«От знания к действию – от действия к успеху!»
Автор: Татьяна СЛЕСАРЕВА | Рубрика: ОПЫТ РЕГИОНОВ Понедельник 12 марта 2018Добро пожаловать в многопрофильную гимназию № 12 города Твери, которая всегда занимала и занимает ведущие позиции в ряду образовательных учреждений Тверского региона, остаётся центром развития образовательных инициатив и востребованным образовательным учреждением учениками и их родителями.
настроение: рабочее
город: Тверь
Анализируй прошлое,
руководи настоящим,
предусматривай будущее.
(Corrigepraetertum, praesensrege, cernefuturum)
Латинский афоризм
Мы все являемся свидетелями того, что изменение социально-экономических условий в стране повлекло за собой изменение социального заказа общества к системе образования. Вследствие чего на рынке образовательных услуг происходит постепенное складывание новой инфраструктуры образовательных учреждений. Все они пытаются найти свое лицо, свою модель, отличающую эту школу от других, делающую ее привлекательной в глазах учащихся и родителей. Гимназия № 12 в силу специфики содержания образования, особого духа этого типа образовательных учреждений, позволяет в процессе учебы максимально раскрыть возможности детей, создать оптимальные условия для развития их личностного потенциала.
Исторические традиции гимназического образования: академизм и ценностное отношение к образованию определяют основные направления развития нашей гимназии.
Достижение успеха в жизни и включенность человека в решение значимых проблем и задач современного общества отечественной наукой и практикой определяется наличием и уровнем развития ключевых компетентностей личности. Компетентности представляют собой интегративное сочетание составляющих «знания + умения + опыт», проявляющихся в способности личности решать практические задачи в различных сферах жизни и деятельности на базе теоретических знаний и практического опыта.
Муниципальное общеобразовательное учреждение многопрофильная гимназия № 12 города Твери с начала 90-ых годов активно занимается вопросами качества образования. За эти годы в образовательном учреждении созданы условия для практической реализации качественного образования. Педагогический коллектив – 110 учителей, активно включён в следующую инновационную деятельность:
- пропедевтика профильного обучения в 5–8 классах (раннее профилирование)
- предпрофильное обучение в 9-х классах
- мультипрофильное обучение в 10–11 классах;
- реализация трёх моделей лингвистического образования в условиях гимназии: базовый уровень (3 часа в неделю), повышенный (5 часов) и углублённый уровень (6–11 часов в неделю);
- апробация ряда модифицированных программ и новых УМК по профильным дисциплинам в 1–3, 5–6, 10 и 11 классах (в т. ч. ФГОСы в начальной и основной школах)
- углублённое изучение физики, химии, английского, немецкого и французского языков – апробация, внедрение новых УМК, модифицированных и авторских программ;
- реализация авторских программ по английскому, немецкому и французскому языкам в лингвистических классах с углубленным изучением иностранных языков;
- интеграция профильных дисциплин и образовательной области «Технология» (обучение основам профессий «Переводчик-референт», «Лаборант физики», «Лаборант химии»);
- апробация авторских программ интегративных курсов: культуроведение зарубежных стран в 8 лингвистических классах, изобразительное искусство и технология в 1 классах, экономика, право и обществознание в 8–11 экономических классах;
- апробация и внедрение авторских программ по ряду элективных курсов (латинский язык и китайский язык, практическая стилистика, решение задач повышенного уровня и т. д.);
На сегодня в гимназии обучается 1800 учащихся 1–11 классов.
Мы всегда гордились и гордимся репутацией нашего образовательного учреждения независимо от его статуса, где в центре внимания всегда остается личность ребенка, его интересы, запросы, где основная ставка делается на качество образования, где царит культ знаний.
Сегодня понимают все – судьба России в руках школы.
С материалами сборника вы можете ознакомиться по ссылке: http://old.prosv.ru/attach/inyaz/inyaz_tver120318.pdf
С уважением,
директор гимназии, Заслуженный учитель РФ,
Почетный работник науки и образования Тверской области
Татьяна Валентиновна Слесарева
Приложение 1
Открытие школы № 12 города Калинина (ныне Твери) состоялось в 1936 году. В настоящее время наше образовательное учреждение размещается в трех зданиях. В 1989 г. была произведена реконструкция: построены бассейн, спортивный и актовый залы, столовая, библиотека.
