«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Аудирование: до, в процессе, после

Понедельник 26 марта 2018

260318Аудирование в начальной школе – как сделать обучение наиболее эффективным? Как научить детей вслушиваться? Как перейти от отдельных слов и фраз к текстам? Делюсь опытом?

 

 

настроение:  бодрое и энергичное

ключевые слова:  аудирование, видео, мультфильмы, задания перед прослушиванием, задания во время прослушивания, задания после прослушивания

город:   Московская обл., Химки

Понимать иностранную речь на слух – достаточно сложный навык. Я преподаю английский язык в начальной школе и мне искренне кажется, что сложнее всего учить аудированию именно в этом возрасте. С одной стороны, это уже не детский сад, где учат слышать отдельные слова и фразы типа «Здравствуйте» и «Спасибо» (в начальной школе многие дети уже владеют этими оборотами), но и не средняя-старшая школа, где дети умеют продолжать слушать текст даже после непонятного слова. В начальной школе любое затруднение (устное или письменное) способно вызвать ступор и может вывести ребенка из процесса восприятия информации.

Именно поэтому для обучения аудированию во вторых и третьих классах я активно использую видеоролики (мультфильмы и учебные фильмы). Благодаря визуальной поддержке дети продолжают слушать английскую речь даже после нескольких непонятных слов (незнакомых либо неузнанных). При подборе видео я в обязательном порядке учитываю грамматическую тему, которую дети изучают в классе. Например, если дети изучают Present Indefinite, то я даю им видеоряд, в котором активно используется именно это время. Если они знакомятся с глаголом can, то предлагаю мультфильм, в котором активно используются предложения именно с этим глаголом. Поскольку грамматические темы в УМК “Starlight”, по которому я работаю, повторяются из года в год, постепенно усложняясь, а дети, изучающие их, растут, то на каждую тему у меня заготовлено несколько видеороликов в соответствии с годом обучения. Для второго класса у меня заготовлены мультфильмы на отработку грамматики, для третьего – небольшие учебные фильмы.

Вместе с тем необходимо признать, что современный учебный процесс достаточно интенсивен и поэтому редко удается посмотреть дополнительный видеоматериал на уроке. В связи с этим просмотр мультфильмов является, как правило, домашним заданием. Для контроля понимания мультфильма я разработала специальные листы с заданиями, которые дети распечатывают либо переписывают дома и в дальнейшем сдают мне для получения дополнительной хорошей оценки.

Что же представляют собой листы с заданиями? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить основные три блока заданий при аудировании:

  • Блок 1: До прослушивания/просмотра;
  • Блок 2: Во время прослушивания/просмотра;
  • Блок 3: После прослушивания/просмотра.

В соответствии с данными блоками мои листы содержат по 3 упражнения: до прослушивания, в процессе и после.

Блок 1: До просмотра/прослушивания (pre-listening activities)

Перед тем, как направить видеоролик детям, мы выполняем традиционное задание ДО прослушивания – обсуждение. Я предпочитаю обсуждать основную тему на примере их собственного опыта, причем на русском языке – чтобы убедиться, что даже самые слабые ученики поняли, что именно их ожидает.

Как правило, видеоролик посвящен определенной грамматической структуре и объединен общей тематикой: знакомство с новыми героями, поход в ресторан, обсуждение фото, поиск напарников для игры в бейсбол, и т. п. Поэтому мы обсуждаем ситуацию как таковую: их опыт знакомства с новыми людьми, их любимые кафе и рестораны, отношение к фотографии и т. п. Также я информирую их о том, какая именно грамматика будет активно использоваться в ролике (например, глагол can, указательные местоимения, время Present Continuous и т.п.).

Первым письменным упражнением в листах с заданиями является всегда знакомство с ключевыми словами, при выделении которых я обращаю внимание на два момента: уровень их значимости для понимания содержания, а также предыдущий опыт знакомства со значимыми словами в рамках УМК “Starlight”. То есть если слово важно для понимания, но дети уже учили его на этой или предыдущей ступени, то выносить его в задание я считаю нецелесообразным.

