«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Развитие эффективных учебных стратегий при обучении аудированию на уроках немецкого языка

Понедельник 25 декабря 2017

251217Обучение аудированию представляет собой один из самых важных аспектов обучения иноязычному общению. Аудирование – это процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий еще слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации.
Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. изменить то, что он видит на то, как это должно звучать.

 

настроение:  познавательное

ключевые слова:  немецкий язык, постоянное творчество, исследовательская деятельность учащихся, нестандартные формы обучения, речевая активность

город:   Волгоград

Сложность аудирования заключается в том, что оно связано с декодированием чужих мыслей, а вследствие этого с преодолением фонетических, лексических и грамматических трудностей; а также с работой всех механизмов психической деятельности человека: слуховым вниманием, долговременной и оперативной памятью, вероятностным прогнозированием и осмысливанием.. Очень многие не понимают звучащую речь из-за высокого темпа или обилия незнакомых слов и грамматических структур. Большой проблемой является восприятие речи незнакомых людей из-за непривычного произношения. Трудностей аудирования много, и они разноплановы.

Цели обучения аудированию можно определить как следующие:

— развить речевые умения;

— обучить умению общаться;

-развить необходимые способности и психические функции;

— запомнить речевой материал;

— научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

— научить учащихся выделять главное в потоке информации;

— развить слуховую память;

— развить слуховую реакцию.

При выполнении заданий на аудирование говорящий должен продемонстрировать следующие способности:

— предсказание того, что люди будут говорить;

— догадку незнакомых слов и фраз без паники;

— использовать свои предыдущие знания как базу для понимания;

— понимать отношение говорящего к предмету разговора;

-уметь делать записи по время прослушивания;

— понимать интонацию и ударения;

— этическая сторона говорения, правила ведения дискуссии, дебатов и других видов споров.

Мы поговорим о стратегиях аудирования, которые предстают как определенные способы, методы, демонстрирующие индивидуальность процесса понимания  информации на слух, повышают мотивацию, исходящую от учебных и жизненных потребностей учащихся.

При реализации стратегии аудирования (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.)  организуются в такие основные этапы, присущие и составляющие любую стратегию, как:

— планирование;

— исполнение плана;

-контроль, самоконтроль (рефлексия, анализ, оценивание, коррекция).

Реализовать стратегии – означает выбрать такой способ извлечения информации, который позволит достичь цели понимания текста  на слух. В процессе слушания учащийся использует те умения, которые помогут ему в каждом конкретном случае достичь результата.

Формирование и развитие навыков и умений осуществляется в упражнениях.

Упражнения могут быть подготовительные (И. Д. Морозова 1993, с. 11), ориентирующие в деятельности, это может быть восприятие и проговаривание за диктором слов, словосочетаний, фраз, предложений, пословиц; речевые и контролирующие, направленные на проверку понимания прослушанного; упражнения, которые обучают различным видам аудирования (И. Д. Морозова 1993, с. 11).

Целью подготовительных  упражнений является развитие языковых навыков и психических механизмов аудирования, снятие трудностей, связанных с языковым оформлением аудиотекста, а также знакомство учащихся с аудитивной деятельностью.

Рассмотрим, какие это могут быть упражнения:

  1. Упражнения на преодоление фонетических, грамматических, лексических трудностей.
  2. Упражнения на обучение восприятию речевого потока.
  3. Упражнения для обучения антиципации (способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий), вычленению различных категорий смысловой информации.
  4. Упражнения на развитие аудитивной памяти (это способность воспринимать информацию, сохранять ее и воспроизводить снова), внимания, воображения, логического мышления.

Речевые упражнения направлены на совершенствование процесса смыслового восприятия, на достижение определенного уровня понимания. Важной особенностью речевых упражнений является направленность на создание условий, максимально приближенным к условиям реального общения.

