Использование технологии Mind-mapping для развития письменной речи на уроке английского языка
Автор: Татьяна ОЛЕЙНИК | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 5 марта 2018Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика, что подразумевает способность самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем. Современный ученик умеет работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, создать условия, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, делятся своим мыслями, отстаивают свою точку зрения, как при устном общении, так и в письменной форме.
настроение: рабочее
ключевые слова: цели и задачи современной школы; трудности обучения письменной речи; интеллект-карта (преимущества, алгоритм составления)
город: Екатеринбург
На протяжении долгого времени письмо на уроках английского языка выступало в большей степени как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее обучающимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений.
Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет одну из важнейших коммуникативных функций. Поэтому за последние годы отношение к данному виду речевой деятельности сильно изменилось.
Умение писать на английском языке приобретает все большее значение в силу ряда причин. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам. Наряду с другими видами речевой деятельности письмо на равных представлено на ГИА и ЕГЭ. Возможность путешествовать, работать в иностранных фирмах, участвовать в международных конференциях и программах обмена, общаться через Интернет предполагает умение заполнять анкеты и декларации, вести деловую переписку, составлять резюме, писать эссе и доклады. Необходимость умения выражать мысли и идеи в письменной форме, владея основами композиции, стилевыми особенностями, правилами организации письменного текста, очевидна.
Однако письму в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания из-за дефицита учебного времени, ограниченных возможностей практического его применения и ряда других причин.
Поэтому основная часть письменных работ выполняется обучающимися дома, в режиме самостоятельной работы. Многие школьники в процессе выполнения заданий в разделе «Письмо» сталкиваются с определенными трудностями, которые впоследствии «отпугивают» обучающихся от данного вида работы. Вот некоторые их них:
- отсутствие четко определенного собственного мнения, трудности с его формулировкой (мнение размыто);
- отсутствие знаний по проблеме, затронутой в теме эссе;
- затруднения, вызванные дефицитом знаний лингвострановедческого характера, знаний имен известных людей, источников, на которые необходимо ссылаться при построении аргументов и приведении примеров (недостаточная эрудированность автора эссе);
- недостаточность развития у учащихся таких познавательных УУД как умение сравнивать, анализировать, синтезировать (обобщать), делать выводы и др.;
- языковые трудности, вызванные недостаточными знаниями лексико-грамматического и синтаксического строя иностранного языка;
- боязнь орфографических и грамматических ошибок;
- недостаточная мотивация или ее полное отсутствие [1].
Имея определенный опыт работы в школе, я твердо убеждена, что устойчивый интерес обучающихся к изучению языка приходит только после изменения учителем отношения к традиционному образовательному процессу. Нетривиальный подход к содержанию, формам образовательного процесса, методам обучения, организации деятельности способствует развитию мотивации обучающихся к изучению предмета «Иностранный язык».
Соответственно, на первый план выходят современные образовательные технологии, которые ориентированы на обучающегося, учитывают его интересы, потребности и возможности, уровень знаний, создавая, таким образом, возможность реализовывать индивидуальные образовательные траектории.
Современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Одной из самых продуктивных и интересных технологий, на мой взгляд, является технология Mind-map, которую я широко применяю в разных аспектах обучения английскому языку, в том числе и в обучении письменной речи.
Интеллект-карты, известные также как диаграммы связей, карты мышления (англ. mind map) или ассоциативные карты — это способ изображения общего системного мышления с помощью схем. Этот способ может рассматриваться как удобная техника альтернативного фиксирования информации. Интеллект-карты представляют собой графическое выражение процессов восприятия, обработка и запоминание информации и творческих задач, средство для развития памяти и мышления, которые были разработаны и предложены Т. Бьюзеном, писателем, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Интеллект-карта рисуется как древовидная схема, изображающая слова, идеи, задачи или другие понятия, которые связаны ветвями, отходящими от центрального или главного понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», который относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. Этим достигается бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, их неисчерпаемость. Интеллект-карты расширяют коммуникативное пространство, способствуют эффективности развивающего обучения, а именно, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, творческого и критического мышления. Как любая новая вещь, воспринимающаяся как нечто необычное, красочное или забавное, разноцветная и причудливая карта позволяет намного легче запоминать предложенный лексический материал по теме. В создании подобных карт задействуется воображение, творческое и критическое мышление и все виды памяти: слуховая, механическая, зрительная [2].
Я бы хотела поделиться своим опытом применения данной технологии на примере выполнения обучающимися 8 класса заданий в разделе Writing по теме «Глобальные проблемы человечества» из учебника “Spotlight” 8, авторов Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули и др.
