«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Использование дидактических игр в обучении английскому языку младших школьников по УМК Spotlight

Среда 24 января 2018

240118Игра на уроке – это не только работа, позволяющая снять усталость, предотвратить умственную перегрузку и поддержать трудоспособность, но и средство, помогающее решить определенные дидактические задачи.

настроение: позитивное

ключевые слова: Spotlight, внеурочное занятие, игра, ситуация успеха, интерес, мотивация, нестандартные задания, мобильные технологии

город: Коломенский район, с. Нижнее Хорошово

Игра… Как много ассоциаций это слово вызывает у каждого человека, как взрослого, так и ребенка.

Рассматривая игру с точки зрения педагогики, мы непременно вспоминаем психологическую теорию деятельности. Ее создатели – Л. Выготский и А. Леонтьев – выделяют три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую, учебную, которые тесно взаимосвязаны.

Для учеников начальной школы именно игровая деятельность является ведущей – на уроках (даже самых насыщенных) им скучно, они быстро устают, но стоит только сказать «Let’s play», как их глаза загораются, они снова увлечены занятием. Это не случайно. Ведь дети порой не осознают, что, играя на уроке, они учатся, отрабатывают и закрепляют нужный педагогу лексико-грамматический материал.

Однако стоит отметить, что игра на уроке – это не только работа, позволяющая снять усталость, предотвратить умственную перегрузку и поддержать трудоспособность, но и средство, помогающее решить определенные дидактические задачи.

В своей педагогической деятельности я использую игру достаточно часто, особенно в начальной школе. Изучение нового материала, обобщение изученного, подготовка к контрольной работе – все это воспринимается учениками намного легче именно в игровой форме.

УМК издательства Просвещение “Spotlight” предоставляет педагогу английского языка огромное разнообразие компонентов, содержащих интерактивные задания и игры.

К примеру, CDROM – диск, который содержит интерактивные задания по материалам учебника, анимационные игры, видео, песни, помогающие отработать нужный материал, создать ситуацию успеха, необходимую малышам, чтобы поверить в себя.

DVDvideo, куда входят новая лексика, диалоги, песни, основные языковые модели каждого модуля, сказка, комиксы. Все это помогает разнообразить работу детей, незаметно для самих себя они выучивают нужные лексико-грамматические единицы.

CDABBY диск содержит аудиокурс к учебнику и рабочей тетради, учебные словари, учебно-игровую программу ABBYY Tutor для быстрого запоминания слов и структур из уроков.

240118_1

240118_2К учебнику “Spotlight” для 2–4 классов также разработано электронное приложение (программное обеспечение для интерактивной доски IWBSInteractive Whiteboard Software), содержащее полный учебный курс каждой ступени в мультимедийной форме, а также дополнительные материалы и возможности.

240118_3240118_31Сами модули учебника также содержат множество идей для игр, физ-минуток и поделок. Все это, бесспорно, помогает нам в работе! Но в соответствии с нормами СанПин мы не можем пользоваться электронными ресурсами слишком много на уроке. Поэтому на помощь педагогу приходят знакомые с детства настольные игры и игры с карточками.

240118_4Начнем с самого начала – с алфавита. Традиционно мы пишем буквы, проговариваем звуки и слова, называем буквы по порядку. Разнообразить этот процесс помогает магнитный алфавит. С его помощью мы и восстанавливаем порядок алфавита (что может быть динамической паузой, если разделить детей на команды и организовать ‘гонку’ — Racing), и ищем пары – заглавная, маленькая, — и вставляем пропущенные буквы, и строим слова (на более поздних этапах).

240118_5Этот алфавит также помогает сделать некоторые упражнения из УМК “Spotlight” 2. К примеру, задания на восстановление пропущенных букв в словах.

Более того, при работе в начальной школе нельзя забывать о типах учащихся по типу восприятия информации – аудиалы, визуалы, кинестетики. Именно для третьей группы детей может подойти такое задание – буквы складываются в мешочек / коробочку, а ученик должен, трогая букву только руками (не подглядывая), определить, какую букву он вытащил. Поначалу игра может идти тяжело, особенно для аудиалов и визуалов, но зато при первом же проведении учитель может выявить кинестетиков – они сразу угадывают букву. В дальнейшем знание, какой тип усвоения информации больше подходит каждому учащемуся, очень поможет педагогу в работе при построении уроков и выборе видов деятельности.

Для отработки глагола can (мочь, уметь) хорошо подходит вариант всем известной игры «Домино». К примеру,  в “Spotlight” 3 модуль 10А посвящен животным и действиям, которые они умеют выполнять.

