Эффективные приемы обучения чтению в начальной школе
Автор: Светлана БАЖКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ Среда 7 марта 2018Как научить младшего школьника читать на английском языке? Как трудоемкое умение превратить в веселое и легкое занятие? В этом поможет УМК «Английский в фокусе» для начальной школы, забавные речевки и игры.
настроение: позитивное
ключевые слова: обучение чтению, начальные звуки, фонетические игры, речевки, словарный запас
город: Омская область, пос. Боевой
Что узнают школьники на первых уроках английского языка? Необходимые реплики для знакомства, и, конечно, алфавит. Выучить названия букв в алфавитном порядке несложно. Сложнее для учеников начальной школы запомнить соответствие буквы или буквосочетания определенному звуку. У многих учеников, не имеющих возможности обратиться к репетитору или учиться дополнительно на курсах, имеются сложности в чтении на начальном этапе. Что греха таить, ученики среднего и даже старшего звена часто делают типичные ошибки в чтении. Резонно возникает вопрос, как научить ребенка читать, чтобы это было легко, весело, а главное, осознанно.
Из опыта своей работы и опыта работы учителей английского языка, как иностранного или второго языка, можно с уверенностью сказать следующее: чтобы школьник научился читать, необходимо уделить особое внимание и достаточно времени этапу чтения по правилам «Phonics».
На этом этапе дети изучают буквы в алфавитном порядке. Ученик будет знать название буквы, узнавать ее форму, уметь обводить и писать ее самостоятельно. А самое главное, узнает, как же та или иная буква будет читаться. В алфавите 26 букв и соответственно, ребенок должен узнать для начала 26 звуков – ни больше, ни меньше. И только потом можно говорить о других звуках. Помимо буквы и звука предъявляется слово, начинающееся с той или иной буквы (Initial Sounds). Исключение составляет буква X x. В этом случае подбираются слова с буквой X x на конце слова. Слово сопровождается картинкой, при необходимости подкрепляется переводом.
Итак, как происходит знакомство с буквами/звуками:
— Знакомство с графическим портретом буквы (большой и маленькой) и ее названием. Показываем карточку или пишем букву на доске. Очень хорошо написать ее в воздухе, пальцем на парте, обвести пальцем написанную букву в учебнике или рабочей тетради. Можно даже написать пальцем букву на спине соседа по парте. Этот прием очень нравится детям, они с удовольствием «пишут» и угадывают буквы на этапе закрепления. Затем дети обводят буквы и пишут самостоятельно буквы в прописях. Обращайте внимание детей на порядок написания элементов букв. Обычно их показывают стрелочками. Существует очень много стихов-договорок, позволяющих легко запомнить название английской буквы.
— Знакомство со звуком (только одним, не стоит сразу рассказывать о том, что некоторые буквы могут читаться по-разному). Например, буква B b будет читаться как звук /b/. Именно косые скобки используются в современных словарях при записи транскрипции. Звук нужно произнести многократно. Хорошо, если при написании букв дети будут произносить звук.
— Далее следует выбрать короткое, легко запоминающееся слово, например ball, bird, bee и т. п.
В результате ученик получает цельную картину: буква B b , звук /b/, слово ball.
С другими согласными все более-менее понятно. Можно сказать ученикам, что «звук прячется в названии буквы». Стоит обратить внимание на «трудные» буквы: J j, Q q, W w, H h. Для отработки правильного произнесения звука используйте «гимнастику для язычка». Буквы C c, G g, Y. y следует презентовать как звуки /k/, /g/, /j/ соответственно.
О гласных следует сказать обособленно. Зарубежные методисты не используют понятие открытого и закрытого слогов. Вместо этого используется понятие «краткий и долгий гласный». На первоначальном этапе «Phonics» изучаются краткие гласные.
Только после того, как ученики овладели начальными звуками, можно говорить о долгих гласных, обозначаемых одной буквой или буквосочетанием, согласных, которые могут читаться по-разному, о буквосочетаниях.
