Методическое сопровождение реализации ФГОС ООО: актуальные вопросы иноязычного образования Волгоградской области
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ОПЫТ РЕГИОНОВ Пятница 1 декабря 2017Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является сложным и многоплановым процессом, включающим проведение ряда мероприятий. Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность этого процесса, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС, а также постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
настроение: рабочее
ключевые слова: ФГОС, обучение иностранным языкам
город: Волгоград
Авторы: Цыбанёва Валентина Александровна и Милованова Людмила Анатольевна
Примечательно отметить, что система методического сопровождения образовательного процесса вообще, и иноязычного образования в частности, в последнее время по своей значимости становится приоритетным направлением для регионального непрерывного педагогического образования.
Основная цель методического сопровождения реализации ФГОС на уроках иностранного языка – оказание методической поддержки учителям в процессе введения и реализации ФГОС в практику образовательных учреждений; создание условий для реализации личностных, метапредметных и предметных требований ФГОС и достижения необходимого качества иноязычной подготовки школьников.
Специфика названной цели определяет следующие функции системы методического сопровождения: 1) коррекционную (апробация разработанных основных образовательных программ (ООП) и созданных на их основе примерных программ обучения иностранным языкам, а также их корректировку); 2) адаптивную (адаптация образовательного процесса по обучению иностранным языкам к требованиям ФГОС); 3) проектировочную (разработка рекомендаций по организации учебной и внеурочной деятельности, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации); 4) интегрирующую (создание комплексного методического обеспечения реализуемой примерной программы по иностранным языкам).
Для понимания сути системы важным является выявление номенклатуры организационных форм и средств методического сопровождения реализации ФГОС второго поколения в процессе обучения иностранным языкам. В частности, можно выделить следующие группы форм методического сопровождения, направленные на:
1) повышение квалификации и профессионального мастерства учителей иностранных языков: курсовая подготовка (в том числе, дистанционно); авторские лекции и семинары; обучающие семинары; участие в работе сетевых сообществ Интернета; научно-методические конференции; круглые столы; мастер-классы; деловые игры; единые методические дни; методические издания (буклеты, газеты, журналы и др.); самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме; наставничество; консультирование по научно-методическим вопросам; стажировка; выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.); экспертиза результатов педагогической деятельности; диагностика затруднений; творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли и др;
2) получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности: разработка авторских программ, учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию регионального и школьного компонента; разработка методических рекомендаций по реализации содержания учебной программы; работа в творческих группах; открытые уроки; мастер-классы; творческие отчёты; конкурсы методических материалов и педагогического мастерства; презентации авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов); публикации авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.; печатные издания школы, в том числе на электронных носителях и др.;
3) информационно-методическую работу: изучение информационных запросов педагогических кадров; формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы; обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями; создание банков программ, авторских разработок; создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов; разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям; организации научно-методической и инновационной работы; размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте; освещение деятельности педагогов в СМИ и др.
Особое место в таксономии представленных форм методического сопровождения реализации ФГОС в процессе обучения иностранным языкам занимают интерактивные формы. Вот некоторые из них: методические дискуссии и диспуты; педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры-имитации); моделирование педагогических ситуаций; олимпиады методических инновационных разработок уроков, воспитательных мероприятий; методические «мосты» (дистанционное общение в интернете); литературные ярмарки педагогических учебников, методических рекомендаций; аукцион методических разработок; методический КВН; конкурсные выставки методических разработок (уроков, воспитательных мероприятий) и др.
Обобщая сказанное выше, следует констатировать, что успешное методическое сопровождение реализации ФГОС зависит от: 1) правильно выстроенной структуры; 2) правильно используемых ресурсов; 3) правильно организованных мероприятий.
Ознакомиться с материалами сборника вы можете в разделе «Региональный методический сборник» https://iyazyki.prosv.ru/sbornik-2/