На протяжении десятилетий (с 1972 г.) гимназия является базовой школой Тверского государственного университета (ТвГУ) и Тверского областного института усовершенствования учителей (ТОИУУ).
С 1993 года педагогический коллектив активно сотрудничает с лабораторией ТОИУУ «Теория и практика воспитательных систем» (с 1993-1998 являлась экспериментальной площадкой всероссийской лаборатории воспитания и обучения).
С 1986 года сложилась система профильного обучения с 5 класса.
Первые международные контакты с Францией и Германией в 1990 году продиктовали необходимость создания в нашей школе лингвистических классов с углубленным изучением английского, французского и немецкого языков (1994 г.). А уже через 2 года состоялись первые лингвистические стажировки в Великобританию.
1993 год – общеобразовательное учреждение получило статус школы с классами, спрофилированными на вуз.
2002 год – общеобразовательное учреждение становится школой с углублённым изучением отдельных предметов (естественнонаучного и гуманитарного направлений).
2005 год – получен статус базовой инновационной школы Тверской области
2006 год – школа вошла в 30 лучших школ России в рамках федерального конкурса «Серебряный колокольчик»
2007 год – победитель городского конкурса «Самая красивая школа».
2006 и 2008 годы – школа дважды стала победителем в конкурсе «Лучшая школа России» в рамках приоритетного национального проекта « Образование».
2006 — 2011 годы – 12 педагогов школы явились победителями конкурса «Лучший учитель России» в рамках приоритетного национального проекта
« Образование».
2008 год – школьной библиотеке присвоено звание «Образцовая школьная библиотека»
2009 – 2012 годы – победитель городского конкурса «Методических служб»
2010 год — присвоен статус многопрофильной гимназии № 12 г. Твери
2010 год – гимназия стала пилотной площадкой по апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в Тверской области.
2010 год – муниципальный центр дистанционного образования в г. Твери
2010 год – гимназия награждена дипломом городского конкурса «Самая красивая школа»
2011 год – Центр повышения квалификации педагогических работников Тверской области
2011 год – победитель городского конкурса «Самая красивая школа- 2011»
2012 год – театральной студии «ПРЕМЬЕР» присвоены звания «Образцовый детский коллектив» и «Народный самодеятельный коллектив».
2014, 2015, 2016, 2017 – гимназия входит в ТОП 500 школ России, ТОП 200 школ России по работе с одаренными детьми, в ТОП 10 школ РФ филологического профиля.
«Многопрофильная гимназия — пространство роста всех, кто учится и учит» (из опыта реализации Программы повышения квалификации и подготовки будущих учителей иностранных языков на базе гимназии в Тверской области)
С 2005 года на базе гимназии, как базовой инновационной школы региона, стартовала новая модель Программы по повышению квалификации учителей иностранного языка Тверской области Более 300 учителей английского и немецкого языков прошли курсы повышения квалификации для учителей английского языка по новой модели за эти годы: большая часть занятий со слушателями курсов носила практико-ориентированный и деятельностный подход. Курсы проходят в аудиториях и информационном центре гимназии.
настроение: творческое
ключевые слова: модель повышения квалификации учителя, непрерывная практика будущих учителей профильной школы, системно-деятельностный подход, инновационность, базовая школа региона
город: Тверь
Школа завтрашнего дня должна давать
не только информацию, но и способы работы с нею.
Школьники и студенты должны учиться
отбрасывать старые идеи,
знать, когда и как их заменять.
Короче говоря, они должны научиться
учиться, отучиваться и переучиваться…
Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился учиться.
А.Тоффлер, Нобелевский лауреат
Учителям иностранных языков предоставляется возможность для профессионального роста и непрерывного профессионального образования с использованием дифференцированного подхода к каждому слушателю. Организаторы курсов проводят занятия со слушателями таким образом, чтобы помочь учителю развитию навыков для внедрения изменений в практику преподавания английского и немецкого языков в своих школах.