Хочется поделиться маленькими секретами, используемыми мной на уроках при обучении чтению в начальной школе. О букве “e” в конце слов с долгим гласным, например: cake, bike, bone, cube: «Буква е в конце стоит, ничего не говорит». «Буква “e” в конце – внимание! Нужно вспомнить гласной название. Гласная читается, как буква называется». О буквосочетаниях ea, oa: «Две гласные как две подружки. Первая болтливая, вторая – молчаливая. Первая читается, как в алфавите называется».
Ниже приведена таблица Initial Sounds. На основе такой таблицы можно создать свой алфавит в виде плаката или карточек. В таблице дается лишь одно слово, но лучше предъявлять 2-3 слова, это значительно расширит словарный запас и закрепит связь между «треугольником: буква-звук-слово»
Aa | /æ/ | apple | Nn | /n/ | nut |
Bb | /b/ | bird | Oo | /ɔ/ | orange |
Cc | /k/ | cat | Pp | /p/ | pen |
Dd | /d/ | dog | /kw/ | queen | |
Ee | /e/ | egg | Rr | /r/ | rabbit |
Ff | /f/ | frog | Ss | /s/ | sofa |
Gg | /g/ | goat | Tt | /t/ | teddy |
Hh | /h/ | hat | Uu | /ʌ/ | umbrella |
Ii | /ı/ | ink | Vv | /v/ | van |
Jj | /ʤ/ | jam | Ww | /w/ | window |
Kk | /k/ | kite | Xx | /ks/ | box |
Ll | /l/ | lion | Yy | /j/ | yellow |
Mm | /m/ | mum | Zz | /z/ | zoo |
Одним из эффективных приемов для усвоения звуков являются chants, jazz chants. Chant – петь, скандировать, читать нараспев, декламировать. Я называю их речёвками. Не беда, если нет музыкального сопровождения. Можно притопывать, постукивать, прихлопывать.
Приведем пример самой простой речёвки на букву А а. Не следует забывать про опору на наглядность.
“/Ei/. /æ/ /æ/ /æ/. Apple”.
“/Ei/. /æ/ /æ/ /æ/. Ant”.
За основу я беру «чанты» из различных источников и рифмовки из учебника «Spotlight».
С удовольствием поделюсь некоторыми из них, тем более что их легко изменить и придумать аналогичные. Отличительной особенностью является многократное повторение звуков.
This is an apple, a, a, apple.
This is a bird, b, b, bird.
This is a cat, c, c, cat.
This is a dog, d, d, dog.
I’ve got an egg, e, e, egg.
I’ve got a fan, f, f, fan.
I’ve got a goat, g, g, goat.
I’ve got a hat, h, h, hat.
Where is the queen? Q, q, queen.
Where is the rabbit? R, r, rabbit.
Where is the sofa? S, s, sofa.
Where is the teddy. T, t, teddy.
Несомненный плюс таких речёвок в отработке языковых структур-штампов.
Принцип работы с речёвками очень прост. Ученики сначала слушают, затем повторяют хором. Простое повторение можно разнообразить: например, учитель показывает картинку, а ученики говорят слово, не прозвучавшее в речёвке. Можно выучить «чант» наизусть, инсценировать, выполнить письменное задание (вставить пропущенное слово, найти и подчеркнуть букву или буквосочетание).
Примеры других «чантов», предназначенных для обучения чтению букв и буквосочетаний в середине слов.
The cat’s got a hat.
The cat’s got a hat.
a, a, a, a, a.
Baby Theo’s in the bath,
One, two, three.
Baby Theo counts his teeth,
One, two, three.
Open the gate,
The gate, gate, gate.
See the lake,
The lake, lake, lake.
We’re in the car.
After playing in the park.
I’ve got an orange scarf.
I’ve got a toy shark.
I’m in a mall.
A mall, mall, mall.
Some people are tall.
Some are small, small, small.
I’m going to buy a ball.
A ball, ball, ball.
Другой эффективный прием на этапе обучения чтению – фонематические игры. Такая игра с успехом заменяет физкультминутку. Причем презентовать ее можно, не прибегая к объяснениям на русском языке.
Activity: “I’m going to say a word. Clap your hands, if the word you hear starts with the /f/ sound. Word list: four, flower, hand, fingers, ball, five, big, fox, fish, spoon, ant, fan, friend.”
