КАК ЭФФЕКТИВНО ПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К РАЗДЕЛУ «ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА» (ЕГЭ)
Автор: Радислав МИЛЬРУД | Рубрика: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ, НОВЫЕ УМК Пятница 7 апреля 2017Грамматика и лексика занимают важное место в Едином государственном экзамене по английскому языку. Тщательная и эффективная подготовка к этому разделу позволяет учащимся заметно увеличить количество столь важных для каждого баллов, но задачи обучения не ограничиваются формальными достижениями. В предлагаемой статье описывается методика комплексной работы с учащимися, обеспечивающая не только успех на экзамене. В ходе подготовке к ЕГЭ, можно также формировать личностные интересы, расширять кругозор, совершенствовать коммуникативную компетенцию и развивать познавательные умения.
Единый государственный экзамен, грамматика и лексика, формат заданий, грамматика слова в предложении, модели словообразования, аутентичные обороты речи, тесты для экзамена.
настроение: оптимистичное
ключевые слова: ЕГЭ, английский язык, грамматика, лексика, словообразование, идиомы, словарный запас, тренировочные задания, коммуникативная компетенция, ФГОС
город: г. Тамбов
Содержание раздела «Грамматика и лексика» на Едином государственном экзамене
Лексико-грамматический раздел письменной части ЕГЭ состоит из трёх типов заданий. Первое задание заключается в том, чтобы поставить в текст заданные слова в нужной грамматической форме. Слово в выбранной грамматической форме должно соответствовать содержанию предложения и текста.
Выполняя второе задание, учащиеся должны использовать заданные слова в тексте так, чтобы слово по своему лексическому значению, способу словообразования и грамматической форме соответствовало содержанию предложения и текста.
В третьем задании от школьников требуется выбрать правильные варианты ответов для заполнения пропусков в тексте с учётом аутентичной английском речи.
Пять трудностей в одном разделе
В разделе «Грамматика и лексика» на Едином государственном экзамене сочетаются сразу пять трудностей для учащихся. Школьникам нужно владеть:
1) грамматическими формами слова в предложении;
2) лексическими моделями образования частей речи в английском языке;
3) идиоматикой употребления слова в предложении (сочетания слов с предлогами, коллокации, фразеология, идиомы);
4) достаточным словарным запасом на уровне пороговом (B1) и превышающем пороговый уровень (B2);
5) специфическим форматом тестовых заданий соответствующего раздела ЕГЭ.
Пять задач подготовки учащихся к разделу «Грамматика и лексика» ЕГЭ
Задачи подготовки учащихся к разделу «Грамматика и лексика» ЕГЭ состоят в том, чтобы в сжатые сроки повторить грамматику, систематизировать лексические модели образования частей речи; расширить представления учащихся об английской идиоматике и аутентичной речи; пополнить словарный запас с расширением общего кругозора и, конечно, развить умение выпускников выполнять тестовые задания.
Одно пособие для решения пяти задач
Для решения всех пяти задач, подготовлено пособие «Английский язык. Единый государственный экзамен. Грамматика и лексика». https://catalog.prosv.ru/item/25526
Пособие создаёт оптимальные условия не только для формирования у учащихся тестовой компетенции, но и совершенствования грамматических представлений и навыков, пополнения словарного запаса, формирования аутентичной речи и развития универсальных учебных действий. Возможно также решение других задач обучения, воспитания и развития школьников.
Решение задачи повторения грамматики
Грамматические знания и, особенно, языковые навыки формируются в течение всего школьного образовательного курса. В старшей школе необходимо дополнить, углубить и расширить грамматическую компетенцию учащихся и сделать это максимально экономично по времени. Важно закрепить в памяти учащихся материал, который понадобится им в разделе «Грамматика и лексика» ЕГЭ. Для этого, соответствующие сведения компактно представлены в пособии в виде удобных для восприятия грамматических таблиц с правилами и примерами.
Доступ к компактному грамматическому приложению, которое содержит все основные разделы английской грамматики можно получить по ссылке https://catalog.prosv.ru/attachments/d427089c-9807-11e5-9225-0050569c7d18.pdf
Систематизация моделей для образования частей речи
В пособии «Английский язык. Единый государственный экзамен. Грамматика и лексика» содержится материал, специально разработанный для того, чтобы учащиеся в сжатые сроки познакомились с продуктивными моделями словообразования в английском языке и образования разных частей речи от одного слова.
Предлагаемые в пособии таблица содержит исчерпывающий материал, показывающие как образовываются английские части речи на примере множества слов. Одновременно, предлагаемая таблица расширяет запас слов учащихся.
Расширение представлений школьников об английской аутентичной речи
Пособие позволяет расширить представления студентов об аутентичной английской речи. Материалы приложения содержат несколько разделов. В разделе «Фразовые глаголы» учащиеся имеют возможность повторить уже известные им и узнать новые глаголы и следующие за ними предлоги, которые имеют непереводимый по элементам смысл.
Набор фразовых глаголов, предлагаемый в пособии, вполне достаточный для того, чтобы учащиеся смогли уверенно выполнить задание третьего типа в разделе «Грамматика и лексика» ЕГЭ. Помимо основного, есть ещё и дополнительный список.
Особое место в пособии занимает таблица, в которую включены английские коллокации – наиболее вероятные сочетания слов.
Учащимся важно знать, что если грамматика делает английскую речь правильной, то коллокации делают ее аутентичной.
Помимо типичных словосочетаний устойчивых выражений, пособие содержит компактный материал для повторения английских идиом.
