Механизм создания и реализации индивидуального образовательного проекта (ИОП) по ФГОС. (для учеников 9 класса по предмету «Второй иностранный язык/французский»)
Автор: Татьяна ЛАПТЕВА | Рубрика: ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Пятница 28 июля 2017
Согласно Закону РФ “Об образовании” предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики предмета «Второй иностранный язык», могут быть представлены в виде индивидуального итогового проекта, который представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний…
According to the Act of the Russian Federation «About education» subject results of development of the main educational program of the main general education taking into account general requirements of the Standard and specifics of the subject «Second Foreign Language», can be presented in the form of the individual final project which represents the educational project which is carried out by the student within one or several subjects with the purpose to show the achievements in independent development of content and methods of the chosen fields of knowledge …
настроение: позитивно-творческое
ключевые слова: индивидуальный образовательный проект, индивидуальная траектория движения, дистанционное обучение, ИКТ
ключевые слова: Individual educational project, individual trajectory of the movement, distance learning, ICT
город: г. Курган
1. Введение. Актуальность
Согласно Закону РФ “Об образовании” предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики предмета «Второй иностранный язык» могут быть представлены в виде индивидуального итогового проекта, который представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Сегодня метод проектов является одним из самых популярных в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Цель обучения иностранному языку — это коммуникативная деятельность учащихся, т. е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя — активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, а также, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
2. Цели и задачи
Цель проекта: учащиеся должны продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания предмета «Второй иностранный язык» и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и т.д.).
Задачи проекта :
1. Создать возможность проявления коммуникативных умений высокого уровня во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
2. Увеличить активный словарный запас учащихся в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
3. Приобретение знаний о культуре, истории, традициях страны изучаемого языка;
4. Развивать навыки самостоятельной работы над языком в процессе выполнения проекта;
5. Научиться применять современные информационные технологии, обеспечивающие доступ к необходимым банкам данных по проекту;
6. Научиться интегрировать знания из различных областей для решения проблемы.
3. Гипотеза проекта
При наличии разработанной программы проекта, системы оценивания результатов проекта, системы педагогического сопровождения детей (своевременной диагностики, выбора и планирования оптимальной траектории движения по проекту, учета склонностей и способностей ребенка, необходимой коррекции), сформированной профессиональной компетентности педагога в работе с детьми, а также при наличии научно-методического, материально-технического обеспечения в гимназии будет реализован индивидуальный образовательный проект учеников 9 класса по предмету «Второй иностранный язык» в условиях реализации ФГОС ООО.
4. Адресность проекта
Проект адресован участникам образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители (законные представители)).
5. Сроки реализации и основные этапы
Сроки реализации проекта: 2015–2016 гг.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап (сентябрь 2015 г.)
Определение организационных основ реализации проекта, проведение стартовой диагностики учащихся .
Основные действия:
1. Формирование общего плана работы над проектом.
2. Анализ стартового состояния.
3. Доработка содержания проекта.
4. Уточнение плана действий.
Основной этап (октябрь-март 2016 г.). На данном этапе реализуются основные задачи проекта, организуется проведение мероприятий при активном взаимодействии участников образовательного процесса в социуме через интеграцию урочной, внеурочной деятельности на основе мотивации, результатов диагностических исследований учащихся, предполагается разработка научно-методических материалов для реализации проекта.
Основные действия:
1. Разработка механизма поэтапного вовлечения участников образовательного процесса в работу над проектом.
2. Внедрение форм и методов работы.
3. Обеспечение научно-методических, материально-технических условий процесса реализации проекта.
4. Отслеживание результатов внедрения проекта: поэтапного вовлечения участников образовательного процесса в работу по проекту.
Этап реализации, обобщения, коррекции (апрель-май 2016г.). На данном этапе предполагается реализация, обобщение, анализ результатов и последующая коррекция проекта.
Основные действия:
1. Анализ полученных результатов реализации проекта.
2. Коррекция дальнейшего пути реализации проекта.
3. Обобщение полученного опыта.
4. Распространение опыта в массовую педагогическую практику.
6. Содержание работы
Индивидуальный образовательный проект — это интегрированная модель образовательного пространства, создаваемого учителем с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
Практическая значимость проекта заключается в разработке педагогического сопровождения, научно-методического инструментария, обеспечивающего организацию целенаправленной деятельности педагога по повышению его качества образования и компетентности в аспекте создания условий для реализации вариативных образовательных проектов учащихся в массовой школе.
В рамках индивидуального образовательного проекта определяются основные элементы индивидуальной образовательной деятельности определенной группы учащихся:
• смысл образовательной деятельности (зачем я это делаю);
• постановка личной цели образования (предвосхищающий результат);
• план деятельности и его реализация;
• рефлексия (осознание собственной деятельности);
• оценка собственной образовательной деятельности и ее результатов;
• корректировка или переопределение образовательных целей.
В рамках индивидуального образовательного проекта учащийся имеет возможности:
• определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин;
• ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела;
• выбирать оптимальные формы и темп обучения;
• применять те способы учения, которые наиболее соответствуют индивидуальным особенностям;
• осуществлять оценку и корректировку своей образовательной деятельности на основе осознанного отношения к своей позиции в учении.