Список слов может быть любым. Главное, чтобы список начинался и заканчивался словом с изученным звуком. Действия, сопровождающие такую игру, также могут быть разнообразными: как одиночными (см. пример выше), так и двойными.
Activity: “I’m going to say a word. If it starts with the /k/ sound, stand up. If it doesn’t start with the /k/ sound, sit down. Word list: cat, clean, dig, corn, water, cake, fan, cow, carrot, bear, colour.”
При обучении чтению на начальном этапе результативным считается прием CVC-words, т. е. когда за согласным следует гласный, а затем опять согласный. Очень действенно обучать чтению слов, заканчивающихся на один и тот же гласный и согласный: cat, rat, sat, fat, mat; log, dog. jog, hog. На уроках можно использовать карточки с «окончанием». Ученикам остается только лишь подставить первую букву и без труда прочесть слово. Очень впечатляет учеников созданная мной «линейка-слайд». Состоит она из двух частей. С левой стороны такой «линейки» делаются прорези сверху и снизу, с правой стороны пишется «окончание», например “ig”. Отдельно делается вертикальная полоска, чуть уже, чем ширина прорезей. Буквы располагаются сверху вниз, к примеру: p, b, d, f. Линейка-слайд для обучения чтению готова. Вставляйте узкую полоску в прорези, двигайте ее, получатся слова: pig, big, dig, fig. Такой же способ можно использовать и для слов, состоящих из большего количества букв: night, might, fight, light.
Можно, конечно, не изобретать велосипед, а воспользоваться приложением к учебнику Spotlight “First Steps to Reading”.
Многие могут справедливо задать вопрос по поводу слов, читающихся не по правилам. Как обучать чтению таких слов? На помощь придут списки слов Дольча и Э. Фрая.
В завершение хотелось бы привести стихотворение Жерара Н. Тринете «The Chaos» (1922):
Dearest creature in creation
Studying English pronunciation,
I will teach you in my verse
Sounds like corpse, corps, horse and worse.
I will keep you, Susy, busy,
Make your head with heat grow dizzy;
Tear in eye, your dress you’ll tear;
Queer, fair seer, hear my prayer.
Pray, console your loving poet,
Make my coat look new, dear, sew it!
Just compare heart, hear and heard,
Dies and diet, lord and word.
Sword and sward, retain and Britain
(Mind the latter how it’s written).
Made has not the sound of bade,
Say—said, pay—paid, laid but plaid.
Now I surely will not plague you
With such words as vague and ague,
But be careful how you speak,
Say: gush, bush, steak, streak, break, bleak ,
Previous, precious, fuchsia, via
Recipe, pipe, studding-sail, choir;
Woven, oven, how and low,
Script, receipt, shoe, poem, toe.
Say, expecting fraud and trickery:
Daughter, laughter and Terpsichore,
Branch, ranch, measles, topsails, aisles,
Missiles, similes, reviles.
Wholly, holly, signal, signing,
Same, examining, but mining,
Scholar, vicar, and cigar,
Solar, mica, war and far.
From «desire»: desirable—admirable from «admire»,
Lumber, plumber, bier, but brier,
Topsham, brougham, renown, but known,
Knowledge, done, lone, gone, none, tone,
One, anemone, Balmoral,
Kitchen, lichen, laundry, laurel.
Gertrude, German, wind and wind,
Beau, kind, kindred, queue, mankind,
Tortoise, turquoise, chamois-leather,
Reading, Reading, heathen, heather.
This phonetic labyrinth
Gives moss, gross, brook, brooch, ninth, plinth.
Have you ever yet endeavoured
To pronounce revered and severed,
Demon, lemon, ghoul, foul, soul,
Peter, petrol and patrol?
Billet does not end like ballet;
Bouquet, wallet, mallet, chalet.
Blood and flood are not like food,
Nor is mould like should and would.
Banquet is not nearly parquet,
Which exactly rhymes with khaki.
Discount, viscount, load and broad,
Toward, to forward, to reward,
Ricocheted and crocheting, croquet?
Right! Your pronunciation’s OK.