  1. Прослушать тексты, различные по содержанию с опорой наглядность, затем без опоры на наглядность и ответить на вопросы.
  2. Прослушать начало рассказа и постараться догадаться о том, что произошло дальше.
  3. Прослушать рассказ и пересказать ту часть, которая является описанием данного рисунка.
  4. Прослушать два рассказа и сказать, что в них общего и разного.
  5. Прослушать текст и подобрать к нему заглавие.
  6. Прослушать текст и расположить пункты плана в нужном порядке.
  7. Прослушать текст и определить его тип (сообщение, описание, повествование, рассуждение).
  8. Рассказать о …….., прослушав текст.
  9. Ответить на вопросы, прослушав фрагмент текста.
  10. Прослушать несколько фрагментов текста, составить план высказывания.

Важной особенностью речевых упражнений является то, что они включают задания, выполняемые последовательно на трех этапах: до прослушивания, во время прослушивания, после прослушивания (предтекстовый, текстовый, послетекстовый).

Предтекстовый этап включает работу с доской, раздаточными материалами и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение. Основное содержание этапа: снятие языковых трудностей аудиотекста, тренировочные упражнения на базе текста, введение и первичное закрепление новых слов, толкование употребления в тексте лексических единиц и грамматических явлений.

Текстовый этап включает прослушивание всего текста и поочередно отдельных абзацев, смысловых блоков, разработку смысловых блоков текста.

Послетекстовый этап включает следующие виды работы: вопросно-ответную работу; составление плана пересказа; расширение и продолжение текста  учащимися; составления рассказа по аналогии; подготовка монологических и диалогических ситуаций  по теме текста.

Последней группой упражнения для обучения аудированию являются контролирующие упражнения.

  1. Упражнения на аудирование с пониманием основного содержания.
  2. Упражнения на аудирование с выборочным пониманием.

3.Упражнения на аудирование с полным пониманием.

Какие материалы нужно использовать для аудирования?

Материал для обучения аудированию должен соответствовать следующим требованиям:

  1. Соответствие возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в родном и иностранном языках.
  2. Содержание новой и интересной для учащихся информации.
  3. Представление разных форм речи.
  4. Наличие избыточных элементов информации.
  5. Естественность представленной в нем ситуации, персонажей и обстоятельств.
  6. Способность материала вызвать ответный эмоциональный отклик.
  7. Наличие воспитательной ценности.

На современном этапе развития методики обучения иностранным языкам учеными осознается важность аудирования как вида речевой деятельности, однако не все вопросы, касающиеся эффективного обучения ему, еще решены. Так, http://www.tilt.tc является поиск новых приемов и технологий, позволяющих сделать процесс обучения аудированию максимально эффективным и увлекательным для учащихся, нацелить их  на самостоятельное совершенствование навыков и умений в этом виде речевой деятельности. Однако, в связи с тем, что долгое время необходимость обучения аудированию недооценивалась, существует опасность того, что в реальном педагогическом процессе не все учителя уделяют ему достаточно внимания. Важно учитывать, что овладение аудированием – одна из самых трудных задач при изучении иностранного языка. Оно требует целенаправленной систематичной работы и большого объема практики в восприятии на слух. Только регулярное включение заданий на аудирование в образовательный процесс может дать реальные результаты.

Литература

  1. Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, Настольная книга преподавателя иностранного языка, М.,1996, 522с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, М., «Просвещение», 2011
  3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык, 5–9 классы, М., «Просвещение», 2011
  4. М. М. Аверин, Е. Ю. Гуцалюк, Е. Р. Харченко, Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты» 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012, 80с.
  5. Н. И. Гез, Н. Д. Гальскова, Теория обучения иностранным языкам, М., «Просвещение», 2006
  6. И. Д. Морозова, Система упражнений для обучения аудированию, М.. «Просвещение», 1993
  7. И. Л. Бим, Методика преподавания иностранных языков: общий курс (учебное пособие) отв. ред. А. Н. Шамов, М., АСТ-Москва, 2008

Приложение к статье

«Развитие эффективных учебных стратегий при обучении аудированию на уроках немецкого языка», автор, учитель немецкого языка Лидия Георгиевна Семенова, МОУ Гимназия № 4 Волгограда.

Данные упражнения взяты из УМК «Немецкий язык» И. Л. Бим и УМК «Горизонты» М. М. Аверин.