240118_6Я раздаю карточки с картинкой животного и глаголом.

240118_7Задача проста – чтобы продолжить ряд, нужно найти действие, которое умеет делать животное, и назвать предложение. Например, «A bird can fly». Таким образом, мы отрабатываем лексику и грамматику, развиваем коммуникативную компетенцию. Все используемые карточки снабжены магнитами, что снова превращает игру в динамическую паузу – ведь надо выйти к доске с необходимой картой и прикрепить ее. Полученные предложения можно записывать, тем самым развивая навыки письменной речи.

Настоящей находкой для закрепления лексико-грамматического материала я считаю игру «Морской бой».  Приведу несколько примеров полей, которые использую как на уроках, так и на внеурочных занятиях.

При работе по “Spotlight” 2 в конце первой четверти дети знают цвета и несколько предметов мебели. Для закрепления этой лексики им предлагается следующее поле:

A White Black Brown Yellow Blue Green Red
Table
Chair
House
Bed
Bath

Необходимо найти корабли команды противника, называя координаты «выстрела» — a white house, a green bed и т. д. Играя таким образом, дети, во-первых, запоминают порядок слов: прилагательное перед существительным, во-вторых, огромное количество раз воспринимают словосочетания как зрительно, так и на слух (происходит развитие навыков речи и аудирования), в-третьих, запоминают и используют слова no (мимо), hurt (ранен), killed (убит).

Учебник “Spotlight” для 2 класса требует от детей знания структуры Where’s… He/ she is in the… Успешно закрепить лексику по темам «Семья» и «Комнаты в доме», а также данную структуру нам снова помогает «Морской бой». Поле выглядит следующим образом:

  Mummy Daddy Sister Brother Grandma Grandpa
House
Living room
Kitchen
Bedroom
Bathroom
Garden

Суть состоит в том, что дети должны «стрелять», строя уже целые предложения – Mummy is in the living room или Sister is in the garden. Можно усложнить задание и строить вопросительные предложения – Is Daddy in the garden?

240118_8Нужно отметить, что играть можно не только по командам, но и в формате «дети-учитель». В этом случае «корабли» на поле располагает только педагог, а дети называют координаты, пытаясь их найти. Я считаю, что именно такая форма работы обеспечивает ученикам ситуацию успеха (правильно построить предложение, да еще «подбить» корабль учителя!), так необходимую при изучении языка.

240118_9При необходимости сделать акцент на отработке и первичном закреплении лексического материала, часто использую игру «Bang!». Для нее готовлю наборы карточек с лексикой – картинка (детям необходимо назвать слово по-английски) и слово (нужно прочитать и перевести). При верном ответе – балл. Однако если выпадает карточка «Bang!», то все накопленные баллы сгорают. Игра хороша тем, что может быть как индивидуальной, так и командной. Карточки можно использовать те, что есть в свободном доступе на сайте издательства Просвещение — http://www.school-russia.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=10731, а можно найти подходящие картинки в сети.

240118_10Вот так  незаметно, играючи,  мы подошли к концу учебного года. Последний урок – все контрольные работы написаны, оценки выставлены… Я задалась вопросом: «Чем бы новеньким порадовать своих детей, чтобы они не только укрепили интерес к языку, но и осознали, сколько всего выучили за год, таким образом, проведя саморефлексию о своей работе?» Разбирая наработки, я наткнулась на игру «Name three». Адаптировала ее под УМК “Spotlight” 2 и получила чудесный материал. Задача детей  –  вытянуть карту, прочесть задание и назвать 3 слова из указанного семантического поля. Например, pets – «cats, dogs, parrots» или words with [i:] – «sheep, three, we». Иными словами, за 10 минут ученики повторили всю лексику и фонетику, изученную за год, вспомнили написание слов, грамматические структуры. Когда игра закончилась, и дети осознали, сколько всего знают, они были поражены. Игра может быть как командной, так и индивидуальной – все зависит от количества учеников в классе. Более того, зная уровень детей, мы можем усложнить задание – называть не три, а, к примеру, 4 или 5 слов.

В заключение хотела бы отметить, что без игровых технологий не обойтись при изучении английского языка не только в начальной, но и в средней и старшей школе. УМК “Spotlight” действительно богат ресурсами, дающими учителю шанс сделать уроки интересными, динамичными и увлекательными. Главное, умело пользоваться всеми этими возможностями, любить свою работу, учеников, не терять оптимизма и энтузиазма!

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.