Знание идиом полезно не только для того, что успешно справиться с тестовыми заданиями и выбрать правильный ответ, но также для того, чтобы выражать свои мысли «по-английски».
Идиомы представлены в пособии по разделам: описание людей, идиомы с конкретными словами и др.
Организация лексического и фразового материала по разделам удобна для того, чтобы системно изучать необходимый для экзамена материал, который, к тому же, повышает уровень общей коммуникативной компетенции учащихся.
Пополнение и закрепление словарного запаса учащихся
Тренировочные материалы пособия в достаточной степени включают лексические единицы, отражающие современный английский дискурс. Тексты заданий построены так, что они включают актуальную для учащихся лексику, необходимую как для успешной сдачи экзамена, так и для эффективного межкультурного общения. Попутно заметим, что все тексты пособия содержат интересный для учащихся познавательный материал, расширяя их общий, научный и культурный кругозор.
Проанализируем, с точки зрения лексики и содержания, фрагмент одного текста пособия из первого раздела.
С помощью приведённого в качестве примера текста, учащиеся не только получают этнографические знания, но и пополняют свой словарный запас полезной для общения лексикой. Помимо этого, они закрепляют и демонстрируют свои умения использовать в речи причастие настоящего времени (meaning) и прошедшего времени (woven), образовывать причастия прошедшего времени в нестандартных случаях (arched), использовать инфинитив или причастие настоящего времени (to hold=holding; to stay=staying), использовать will как модальный глагол в нужной грамматической форме (would) и т. д. Подчеркнём, что в целях интенсивной подготовки к экзамену, каждый текст пособия в тренировочной части фокусируется на выбранных для тренировки явлениях грамматики, лексики или аутентичной речи.
Развитие умения выполнять тестовые задания определённого формата
Тренировочные задания пособия позволяют формировать у учащихся умения выполнять тестовые задания в формате, соответствующем требованиям ЕГЭ и эффективно готовиться к ним.
В приведённом примере, который соответствует второму типу заданий на ЕГЭ, учащимся необходимо продемонстрировать свои умения применить словообразовательные модели и лексически правильно вставить слова в текст. Работая с этим текстом, школьники образуют следующие слова: eatable, mixture, crackers, resemblance, stuffing, imagination. В случае затруднений, учащиеся могут обратиться к лексическому приложению пособия, где приведены многие случаи образования частей речи в соответствии с моделями английского словообразования.
Подготовка к выполнению заданий с аутентичными формами английской речи
Пособие содержит большой набор заданий, для выполнения которых, школьникам необходимо закрепить умения использовать в речи аутентичные обороты.
Приведём, в качестве примера, задание третьего типа, где необходимо выбрать правильный вариант ответа в соответствии с аутентичными нормами английского языка.
Ключи, приводимые к каждому заданию, позволяют учащимся проверить себя: 1-3, 2-1, 3-2, 4-4, 5-1, 6-2, 7-3.
Тренировка учащихся в условиях, приближенных к экзамену.
Каждый из разделов пособия, соответствующий типу заданий из раздела «Грамматика и лексика» ЕГЭ содержит по 20 текстов-заданий. Всего в тренировочной части пособия, таким образом, имеется 60 тренировочных текстов-заданий. Однако, этим обучающий арсенал пособия не ограничивается. Помимо тренировочного набора, в пособия имеется также дополнительный набор, включающий 10 тестов. Каждый тест содержит все три типа экзаменационных заданий и эту часть пособия рекомендуется выполнять в условиях, приближенных к ситуации на экзамене. Экзаменационная часть пособия содержит, таким образом, 30 тестов-заданий разного формата.
Всего в пособии представлено 90 текстов-заданий, необходимых для решения всех задач школьного образовательного курса английского языка по ФГОС.
Содержание разработанных текстов-заданий позволяет воспитывать личностные качества учащихся. Концентрация трудностей определённого типа в каждом из заданий необходима для того, чтобы развивать у учащихся универсальные учебные действия в контексте достижения метапредметных результатов. Языковое содержание пособие важно для формирования у учащихся коммуникативной компетенции и достижения предметных результатов. Одновременно, тренировочная работа с пособием «Английский язык. Единый государственный экзамен. Грамматика и лексика» полезна для укрепления тестовых умений выпускников.
Общие методические замечания
Работая с пособием, учитель и учащиеся могут последовательно выполнять задания всех разделов, постепенно и системно готовясь к экзамену. Можно также комбинировать задания разных разделов, менять последовательность выполнения заданий, в зависимости от потребностей учащихся и обучающих задач.
Полезно не только выполнять задания, проверяя себя по ключу, но и использовать материалы пособия для отработки умения читать вслух, суммировать материал, выражать своё мнение о прочитанном тексте, находить дополнительную информацию. Содержание текстов стимулирует мышление и речь.
Полезно приучать школьников к мониторингу своих учебных результатов. Выпускники могут не только строить график полученных баллов, но и фиксировать ошибки, вести словарик новых слов, повторно выполнять тест спустя некоторое время и сравнивать результаты. Все это повышает эффективность обучающей деятельности.
Вместо заключения
Автор надеется, что пособие «Английский язык. Единый государственный экзамен. Грамматика и лексика» поможет учащимся подготовиться к экзамену, улучшить свои коммуникативные умения, развить сообразительность и находчивость, расширить кругозор. Хорошо, если пособие укрепит желание выпускников продолжить дружить с английским языком.