Прежде всего, необходимо дать возможность обучающимся самим выбрать тему. Как правило, она уже задана в учебнике, изучена лексика по теме, отработаны определенные грамматические структуры и намного проще взять тему из учебника и приступить к выполнению задания. Проще для учителя и не интересно для ученика 8 класса, что обусловлено психологическими особенностями подросткового возраста. У обучающихся 8 класса есть острая необходимость самостоятельно принимать решения, делать выбор. Это связано с желанием самоутвердиться, почувствовать свою значимость, уважение к его интересам и т. д. Задача учителя в данном случае не «навязать» тему обсуждения, а создать такие условия, чтобы ученики могли сделать выбор, основываясь на своем личном опыте, интересе, что, на мой взгляд, способствует повышению учебной мотивации.
В центре доски я написала основную тему нашего обсуждения «Global Issues» и попросила учеников закрыть глаза, расслабиться и подумать в течение минуты какие основные проблемы на сегодняшний день существуют на нашей планете. Обучающимися было озвучено 3 основные проблемы, которые и были предложены им в качестве тем сочинений. Конечно же, для учителя это предсказуемо, но у детей сложилось впечатление, что именно они «диктуют условия».
Далее ученикам было предложено разделиться на группы и обсудить данные темы, внести свои предложения, озвучить возможные результаты. Работа в группе при выполнении подобных заданий очень продуктивна и способствует преодолению многих трудностей, описанных мной выше.
Разумеется, в любой группе уровень подготовки учеников отличается. Необходимо стремиться к созданию условий, когда менее подготовленные ребята тянутся за более сильными учениками. Сильные школьники тоже остаются в выигрыше: они получают возможность делиться знаниями со сверстниками. Известно, что лучший способ чему-то научиться — это попытаться научить другого.
Каждой группе был предоставлен чистый лист формата A3, где в центре была указана тема, и обучающимся предлагалось фиксировать свои предложения и результаты в форме диаграммы. Я всегда предлагаю своим ученикам цветные фломастеры и очень люблю наблюдать за процессом их работы. Ученики увлеченно обсуждают, пишут, рисуют, полностью погружаясь в процесс. Я не запрещаю использовать родной язык при составлении mind-maps, так как основной целью все же является развитие у обучающихся умения выразить свое мнение.
Однако, основываясь на личном опыте, с уверенностью могу сказать, что 80–90 % интеллект карт составляются на английском языке, и это не удивительно, ведь работе с интеллект-картами предшествовала продуктивная работа с необходимым лексическим материалом.
На следующем этапе группам предлагается обменяться интеллект-картами и сравнить идеи. Далее на доске записываются идеи и предложения, которые были отражены во всех группах, а затем представитель от каждой группы записывает на доске то, что было предложено только в его группе. На этом этапе снимаются все языковые трудности, возникающие в процессе работы в группах.
Mind-map, созданная общими усилиями, распечатывается для каждого обучающегося и он выбирает одну из тем для написания эссе.
Как правило, написание эссе предлагается обучающимся в качестве домашнего задания. Если же мои ученики пишут эссе на уроке, то иногда я предлагаю им обменяться работами и прокомментировать, дать совет, рекомендацию, возможно, указать на ошибки. На мой взгляд, это способствует воспитанию чувства ответственности, самоконтроля, ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
Ниже представлен результат творческой работы учащихся 8 класса, которые в течение урока английского языка разработали интеллект-карту «Глобальные проблемы человечества».
Интеллект – карта «Глобальные проблемы человечества»
Таким образом, проанализировав теоретические аспекты обучения письменной речи с использованием технологии mind-mapping и основываясь на личном опыте, смею утверждать, что использование данной технологии в процессе развития и совершенствования навыков и умений письменной речи способствует повышению учебной мотивации, организует проектную деятельность, которая может включать в себя индивидуальную, групповую и коллективную работу. Интеллект-карты могут служить основой для самостоятельной работы, выполняя которую обучающиеся учатся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений. Развиваются творческие и интеллектуальные способности обучающихся, их мышление, память, проявляются интуитивные способности, формируются умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией, наряду с улучшением всех видов памяти и развитием интеллекта, пространственного мышления. Процесс составления интеллект-карт способствует развитию личностных качеств студентов, заставляя их мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно.
Список использованной литературы:
- Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи// Иностранные языки в школе . — 1997. — № 2.
- Тони и Барри Бьюзен Супермышление, Минск: Попурри, 2007.
- Spotlight 8: Student’s Book / Английский язык. 8 класс. — М.: Просвещение, Express Publishing, 2011.