Накопительная оценка учебных достижений по английскому языку учеников начальной школы
Автор: Елена НИКИТИНА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Понедельник 3 апреля 2017Важной составляющей портфеля достижений являются оценочные листы, фиксирующие прогресс учащихся в решении поставленных перед ними задач.
настроение: сосредоточенное
ключевые слова: накопительная оценка, лист контроля тестовых работ, проектные работы
город: г. Новотроицк
Накопительная оценка ученика (портфель достижений) по английскому языку складывается в первую очередь из работ детей, демонстрирующих достижение ими планируемых результатов: текущих (тематических) и промежуточных проверочных работ (как устных, так и письменных). [1]
Важной составляющей портфеля достижений являются оценочные листы, фиксирующие прогресс учащихся в решении поставленных перед ними задач.
Работая по УМК «Английский в фокусе» мы применяем следующие оценочные листы, находящиеся в Портфолио учащихся:
- Лист контроля выполнения проектных/творческих работ; [Приложение №1]
- Лист контроля выполнения тестовых работ; [Приложение №2]
- Лист интересов. [Приложение № 3]
Рассмотрим подробнее «Лист контроля выполнения проектных/творческих работ».
В Портфолио учащихся во втором классе вкладывается бланк, рассчитанный на три года обучения, в котором заранее составлен предполагаемый список проектных работ, планируемых в УМК. В бланке предусмотрен раздел, где дети фиксируют работы, выполняемые ими сверх ранее намеченных заданий (сообщения / тематические кроссворды / исследовательские работы / листы Языкового портфеля). [2]
Получая бланк, дети и родители видят тематику и объём планируемых к выполнению проектных работ в течение года. Данный лист позволяет организовать системность выполнения работ детьми, наблюдать изменения в качестве выполнения и критичности оценивания работ, привлекать родителей к оценке работ своих детей. Дети получают возможность систематизировано размещать работы и видеть свой прогресс в изучении языка и умении представить свою работу.
Приложение №1
№ | дата | Наименование работы |
Оценка |
||
ученик | родитель | учитель | |||
2 класс |
|||||
1 | Gardens in Russia/My Dream country house. | ||||
2 | Typical Russian food./ Food in my family. | ||||
3 | My pet. / My favourite animal. | ||||
4 | My toys/ My favourite toy. | ||||
5 | This is me on my holidays. | ||||
3 класс |
|||||
1 | My Primary School. | ||||
2 | My Family Tree | ||||
3 | Tea Time in my Family./ I scream for Ice-cream | ||||
4 | A postcard to Father Frost/ A letter to Santa Clause. | ||||
5 | My Pet. | ||||
6 | I like circus./ Animals Down Under | ||||
7 | My House/Flat/Room | ||||
8 | Fun After School | ||||
9 | My Favourite Cartoon Character. | ||||
4 класс |
|||||
1 | My Best Friend | ||||
2 | My Uncle/ Aunt/Grandpa/Grandma | ||||
3 | A Food Quiz/ What’s for Pudding? | ||||
4 | Animals need our help! | ||||
5 | I like cinema./ My Birthday Party. | ||||
6 | The Day of the City. | ||||
7 | My favourite fairy tale character/ My first tiny book/ | ||||
8 | The Best Day of the Year./ My last holidays. | ||||
Дополнительные работы |
|||||
Памятка — обращение к родителям, она объясняет критерии, по которым оценивается проект. Печатается с обратной стороны листа.
Памятка |
||
Уважаемые родители, вы можете оказать помощь в оформлении работы, совместном поиске слов в словаре, но ребёнок должен научиться работать самостоятельно. Попросите его открыть тетрадь и работать по плану, записанному в тетради, пользоваться текстами учебника и сборника упражнений. После проверки работы, учащимся дается время на домашнюю подготовку к защите проекта. Во время защиты проекта ребёнок должен знать перевод всех слов. Оценки выставляются за выполнение проекта и защиту работы. | ||
1 | Оформление проектной работы:
|
1 балл |
2 | Содержание работы соответствует ранее намеченному плану и теме работы. | 1 балл |
3 | Аккуратность и правильность написания слов. | 1 балл |
4 | В работе используются грамматические структуры, соответствующие знаниям ребёнка. | 1 балл |
5 | Работа без ошибок / 1–2 незначительные ошибки. | 1 балл |
Далее рассмотрим «Лист контроля выполнения тестовых работ». Лист представляет собой бланк с заранее отмеченными максимальными баллами, предусмотренными в тетрадях тестовых работ для двух вариантов А/В. [3] Выставив баллы, полученные ребёнком, становится понятно, на что следует обратить особое внимание. Можно внести пометку РНО и посмотреть, как меняются результаты при повторном выполнении работы. Из анализа заданий с наименьшим баллом видно, что ребёнок не усвоил из грамматического материала, является ли это непониманием или невыученным материалом. В конце листа указывается тип ошибки и рекомендуются задания сборника упражнений [4] или выдаётся карточка. В конце года вырисовывается чёткая картина по каждому ребёнку, что дает возможность конструктивной беседы с родителями учащихся по выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов. Особо выделяется группа детей, выполняющих работы на высоком уровне, для них разрабатываются дополнительные усложнённые задания.