Программа курсов повышения квалификации учителей иностранных языков строится на рефлективном и проектном подходах. Она базируется на активном использовании опыта учителей. Участники программы не получают готовых ответов на вопросы или «рецептов». Программа способствует их самостоятельному поиску и решению проблем с опорой на свой опыт.
ПЕРВАЯ ЗАДАЧА в рамках I сессии состоит в определении языковых (речевых) и методических трудностей учителя иностранного языка. С этой целью участникам курсов предлагаются диагностические работы языкового и методического содержания.
ВТОРАЯ ЗАДАЧА заключается в организации и проведении рефлексии учебной деятельности учителя (в течение сентября-октября до начала II сессии организуется серия дистанционных консультаций и виртуальных методических тренингов по всем направлениям профессиональных затруднений учителя с дальнейшим выходом на создание виртуального сетевого методического объединения учителей английского (немецкого) языка Тверского региона)
ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА – информирование учителей об актуальных вопросах методики и лингводидактики преподаваемого предмета
В ходе II сессии учителям предлагается дифференцированный лингвистический и методический тренинг и организуются практические мастерские по новым информационным и коммуникативно-ориентированным педагогическим технологиям силами учителей-победителей национальных проектов лучших учителей РФ гимназий и школ Тверской области, преподавателей кафедр факультета иностранных языков и международной коммуникации Тверского государственного университета.
В основу программы второй сессии (языковая и речевая практика) легли концептуальные положения коммуникативного развивающего метода Е. И. Пассова. Коммуникативный метод означает направленность всего процесса обучения на формирование речевых умений. Одно из самых важных умений человека – способность общаться с другими людьми. На занятиях со слушателями происходит обучение общению через общение. Участник занятий становится субъектом процесса обучения. В умении вести диалог, совместно решать поставленные цели, реализуется принцип сотрудничества.
Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется и в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности слушателей-учителей английского языка, на усиление деятельностного характера обучения в целом.
Особое внимание при отборе содержания обучения английскому языку уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим слушателям курсов приобщаться к культуре страны/стран изучаемого языка и адекватно представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.
Языковая и речевая составляющие данной программы базируются на следующих принципах преподавания иностранного языка:
- Принцип овладения всеми аспектами иноязычной культуры[1] через общение.
- Принцип взаимосвязанного обучения аспектам иноязычной культуры.
- Принцип моделирования содержания аспектов иноязычной культуры.
- Принцип управления учебным процессом на базе его квантования[2] и программирования.
- Принцип системности в организации обучения иностранным языкам.
- Принцип обучения иностранным языкам на основе ситуации как системы взаимоотношений.
- Принцип индивидуализации в овладении иностранным языком.
- Принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности учащихся в овладении иностранным языком.
- Принцип функциональности в обучении иностранному языку.
- Принцип новизны в обучении иностранным языкам.
3 сессия позволяет участникам курсов обменяться опытом практической деятельности и поучаствовать в мастер-классах учителей базовой школы по апробации компетентностно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам.
Учителям в ходе данной сессии предоставляется возможность:
- ознакомиться с теорией ключевых компетенций и различными моделями и технологиями реализации на уроке и во внеурочной деятельности компетентностно-деятельностного подхода (в первую очередь кейс-технологии при обучении иноязычному говорению, дискурс-компетенция при обучении письменной речи, экспресс-проекты, web-проекты, презентации в MS Power Point и т.д.)
- разработать индивидуально или в группах проект внедрения компетентностного обучения в практику преподавания английского (немецкого) языка
- разработать методику оценивания учебных достижений учащихся на уроке иностранного языка с позиций компетентностного подхода
- разработать методику оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся
На заключительных занятиях в ходе собственных презентаций и рефлексии учебной деятельности слушатели курсов обмениваются мнениями, высказывают пожелания по дальнейшим путям совершенствования данной модели.
Таким образом, мы апробировали новую модель курсов ПК, которая базируется на дифференцированном подходе к учителю английского (немецкого) языка при прохождении курсов.