Подготовительные упражнения

  1. Hört zu und sprich nach.

Das weiche b und das harte p

das Bild – das Poster

das Bett – das Papier

der Boden – die Lampe

  1. Hört ihr ein b oder ein p?

der Schreibtisch                      der Papierkorb                        abholen                gelb

Am Silbenende spricht man das b als p: Schreib[p]tisch

  1. Hört zu und ergänzt die Vokale O oder U. Прослушайте и вставьте гласную О или U

Mein Br…..der B…do isst am M….ntag  in der Sch….le. Es gibt Kart…ffeln mit B…hnen und H…hn. Z…m  Nachtisch gibt es Sch..koeis.

Речевые упражнения

  1. Beschreibt das Zimmer und ergänzt die Verben: stehen, liegen, hängen.
  2. Die Lampe ……. auf dem Boden.
  3. Der Stuhl …….. auf dem Schreibtisch.
  4. Der Papierkorb ….. zwischen dem Bett und dem Sessel.
  5. Die CDs ………. im Papierkorb.
  6. Die Kleider ……. unter dem Bett.
  7. Zwei Poster ……… an der Wand.
  8. Die Zeitschriften …… vor dem Bett.
  9. Die Schultasche ……… neben dem Bett.
  10. Im Regal …….. einige Bücher.
  11. Über dem Schreibtisch ……… Bilder an der Wand.
  12. Der Teppich …….. hinter dem Sessel.

251217_1

  1. Beendet die Sätze.
  • Ich habe aus der Studie erfahren, dass …

… • Ich habe nicht gewusst, dass …

  • Es war für mich neu, dass …
  • Es hat mich überrascht, dass …
  • Ich finde es interessant, dass …
  • Ich halte es auch für wichtig, dass …
  • Ich finde es richtig, dass …

 

  1. Ihr müsst an einer Telefonumfrage teilnehmen und auf die Fragen antworten. Gebt ausführliche Antworten auf diese Fragen.

 

Anrufbeantworter: Guten Tag! Sie haben eine Nachricht vom Anrufbeantworter

des Sportklubs Dolphin bekommen. Wir bitten Sie an unserer Umfrage

teilzunehmen. Wir möchten gern die Meinung der Menschen in Ihrer Region über

Sportaktivitäten erfahren.

Anrufbeantworter: Wie alt sind Sie?

Schüler/Schülerin: ________________________

Anrufbeantworter: Wie oft treiben Sie Sport?

Schüler/Schülerin: ________________________

Anrufbeantworter: Welche Sportart ist unter den Jugendlichen in Ihrer Region

besonders populär?

Schüler/Schülerin: ________________________

Anrufbeantworter: Welche Sportanlagen gibt es in Ihrem Wohnort?

Schüler/Schülerin: ________________________

Anrufbeantworter: Wie meinen Sie, warum es wichtig ist, fit zu bleiben?

Schüler/Schülerin: ________________________

Anrufbeantworter: Was würden Sie dem Menschen raten, der fit sein will?

Schüler/Schülerin: ________________________

Anrufbeantworter: Die Umfrage ist zu Ende. Vielen Dank für Ihre Teilnahme.

Контролирующие упражнения

 Lückentext

Setzt bitte die unten stehenden Wörter in die Lücken ein!

Jedes zweite Kind online

(1) ____________ und (2) ____________ gehören für viele deutsche Kinder zum Alltag. Immer mehr Kinder gehen (3) ____________. Mädchen haben (4) ______________ und surfen (5) _________ fast genauso gut wie die Jungs. 50 % der befragten Kinder besuchen (6) ________, obwohl 57 % der Eltern es verbieten. Auch der (7) _________ wächst weiter. Jedes (8) ___________ Kind hat ein (9) ________. Die meisten Eltern (10) ___________ ihren Kinder klare Grenzen bei der (11) ___________. Die Hälfte von ihnen hat es unter Kontrolle, was die Kinder im Internet (12) _________. Sie passen auch auf, dass ihr Kind (13) _____ (14) _____ vor dem Computer sitzt. Zwei Drittel deutscher Kinder (15) ________ auch Bücher und (16) ________. Am liebsten verbringen deutsche Kinder Zeit mit (17) ________.

aufgeholt, Computer, Computernutzung, die Chatforen, Handspielgerät, Handys, ihren Freunden, im Internet, lange, lesen, Magazine, nicht, online, setzen, Spielmarkt, treiben, zweite.

 

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.