражданского воспитания средствами урока иностранного языка и таких важных свойств духовно-нравственного развития гражданина России, как открытость миру, способность к диалогу с другими национальными культурами.

Завершает каждый цикл Key vocabulary — список активных слов и выражений к каждому циклу учебника. Справочные материалы учебника, как и весь курс, построены с учётом развития самостоятельности учащимися при их использовании.

В заключение хочется сказать, что материал учебника полностью соответствует основному содержанию обучения, разработанному в соответствии с ФГОС, как в отношении развития речевых умений, так и в вопросе освоения языковых средств и знаний о языковых явлениях. Решение этих задач обеспечивается структурой и содержанием учебника, разработанным с учётом возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся пятого класса. Предметное содержание полностью соответствует целям и задачам предмета «иностранный язык», в том числе целям духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, возможностям для формирования базовых национальных ценностей. Хотелось бы надеяться, что мои коллеги оценят по достоинству данный УМК и с удовольствием будут работать по нему вне зависимости от уровня языковой подготовки учащихся после начальной школы.

По всем интересующим вас вопросам, пишите нам на spheresprosv@gmail.com

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.