Вторым интересным направлением в работе гимназии № 12 города Твери является непрерывная практика магистрантов 1 и 2 курса факультета иностранных языков Тверского университета, будущих учителей старшей профильной школы. Магистранты проводят несколько часов в неделю на уроках и семинарах ведущих учителей гимназии, выступают в роли помощника учителя, разрабатывают лингводидактический материал, готовят и проводят уроки по определённым аспектам и спецкурсам в профильных лингвистических классах, в которых I иностранный язык изучается до 11 часов в неделю, занимаются научно-исследовательской работой со старшеклассниками, готовят доклады, рефераты, исследования на гимназические, городские и университетские конференции, оказывают посильную помощь учителю при подготовке к международному кембриджскому сертификату, ЕГЭ и олимпиадам по предмету.
В гимназии магистранты имеют возможность прослушать авторский спецкурс Мишина Андрея Валентиновича, заслуженного учителя РФ, в рамках своей специализации «Социальные формы и интерактивные методы обучения». Содержательно данная дисциплина призвана помочь углублённо изучить актуальные вопросы преподавания иностранных языков в различных типах и видах общеобразовательных учебных заведений, включая профильные школы. В ходе изучения дисциплины магистранты систематизируют, уточняют, дополняют свои знания методики преподавания иностранных языков, изучают специфику обучения иностранным языкам школьников разных возрастов, осознают основные тенденции развития современного языкового образования в российской школе, знакомятся с основными тенденциями развития лингвистического образования в мире. В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: активизация мыслительной деятельности, заполнение таблиц, работа с раздаточным материалом, подготовка письменных творческих работ, составление рефератов, подготовка сообщений, дебаты, работа в группах, кейс-технологии, работа с интерактивной доской, работа с аудио и видеоматериалами, с современными цифровыми образовательными ресурсами (ЦОРами).
Одной из главных ценностей МОУ гимназии № 12 является стремление к самосовершенствованию, воплощению в современных и привлекательных образах, увеличению качества и количества предоставляемых социальных и образовательных услуг. Девизом образовательного учреждения все эти годы остаётся крылатое выражение «Non progredi est regredi» — «Не идти вперёд значит идти назад». Двери нашей гимназии всегда открыты для новых идей, интересных встреч. Добро пожаловать в инновационную базовую школу Тверского региона – МОУ многопрофильную гимназию № 12 города Твери.
Приложение 1
Примерный учебный план Программы ПК учителей ИЯ
на базе гимназии № 12 г.Твери
1 сессия
|
Лекции
«Федеральная и региональная политика в образовании» |
Лекции и семинары
«Актуальные вопросы методики и лингводидактики»
|
Входное тестирование
по английскому языку, методике и основам ИКТ
|
|
Лекции и семинары
«Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания» |
||||
Самостоятельная работа слушателей перед началом
2 сессии |
Выполнение практических работ (по результатам тестирования):
|
|||
2 сессия (2 недели)
72 часа языковой практики + 8 часов начало работы с курсовиками |
1 группа
(уровень A2)
|
2 группа
(уровень B1+ )
|
3 группа
(продвинутый B2+)
|
|
Практика английского языка (по 5 основным видам речевой деятельности УМК Enterprise A2, Upstream B1+, Upstream B2+ ) | ||||
Определение с темами курсовых работ,
встречи с руководителями работ |
||||
По окончанию 2 сессии | Зачет | |||
Самостоятельная работа слушателей перед началом
3 сессии |
Работа с рекомендованной литературой с использованием ресурсов Интернет, выход на форум с модераторами и преподавателями-практиками курсов
Работа с темой курсовой работы |
Подготовка к Мастер-классам – как форме защиты курсовой работы | ||
3 сессия
|
ИНВАРИАНТ
«Компетентностный подход – новая парадигма иноязычного образования в школах РФ» (аудиторная работа, работа в базовой школе № 12 г.Твери) |
ВАРИАТИВ
(2 дополнительных курса на выбор)
|
||
Мастер-классы
3 группы учителей (продвинутый B2+)
|
||||
Консультации с руководителями курсовых работ | Оформление и сдача курсовых работ на основе проведенных
Мастер-классов |
|||
Защита курсовых работ учителей 1 и 2 группы | ||||
Рефлексия учебной деятельности | ||||
[1] Под иноязычной культурой здесь понимается все то, что способен принести учащимся процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах (Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества).
[2] Квантование – расчленение на определенные части, которое позволяют программировать учебный процесс и управлять им