Rounded, wounded, grieve and sieve,
Friend and fiend, alive and live.
Is your r correct in higher?
Keats asserts it rhymes Thalia.
Hugh, but hug, and hood, but hoot,
Buoyant, minute, but minute.
Say abscission with precision,
Now: position and transition;
Would it tally with my rhyme
If I mentioned paradigm?
Twopence, threepence, tease are easy,
But cease, crease, grease and greasy?
Cornice, nice, valise, revise,
Rabies, but lullabies.
Of such puzzling words as nauseous,
Rhyming well with cautious, tortious,
You’ll envelop lists, I hope,
In a linen envelope.
Would you like some more? You’ll have it!
Affidavit, David, davit.
To abjure, to perjure. Sheik
Does not sound like Czech but ache.
Liberty, library, heave and heaven,
Rachel, loch, moustache, eleven.
We say hallowed, but allowed,
People, leopard, towed but vowed.
Mark the difference, moreover,
Between mover, plover, Dover.
Leeches, breeches, wise, precise,
Chalice, but police and lice,
Camel, constable, unstable,
Principle, disciple, label.
Petal, penal, and canal,
Wait, surmise, plait, promise, pal,
Suit, suite, ruin. Circuit, conduit
Rhyme with «shirk it» and «beyond it»,
But it is not hard to tell
Why it’s pall, mall, but Pall Mall.
Muscle, muscular, gaol, iron,
Timber, climber, bullion, lion,
Worm and storm, chaise, chaos, chair,
Senator, spectator, mayor,
Ivy, privy, famous; clamour
Has the a of drachm and hammer.
Pussy, hussy and possess,
Desert, but desert, address.
Golf, wolf, countenance, lieutenants
Hoist in lieu of flags left pennants.
Courier, courtier, tomb, bomb, comb,
Cow, but Cowper, some and home.
«Solder, soldier! Blood is thicker«,
Quoth he, «than liqueur or liquor«,
Making, it is sad but true,
In bravado, much ado.
Stranger does not rhyme with anger,
Neither does devour with clangour.
Pilot, pivot, gaunt, but aunt,
Font, front, wont, want, grand and grant.
Arsenic, specific, scenic,
Relic, rhetoric, hygienic.
Gooseberry, goose, and close, but close,
Paradise, rise, rose, and dose.
Say inveigh, neigh, but inveigle,
Make the latter rhyme with eagle.
Mind! Meandering but mean,
Valentine and magazine.
And I bet you, dear, a penny,
You say mani-(fold) like many,
Which is wrong. Say rapier, pier,
Tier (one who ties), but tier.
Arch, archangel; pray, does erring
Rhyme with herring or with stirring?
Prison, bison, treasure trove,
Treason, hover, cover, cove,
Perseverance, severance. Ribald
Rhymes (but piebald doesn’t) with nibbled.
Phaeton, paean, gnat, ghat, gnaw,
Lien, psychic, shone, bone, pshaw.
Don’t be down, my own, but rough it,
And distinguish buffet, buffet;
Brood, stood, roof, rook, school, wool, boon,
Worcester, Boleyn, to impugn.
Say in sounds correct and sterling
Hearse, hear, hearken, year and yearling.
Evil, devil, mezzotint,
Mind the z! (A gentle hint.)
Now you need not pay attention
To such sounds as I don’t mention,
Sounds like pores, pause, pours and paws,
Rhyming with the pronoun yours;
Nor are proper names included,
Though I often heard, as you did,
Funny rhymes to unicorn,
Yes, you know them, Vaughan and Strachan.
No, my maiden, coy and comely,
I don’t want to speak of Cholmondeley.
No. Yet Froude compared with proud
Is no better than McLeod.
But mind trivial and vial,
Tripod, menial, denial,
Troll and trolley, realm and ream,
Schedule, mischief, schism, and scheme.
Argil, gill, Argyll, gill. Surely
May be made to rhyme with Raleigh,
But you’re not supposed to say
Piquet rhymes with sobriquet.
Had this invalid invalid
Worthless documents? How pallid,
How uncouth he, couchant, looked,
When for Portsmouth I had booked!
