«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМУ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Понедельник 11 декабря 2017

111217

С древних времен Крым являлся центром пересечения торговых путей и политических интересов различных стран и народов, а также миграции представителей различных национальных и этнических групп. Политическое и торгово-экономическое развитие полуострова всегда было неразрывно связано с укреплением международных связей, а богатое этническое и языковое разнообразие населения Крыма требовало гармонизации межэтнических взаимоотношений, важным инструментом которых является владение иностранным языком как средством межкультурного общения.

 

настроение: рабочее

ключевые слова: региональный методический сборник, обучение иностранным языкам, поликультурное пространство

город: Симферополь

В связи с вхождением Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации с марта 2014 года полуостров переживает кардинальные трансформации не только в политической, экономической и социальной сфере, но и в области образования. В систему школьного образования Крыма внедряются новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, которые в том числе регламентируют цели и содержание иноязычного образования в образовательных учреждениях полуострова.

Под «иноязычным образованием» в настоящее время понимается «целостно организованный педагогический процесс обучения, воспитания и развития учащихся в рамках предмета «иностранный язык», который способствует становлению опыта творческой деятельности, духовному развитию личности обучающихся и формированию их культуры» [1, с. 4]. Иноязычное образование выступает как средство обучения и воспитания учащихся самим содержанием и средствами иностранного языка, что, несомненно, оказывает положительное воздействие на их культурное обогащение и творческое развитие в целом. Иноязычное образование позволяет, изучая язык, познавать и приобщаться к культуре иного народа, что и является самым важным и ценным, так как именно в этом заложен большой воспитательный потенциал.

Задача иноязычного школьного образования в Крыму заключается в поддержке языкового и культурного многообразия, в развитии способности и готовности к реальному и виртуальному межкультурному взаимодействию с представителями иных лингвоэтнокультур. Знание любого неродного языка является своеобразным механизмом превращения лингвоэтнокультурного разнообразия в инструмент взаимопонимания.

Несмотря на то, что Крым является небольшим полуостровом, он имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации иноязычного образования.

В настоящее время в Крыму насчитывается свыше 110 различных национальностей, имеющих свою культуру, свой язык. К самым многочисленным относятся  русские  (до 60 % населения), украинцы (почти 20 %) и крымские татары (около 20 %). Безусловно, кроме этих национальностей на полуострове проживают болгары, армяне, греки, евреи, грузины и многие другие.

Иноязычное образование в поликультурном обществе играет роль фактора коллективного сосуществования, приобщения к культурному наследию стран и народов изучаемого языка. «Именно поэтому в последние годы в теории и методике обучения и воспитания средствами иностранного языка стали разрабатываться подходы, направленные не столько на обучение, сколько на языковое образование, развитие личности учащегося, формирование его культуры средствами предмета «иностранный язык» [1].

Перед современной системой  педагогического  образования Республики Крым стоят следующие задачи:

  • модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами;
  • реализация комплексных проектов по созданию условий для обеспечения доспупного, бесплатного, качественного образования;
  • повышение профессионального уровня педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций как менеджеров организационно-управленческой деятельности в сфере образования;
  • совершенствование условий по реализации прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, обеспечивающих увеличение охвата дополнительными образовательными программами, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей группы «риска»;
  • формирование патриотического сознания молодежи, приобщение к традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества.

В 2017/2018 учебном  году в Республике Крым функционирует 549 общеобразовательных организаций различных типов и форм собственности, в которых организовано изучение иностранных языков (английский, немецкий, французский, новогреческий), из них:

  • 490 общеобразовательных организаций с изучением одного языка;
  • 59 общеобразовательных организаций с изучением двух и трех языков;
  • 19 общеобразовательных учреждений, в которых функционируют классы с углубленным изучением иностранных языков;
  • 53 общеобразовательных учреждений, в которых функционируют профильные филологические  классы.

В общеобразовательных организациях Республики Крым работают 1815 учителей иностранных языков, из них 1648 учителей английского языка, 120 — немецкого языка, 40 – французского и 7- новогреческого языка.

В настоящее время 24 % учителей имеют высшую квалификационную категорию,  25 % – первую категорию.

Обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития — основная задача методической службы Республики Крым.

ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» осуществляет развитие кадрового потенциала региональной системы образования в условиях ее модернизации.

