Эволюция учебно-методических изданий по китайскому языку
Автор: Оксана ЩЕТИНКИНА | Рубрика: КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК Среда 14 марта 2018Мне, как практикующему учителю китайского языка, проблема учебников китайского языка известна не понаслышке. Каково же было мое изумление, когда осенью 2016 года, изучая учебники иностранных языков на сайте издательства «Просвещение», я увидела информацию о выпуске нового курса по китайскому языку как второму иностранному для 5–9 классов «Время учить китайский» в партнерстве с издательством «Народное образование» (КНР).
настроение: весеннее
ключевые слова: Китайский язык, Время учить китайский, УМК, учебное пособие
город: Москва
История изучения китайского языка в России насчитывает уже более ста лет. А если заглянуть глубже в историю, то цифра будет более внушительна ─ более 300 лет. В средних образовательных учебных заведениях китайский начал преподаваться в 60-х годах прошлого века, то есть уже более 50 лет. Сначала было всего несколько школ, в которых ученики изучали китайский язык: в Москве и Ленинграде, Иркутске, Чите, Благовещенске, Хабаровске и Владивостоке.
Наверно, я не слукавлю, если скажу, что проблема наличия учебников китайского языка существовала всегда, все эти 50 лет назад. Так как не требовался большой тираж, первые учебники были похожи на книги, изготовленные на печатной машинке. Сейчас я узнала, что это называется «ротапринтный способ печати». В 80-х годах появились настоящие учебники китайского языка для школьников, но только для начальной школы. Они не отличались от школьных учебников математики, русского или английского языка. Выпущены они были издательством «Просвещение». Помню до сих пор, как поразили они меня, тогда еще студентку, пришедшую на практику в школу. И сейчас они ─ ценные экземпляры в моей коллекции учебников. Но, к сожалению, с началом 90-х годов школьные учебники китайского языка более не выпускались. И конечно, я знаю, что школьные учителя в Москве, Чите и Хабаровске, возможно и в других городах, сами писали учебники и даже издавали их в местных типографиях, но и работали они по ним исключительно в своих школах. Очень жаль, что такой грандиозный труд не имел возможности выйти на просторы нашей огромной страны. Различные издательства выпускали свои учебники, но, как правило, это были учебные пособия для студентов вузов. Зачастую именно по ним учились, и по сей день учатся, и в школах. С введением федеральных государственных общеобразовательных стандартов становится понятно, что китайский язык, не имея базы в виде прошедших экспертизу учебно-методических комплексов, будет терять свои и так неустойчивые позиции в системе школьного образования. Руководитель не каждой школы решится открыть у себя обучение китайскому языку, не имея в школьной библиотеке хоть какое-нибудь количество учебников. А ведь интерес к нему возрастает в последние годы все больше. По данным Рособрнадзора, в 2016/2017 учебном году китайский язык учили около 17 тысяч российских школьников, что на 15% больше, чем пять лет назад. На данный момент преподавание языка осуществляется в 17 регионах России, включая Москву и Московскую область.
Мне, как практикующему учителю китайского языка, проблема учебников китайского языка известна не понаслышке. Каково же было мое изумление, когда осенью 2016 года, изучая учебники иностранных языков на сайте издательства «Просвещение», я увидела информацию о выпуске нового курса по китайскому языку как второму иностранному для 5–9 классов «Время учить китайский» в партнерстве с издательством «Народное образование» (КНР). И наконец, это свершилось: 2017/2018 учебный год мы с пятиклассниками начали именно с этим учебным пособием. Сейчас мои ученики успешно осваивают азы китайского языка.
Еще до начала работы по ним я очень подробно изучила данную серию. В ней есть все, что нужно сегодня для изучения иностранного языка, вернее, все, без чего немыслим современный УМК: учебник, рабочая тетрадь с упражнениями, аудиокурс, прописи, очень подробная книга для учителя с календарно-тематическим планированием. Самое главное, я уверена, что с 5 по 9 класс мои ученики будут обеспечены новыми, современными учебниками китайского языка, в которых сохраняется преемственность от года к году и которые соответствуют всем требованиям ФГОС.
В первую очередь хотелось бы отметить тот факт, что сам учебник представляет собой красочное пособие с большим количеством иллюстраций, которые активно помогают учащимся в процессе усвоения и запоминания информации (например, в случае отработки диалогов). Структура каждого урока построена логически, позволяет закреплять пройденный материал путем его многократного повторения.
Также нельзя не уделить внимание качественному наполнению пособия, а именно наличию приложений, которые включают в себя основной справочный материал, необходимый учащимся на данной ступени обучения: таблицу иероглифических ключей, порядок написания черт китайских иероглифов, таблицу соответствия фонетической транскрипции пиньинь и системы Палладия, таблицу сочетаний инициалей и финалей в путунхуа. Именно наличие данного материала непосредственно в самом учебнике помогает педагогу значительно сэкономить время на поиск дополнительной информации, для учащихся же дает возможность не только изучать язык комплексно, но и при возникновении вопросов оперативно найти нужный ответ.
Достаточно полезным и познавательным является раздел «Изучаем культуры», в котором информация о культурных особенностях Китая дается в сравнении с культурой России, что вызывает достаточно активную реакцию со стороны учеников, так как они имеют возможность не только узнать что-то новое о стране изучаемого языка, но и применить эту информацию на практике.
Те, кто раньше сомневался, стоит ли начинать изучать китайский язык, могут смело браться за него. Учить китайский очень интересно!