Модель индивидуального проекта учащегося представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:
1. Концептуальный, который рассматривается в качестве системообразующего и представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов, на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального проекта
2. Содержательный, который включает в себя содержание образования, которое осваивается в процессе реализации проекта
3. Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.
Педагогическое осмысление понятия «индивидуальный образовательный проект» учащегося позволяет определить его как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.
Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных проектов учащихся, являются:
• дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального проекта на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.
• методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса через систему индивидуального консультирования.
При выстраивании ИОП для каждого учащегося необходимо учитывать следующие принципы:
1) систематическая диагностика;
2) индивидуальный подбор педагогических технологий;
3) контроль и корректировка;
4) систематические наблюдения;
5) пошаговая фиксация.
Работа в данных направлениях позволит существенно оптимизировать обновление качества образования.
Учебная деятельность осуществляется на основе дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их обученности, организации учебного процесса по индивидуальным образовательным маршрутам и т.д.). Работа по ИОП обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых каждый ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Ведущими в обучении являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
7. Механизм реализации проекта
Реализация мероприятий проекта:
• создание и организация деятельности учителя по реализации проекта;
• организация мониторинга выполнения проекта;
• предоставление отчетов о ходе выполнения проекта;
• оказание консультационной помощи учащимся.
8. План реализации проекта «Мое виртуальное путешествие по Франции»
Задачи:
1. Разработать эффективную и постоянно действующую систему педагогического сопровождения детей при работе над ИОП.
Мероприятия:
1.Отбор методик для осуществления стартовой диагностики учащихся
Сроки: Август-сентябрь
2. Проведение стартовой диагностики учащихся Что я знаю о Франции и путешествиях?
Сроки: Сентябрь
3. Выбор и планирование индивидуальной траектории движения по проекту
Стартовая презентация проекта
Сроки: Сентябрь-октябрь
4. Осуществление корректировки индивидуальной траектории движения по проекту (on-line консультации на сайте ВК)
Сроки: Октябрь-апрель
Задачи:
2. Разработать научно-методическое обеспечение ИОП.
Мероприятия:
1. Подготовка документации по проекту
Требования к оформлению и защите ИОП
Критерии оценивания защиты проекта
Критерии оценивания презентации
Сроки:Август-сентябрь
2. Разработка плана индивидуальных консультаций по реализации проекта
(on-line консультации на сайте ВК)
Сроки:Сентябрь-октябрь
3. Разработка системы мониторинга
Сроки:Август-сентябрь
4. Формирование банка различных интернет-ресурсов для обеспечения проекта
Ресурсы проекта
Сроки:Август-сентябрь
5. Формирование архива данных по проекту
Пример готового проекта
Пример готового проекта
Пример готового проекта
Сроки:В течение года
Задачи:
3. Отобрать и систематизиро-вать формы работы с детьми по проекту.
Мероприятия:
1. Организация дистанционного обучения учащихся (д/з , индивидуальные консультации по проекту, мониторинг работы по ИОП на сайте ВК ).
Сроки:В течение года
2. Участие в страноведческой олимпиаде
Go West для школьников.
Сроки:Ноябрь
3. Участие в школьной викторине
Викторина о Франции
Сроки:Март
4.Проведение школьной научно-практической конференции, участие в конференциях различного уровня
Сроки:Апрель-май
5. Проведение школьных фестивалей и конкурсов художественно-эстетической направленности и участие в мероприятиях различного уровня
Сроки:В течение года
Задачи:
4. Обеспечить материально-технические условия работы с детьми по проекту.
Мероприятия:
1. Комплектование кабинета учебно-методической, страноведческой литературой по проекту Сроки:В течение года
2. Оснащение учебного кабинета системой мультимедиа и ПК
Сроки:Сентябрь
4. Обеспечение выхода в Интернет
Сроки:В течение года
9.Ожидаемые результаты
1. Наличие эффективной и постоянно действующей системы педагогического сопровождения детей при работе над ИОП
• пакет диагностических материалов;
• четкий алгоритм сопровождения ребенка по спланированной траектории движения по проекту;
• план корректировки индивидуальной траектории движения по проекту.
2. Пакет научно-методического обеспечения процесса индивидуализации обучения ребенка.
3. Систематизированы формы работы с детьми при движении по ИОП.
4. Материально-техническое обеспечение позволяет осуществлять работу с детьми на достаточном уровне.
10.Оценка эффективности реализации проекта
11. Ресурсы
• нормативные: учебный план ОУ, рабочие программы по учебным предметам, локальные акты и приказы по школе;
• кадровые: учителя-предметники, библиотекарь;
• материально-технические: рабочее место учителя (компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран, сканер, принтер)
• информационно-коммуникационные: медиатека;
• финансовые: средства, выделяемые на текущую деятельность, предусмотренные в смете расходов (при необходимости Управляющий совет вправе привлекать внебюджетные средства для реализации проекта).
12.Список использованных источников
1. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М. : — Л. : Учпедгиз, 1995.
2. Пидкасистый П. И., Чудновский В. Э. Программа. Психолого-педагогические одаренности учащихся.
3. Степанов М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб. : КАРО, 2005.
4. Материалы сайта Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга http://419spb.ru/index.php?about=71
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. http://www.fgosreestr.ru/
6. Примерные программы по учебным предметам. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб. — М. : Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).