КРИППО – региональный центр повышения квалификации   и профессиональной переподготовки учителей иностранных языков, научно-методического сопровождения, разработки и внедрения инновационных моделей образования детей; культурно-просветительский центр, реализующий инновационные социально-образовательные проекты и программы;  оператор комплекса мер по модернизации общего образования и интеграции системы образования Республики Крым в образовательное пространство   Российской Федерации;   научная лаборатория, развивающая инновационную концепцию постдипломного педагогического образования в контексте методологии непрерывного образования; социальный партнер муниципальных и районных методических служб.

Одной из действенных форм повышения квалификации в межкурсовой период остаются региональные научно-методические семинары, целью проведения которых является освоение новых принципов педагогической деятельности учителей иностранного языка в условиях модернизации российского образования.

Ежегодно  Институт проводит мероприятия различного уровня: научно-практические конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы, конкурсы, которые  обеспечивают трансляцию инновационного опыта по http://www.tilt.tc вопросам развития современного иноязычного образования, знакомство с новыми педагогическими технологиями и образовательными практиками.

Кроме того, происходит координация взаимодействия образовательных организаций между собой, методическими службами и органами управления образованием Республики Крым, формирование позитивного имиджа процессов модернизации регионального иноязычного образования.

Следует отметить самых  активных «регионов – участников»  мероприятий, проводимых на региональном  и федеральном уровнях: г. Симферополь (методист Тарасенко С.И.), г. Керчь (методист Рыбец И.В.), г. Алушта (методист  Корилюк П.Я.),  г. Евпатория (руководитель городского методического объединения Силакова Л.И.), Симферопольский район (методист Леонова Г.Г.), Джанкойский район (методист Четвернина Л.Н.), Белогорский район (методист Омельяненко Н.В.).

Значимым фактором активизации профессионального роста, развития творческого потенциала педагогов и диссеминации опыта является конкурсное движение.

Участие в различных конкурсах,  образовательных программах и проектах позволяет педагогам проявить себя, развить свои таланты. В 2017 году были проведены конкурсы профессионального мастерства: «Учитель года России- 2017», «Педагогический дебют», Конкурс на получение денежного поощрения лучшими  учителями образовательных организаций Республики Крым в 2017 году и многие другие.  Две общеобразовательные организации получили статус федеральных инновационных площадок: МБОУ «Ялтинская средняя школа №10» и МБОУ «Симферопольская академическая гимназия», 25 образовательных организаций подали заявки   на присвоение им статуса инновационных площадок.

В Республике Крым складывается своя региональная система иноязычного образования. Изучение иностранного языка:

  • в рамках реализации крымской модели медиаобразования;
  • в рамках преподавания курса «Крымоведение».

Знание иностранного языка и чужой культуры в современных условиях уже стало естественной частью повседневной жизни современного человека и важным компонентом его профессиональной деятельности. Иноязычное образование в новом социокультурном и политическом контексте Крыма становится определенным фактором человеческого капитала, ибо превращает человека в развитую личность, социально и экономически свободную.

Ознакомиться с материалами сборника вы можете в разделе «Региональный методический сборник» https://iyazyki.prosv.ru/sbornik-2/

Список литературы

  1. Гальскова Н. Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения // Иностранные языки в школе. 2012. № 9. С. 2–9.
  2. Гальскова Н. Д. Теоретические основы образовательной политики в области подготовки уча­щихся по иностранным языкам (система школьного образования): автореф. дис. … д-ра пед. наук / Моск. гос. лингв. ун-т. М., 1999. 48 с.
  3. Гальскова Н. Д.,Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика М.: Академия, 2004. 334 с.
  4. Алеева И. И. «Лингвауни» – вклад в культуру мира // Лингвауни: третья Международная кон­ференция ЮНЕСКО. М.: МГЛУ, 2000. С. 29–34.
  5. Халитова Г. А. Языковая политика в условиях многонационального Крыма. URL: http://кон­ференция.com.ua/pages/view/384 (дата обращения: 18.11.2017).
  6. Абибуллаева Э. Э. Дидактическая система Исмаила Гаспринского: дис. … д-ра пед. наук / Ин-т педагогики АПН Украины. Киев, 2004. 206 с.
  7. Костылева Е. В. Поликультурное образовательное пространство Таврической губернии (1802–1921): условия формирования // Научный вестник Крыма. 2016. Вып. 1 (1). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/polikulturnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-tavricheskoy-gubernii-1802–1 921-usloviya-formirovaniya (дата обращения: 18.11.2017).

 

 

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.