Приложение №2
Лист контроля выполнения тестовых работ ________________________________
______ класс
3 класс
Модуль |
Словарь |
Грамматика |
Коммуникация | Чтение/ Письмо | Оценка | Подпись родителей | ||||||||||
Вариант | А | В | А | В | А | В | А | В | ||||||||
1 | 10 | 20 | 20 | 20 | ||||||||||||
30 | ||||||||||||||||
2 | 20 | 15 | 10 | 20 | ||||||||||||
15 | ||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||
3 | 20 | 20 | 20 | 20 | ||||||||||||
20 | ||||||||||||||||
4 | 30 | 20 | 20 | 20 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
5 | 15 | 16 | 10 | 20 | ||||||||||||
15 | 14 | |||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
6 | 20 | 15 | 15 | 20 | ||||||||||||
7 | 25 | 25 | 20 | 30 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
Итоговый | 40 | 40 | 20 | |||||||||||||
Тест | Тип ошибки | Задания | ||||||||||||||
4 класс
Модуль |
Словарь |
Грамматика |
Коммуникация | Чтение/ Письмо | Оценка | Подпись родителей | ||||||||
Вариант | А | В | А | В | А | В | А | В | ||||||
1 | 10 | 16 | 16 | 20 | ||||||||||
6 | 12 | |||||||||||||
20 | ||||||||||||||
2 | 10 | 20 | 15 | 20 | ||||||||||
15 | ||||||||||||||
20 | ||||||||||||||
3 | 12 | 20 | 18 | 20 | ||||||||||
30 | ||||||||||||||
15 | ||||||||||||||
4 | 12 | 15 | 15 | 20 | ||||||||||
10 | 16 | |||||||||||||
12 | ||||||||||||||
5 | 10 | 30 | 12 | 24 | ||||||||||
6 | 18 | |||||||||||||
6 | 10 | 16 | 25 | 24 | ||||||||||
25 | ||||||||||||||
7 | 16 | 20 | 20 | 24 | ||||||||||
20 | ||||||||||||||
8 | 20 | 15 | 16 | 25 | ||||||||||
24 | ||||||||||||||
Итоговый | 40 | 40 | 20 |
Возможно, на первый взгляд эта работа покажется трудоёмкой и ненужной, но практика показала, что в третьем классе дети уже могут вносить данные самостоятельно, это значительно облегчает работу учителя, побуждает детей анализировать свои неудачи и настраиваться на лучший результат.
Третий лист — это «лист интересов» Работа с листами интересов помогает отследить и выявить направления и устойчивость интересов детей; учит детей планировать свою работу на год, следовать намеченному плану, анализировать результативность выполнения намеченного, планировать дальнейшую работу, базируясь на ранее полученных результатах. В начале года учитель составляет таблицу [Приложение №3], дающую информацию о возможностях, предлагаемых образовательной средой (список конкурсов, исследовательских работ, дистанционных инициатив и т. д.) и распечатывает её на каждого ребёнка. Дети знакомятся с возможными направлениями кружковой, исследовательской работы и конкурсами, предлагаемыми для их возрастной группы на год, отмечают интересующие их направления/конкурсы в индивидуальной таблице. На родительском собрании родители знакомятся с выбором детей и отмечают свое согласие/несогласие с выбором детей. В мае подводится итог реализации намеченного плана. Осуществляется заполнение рефлексивного листа. [Приложение 4]:
Приложение № 3 Лист интересов.
№ | Название конкурса/мероприятия | Срок проведения | Выбор учащегося | Согласие родителей |
Школьный/городской уровень |
||||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
Дистанционные/сетевые инициативы |
||||
1 | ||||
2 |
Приложение № 4 «Рефлексивный лист»
Прошёл _________ учебный год.
— в каких направлениях ты участвовал? __________________________________________
— какие результаты достиг? _____________________________________________________
— что тебе это дало? чему научился? _____________________________________________
— хотел бы ты улучшить результат в направлениях с низким результатом?
— в каких новых направлениях ты бы хотел себя попробовать?
— в каких направлениях хотел бы участвовать дальше?
Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на три вопроса.
Мне понравилось, что мой ребенок _______________________________________
Мне не понравилось ____________________________________________________
Я бы посоветовал моему сыну/дочери _____________________________________
Таким образом, в конце четвёртого класса ребёнок, родитель и учитель имеют определённую картину об интересах, системности, качестве работы учащегося, его умении и желании учиться.
Литература:
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 / [Л.Л. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2011. — 240с. (Стандарты второго поколения).
- Spotlight. Английский в фокусе. Языковой портфель. ФГОС. Быкова Н. И., Дули Дж., Эванс В., Поспелова М.
- Spotlight. Английский в фокусе. Тетрадь тестовых работ.: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова., В. Эванс — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
- Английский язык. Сборник упражнений. : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н. И. Быкова , М. Д. Поспелова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 120 с.