Для знакомства с ключевыми словами я использую три вида заданий:

  • Поиск соответствий русского и английского слов
  • Перевод с английского на русский или наоборот
  • Дополнительная справочная информация

Поиск соответствий. Это самый простой вариант, когда в одной колонке идут слова на английском языке, а во второй – их перевод (врассыпную). И задача учащегося – подобрать перевод к каждому слову.

260318_1Перевод. Этот вариант требует навыков работы со словарем, но уже во втором классе дети справляются с данной задачей.

260318_2Дополнительная информация. Некоторые явления совершенно непривычны и незнакомы жителям России, например, laundromat. В этом случае я даю детям пояснения. Также в связи с тем, что язык – это динамично изменяющаяся структура, порой в роликах попадаются устаревшие фразы и обороты (например, refrigerator, photograph, eat breakfast, etc.), о чем я также предупреждаю своих учеников.

260318_3Блок 2: Во время просмотра/прослушивания (while-listening activities)

Большинство учебных роликов содержат много мелкой информации, например, 5 коротких диалогов о том, что любят или не любят есть друзья лося Марти. 5 героев, 5 вопросов, 5 ответов и больше никакой информации. Но запомнить такую информацию очень и очень сложно! Именно поэтому в процессе слушания мои ученики выполняют задание номер 2 – услышать конкретную информацию из видео.

Я использую 3 типа заданий для выполнения в процессе прослушивания:

  • соответствие;
  • правда или нет;
  • заполнение пропусков.

Соответствие. В процессе выполнения задания на соответствие ученики подбирают действия (продукты, одежду и т. п.) к героям в соответствии с информацией из видео. Например, в ролике про тыковку Сэмми ученикам необходимо соотнести друзей Сэмми и действия, которые они выполняют.

260318_4Правда или нет. Выполняя задание по типу «правда – не правда» детям нужно отметить, что из предложений является верным, а что – нет. Здесь важно отметить, что задания такого типа я даю преимущественно на мультфильмы по сказкам, хорошо известным нашим детям («Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Три медведя» и т.п.), но предупреждаю их, что мультфильм отличается от известной нам версии, и, что я сразу увижу, кто выполнил задание по русской версии сказки, а кто по мультфильму. Как правило, детям нравится искать отличия и они с радостью потом рассказывают, что в корзине у Красной Шапочки лежали бананы, что медведи проводили Машеньку домой и т.п.

260318_5Заполнение пропусков. При заполнении пропусков ученики смотрят видео и вставляют пропущенные слова. Например, в ролике “How are you?” («Как дела?») их задача услышать и записать, что каждый из героев говорит о своем состоянии – кому грустно, кому страшно, кто счастлив.

Вся информация, которую учащиеся извлекают из видео для выполнения упражнения 2, потребуется им в дальнейшем для выполнения третьего упражнения – блок «после просмотра/прослушивания» (after listening activities).

260318_6Блок 3: После просмотра/прослушивания (after listening activities)

После того, как видео (мультфильм или учебный фильм) просмотрено, учащиеся приступают к последнему, третьему заданию. Поскольку видео используется преимущественно в качестве домашнего задания, то организовать дискуссию не представляется возможным. В связи с этим в качестве заданий «после» я чаще всего предлагаю ученикам ответить на ряд вопросов. При составлении задания 3 я учитываю не только информацию, полученную учащимися в процессе просмотра мультфильма (у кого из животных какое настроение, кто из друзей тыковки чем занимается и т.п.), но и грамматическую тему, изучаемую в классе.

Вся необходимая для ответов информация содержится, как правило, в упражнении 2. То есть, если в упражнении 2 была задача заполнить пропуски состоянием героев (angry, scared, happy, etc.), то в упражнении 3 нужно будет ответить на вопросы именно про эти пропуски (Who is angry? Who is scared? etc). Такой подход снимает с учащихся тревожность относительно правильности ответов – они уже знают и ЧТО говорить (см. упр. 2), и КАК говорить (грамматическая тема последних уроков).

Мультфильмы с дополнительным заданием вот уже который год вызывают энтузиазм у большинства моих учеников, ведь такие видео, как правило, достаточно просты для понимания, задания легко выполнимы, а, значит, хорошая оценка может быть получена при минимальных усилиях!

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.