Zeus, Thebes, Thales, Aphrodite,
Paramour, enamoured, flighty,
Episodes, antipodes,
Acquiesce, and obsequies.
Please don’t monkey with the geyser,
Don’t peel ‘taters with my razor,
Rather say in accents pure:
Nature, stature and mature.
Pious, impious, limb, climb, glumly,
Worsted, worsted, crumbly, dumbly,
Conquer, conquest, vase, phase, fan,
Wan, sedan and artisan.
The th will surely trouble you
More than r, ch or w.
Say then these phonetic gems:
Thomas, thyme, Theresa, Thames.
Thompson, Chatham, Waltham, Streatham,
There are more but I forget ’em—
Wait! I’ve got it: Anthony,
Lighten your anxiety.
The archaic word albeit
Does not rhyme with eight-you see it;
With and forthwith, one has voice,
One has not, you make your choice.
Shoes, goes, does *. Now first say: finger;
Then say: singer, ginger, linger.
Real, zeal, mauve, gauze and gauge,
Marriage, foliage, mirage, age,
Hero, heron, query, very,
Parry, tarry fury, bury,
Dost, lost, post, and doth, cloth, loth,
Job, Job, blossom, bosom, oath.
Faugh, oppugnant, keen oppugners,
Bowing, bowing, banjo-tuners
Holm you know, but noes, canoes,
Puisne, truism, use, to use?
Though the difference seems little,
We say actual, but victual,
Seat, sweat, chaste, caste, Leigh, eight, height,
Put, nut, granite, and unite.
Reefer does not rhyme with deafer,
Feoffer does, and zephyr, heifer.
Dull, bull, Geoffrey, George, ate, late,
Hint, pint, senate, but sedate.
Gaelic, Arabic, pacific,
Science, conscience, scientific;
Tour, but our, dour, succour, four,
Gas, alas, and Arkansas.
Say manoeuvre, yacht and vomit,
Next omit, which differs from it
Bona fide, alibi
Gyrate, dowry and awry.
Sea, idea, guinea, area,
Psalm, Maria, but malaria.
Youth, south, southern, cleanse and clean,
Doctrine, turpentine, marine.
Compare alien with Italian,
Dandelion with battalion,
Rally with ally; yea, ye,
Eye, I, ay, aye, whey, key, quay!
Say aver, but ever, fever,
Neither, leisure, skein, receiver.
Never guess-it is not safe,
We say calves, valves, half, but Ralf.
Starry, granary, canary,
Crevice, but device, and eyrie,
Face, but preface, then grimace,
Phlegm, phlegmatic, ass, glass, bass.
Bass, large, target, gin, give, verging,
Ought, oust, joust, and scour, but scourging;
Ear, but earn; and ere and tear
Do not rhyme with here but heir.
Mind the o of off and often
Which may be pronounced as orphan,
With the sound of saw and sauce;
Also soft, lost, cloth and cross.
Pudding, puddle, putting. Putting?
Yes: at golf it rhymes with shutting.
Respite, spite, consent, resent.
Liable, but Parliament.
Seven is right, but so is even,
Hyphen, roughen, nephew, Stephen,
Monkey, donkey, clerk and jerk,
Asp, grasp, wasp, demesne, cork, work.
A of valour, vapid vapour,
S of news (compare newspaper),
G of gibbet, gibbon, gist,
I of antichrist and grist,
Differ like diverse and divers,
Rivers, strivers, shivers, fivers.
Once, but nonce, toll, doll, but roll,
Polish, Polish, poll and poll.
Pronunciation-think of Psyche!-
Is a paling, stout and spiky.
Won’t it make you lose your wits
Writing groats and saying «grits»?
It’s a dark abyss or tunnel
Strewn with stones like rowlock, gunwale,
Islington, and Isle of Wight,
Housewife, verdict and indict.
Don’t you think so, reader, rather,
Saying lather, bather, father?
Finally, which rhymes with enough,
Though, through, bough, cough, hough, sough, tough??
Hiccough has the sound of sup…
My advice is: GIVE IT UP!
И все-таки, мой совет, не сдавайтесь!
Ссылки на Интернет-ресурсы: