Еще раз об инновационных технологиях в преподавании иностранных языков в российской школе
Автор: Надежда БУЛАНКИНА | Рубрика: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА Понедельник 9 апреля 2018Поводом к написанию статьи послужили следующие несколько событий, имевших место в образовательном пространстве нашего региона.
настроение: вдохновенное
ключевые слова: профессиональный рост учителя, культурное самоопределение личности, проблемные семинары, стажировочные площадки
город: Новосибирск
Первое событие – семинар для учителей английского языка города Новосибирска и Новосибирской области в феврале 2018 года в рамках курсов повышения квалификации на базе нашей знаменитой гимназии № 10 с углубленным изучением английского языка, а также проблемный обучающий семинар в конце марта этого года в Экономическом Лицее. Опыт этих двух образовательных организаций регулярно представляется для читателей наших профессиональных журналов Сибирский учитель и Иностранные языки [1;2]. Второе событие – предложение преподавателей иностранных языков одного из Новосибирских вузов организовать и провести краткосрочные курсы повышения квалификации на тему «Инновационные технологии в преподавании иностранных языков в свете ФГОС ВПО». Естественно, задача для меня почетная и одновременно инновационная, так как в основном вузовские преподаватели города раньше ограничивались ежегодным участием в конференциях и публикациями в профессиональных журналах и сборниках, посвященных http://www.tilt.tc проблемам обучения иностранным языкам. Новосибирск, как известно, является давно одним из важнейших центров гуманитарной науки, где активно и продуктивно функционирует профессиональная ассоциация преподавателей иностранных языков NOVELTA (Е.А.Мелехина – руководитель, канд. пед. наук, зав. кафедрой иностранных языков гуманитарного факультета НГТУ = Новосибирского государственного Технического Университета), специализирующаяся на продвижении всего самого передового в практику иноязычного образования.
Вернемся к первому событию. Новосибирская старейшая Гимназия №10 гордится своими успехами и позитивными образовательными результатами не только на региональном, но и на всероссийском уровне – потрясающие ученики, принимающие участие в разнообразных культурно-ориентированных практиках в школе и за ее пределами, и не менее классные учителя (заслуженный учитель В.И.Сухина – зам.директора по направлению «Иностранные языки», А.В.Роменская, Е.Е.Варшицкая, Н.Г.Марина, М.Г.Родькина и некоторые другие), которые заботятся о сохранении традиций прошлого и продвижении всего того нового, что имеется в арсенале современных отечественных и зарубежных методик обучения и воспитания молодежи в процессе овладения иностранным языком и иноязычной культурой.
Экономический Лицей, отметивший недавно 80-летний юбилей – сегодня это Консультационный центр Центрального Округа города Новосибирска по вопросам апробации и внедрения ФГОС ОО в школьную образовательную среду. Здесь кафедра гуманитарного образования НИПКиПРО ежегодно проводит обучающие семинары для молодых и начинающих педагогов при поддержке администрации школы (заслуженный учитель РФ Кузенко Николай Иванович и почетный работник общего образования РФ Ольга Васильевны Глыбочко), а высококвалифицированные учителя кафедры английского языка (Т.В.Айдарова, С.А.Белова, Е.В.Охина, Е.С.Батенева, С.В.Сгибнева, А.Ю. Придня), представляя интеллектуальную элиту нашей профессиональной ассоциации, щедро делятся своими инновационными находками, в особенности, в продвижении идей и принципов проектной деятельности непосредственных участников образовательного процесса, используя современные ресурсы издательства Просвещения, УМК нового поколения, Интернет-ресурсы, возможности принять участие в различных конкурсах. Также следует упомянуть проведенный в марте проблемный семинар в Экономическом Лицее, где преподаватели делились своим опытом научно-исследовательского поиска и проектами детей.
В этом году семинары для учителей английского языка были посвящены одной из актуальнейших проблем преподавания – Проектная деятельность как одно из важнейших условий формирования исследовательских и поисковых умений и навыков обучающихся.
Всем известная книга Е.В.Полат «Метод проектов», которая появилась в конце 90-х годов, стала настольной книгой многих учителей и преподавателей иностранного языка России и нашего города [6-9].
Другой исследователь в области проектной деятельности, автор интегральной дидактической модели обучения ТОГИС, главный редактор журнала «Педагогические технологии», автор многочисленных книг, среди которых «Теория и практика интегральной образовательной технологии» и «Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение», профессор Вячеслав Валерьянович Гузеев справедливо определяет метод проектов как технологию четвертого поколения, которое стимулирует истинное учение самих воспитанников, так как оно личностно-ориентированно, использует множество дидактических подходов, а также самомотивируемо. Фундаментальные исследования и научно-методические разработки в этой области доктора педагогических наук, профессора Гузеева В.В., также стали и являются по настоящее время бесценным программно-методическим открытием в области освоения инновационных технологий и основных принципов проектной методики в нашей стране.
Не обошли вниманием эти исследования и учителя иностранных языков города Новосибирска, в частности, преподаватели Гимназии №10 и Экономического Лицея, которые системно находятся в профессиональном пространстве педагогического роста и мастерства, о чем можно прочитать статьи автора этой статьи в нашем профессиональном журнале [1; 2]. Также свидетельство тому — опыт проводимых семинаров по данной тематике и публикации учителей-новаторов, преподавателей английского языка названных школ, которые регулярно сотрудничают с нашим журналом (статьи, проекты и конкурсы учащихся и др.).
Евгения Семёновна Полат, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО, автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет-технологий и ресурсов в системе образования, в свое время, убедительно доказывает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и умения ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления. Источник публикации: http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm.
Согласно Е.С.Полат, метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод — это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи [6-9].
Потрясающе сформулирована основная методологическая задача, стоящая перед школой, перед учителем и учащимися, которые работают в инновационном пространстве образовательной организации, проектируя ту среду, в которой можно давать качественные результаты — нацеленность на результат, интеллектуальная составляющая образовательного процесса в целом, практическая направленность, составляющие базу для культурного самоопределения личности, ее языковой самореализации, а значит национальной и социальной идентичности, а также для осознанного профессионального выбора, что мы и видели на примере проектной деятельности учащихся Новосибирской гимназии №10, а также на других стажировочных площадках нашего города (Школа «София», Школа с углубленным изучением иностранных языков №137, Лицей информационных технологий, Экономический лицей и некоторые другие образовательные организации).
Для учителей этих школ требования к использованию метода проектов в учебном процессе, предложенные Е.В.Полат в формате следующих позиционных линий, становятся базовыми ориентирами при инициировании научного поиска учителя-мастера и учащихся в условиях инновационной среды:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Для классификации проектов Е.С.Полат предлагает следующие типологические признаки, которые непременно учитываются учителями-новаторами нашей области:
- Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
- Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
- Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
- Количество участников проекта.
- Продолжительность проекта».
Проекты, разработанные учащимися и представленные участникам выездного семинара в гимназии № 10, были посвящены проблеме патриотического и интернационального воспитания на примере темы «Страна Сибирь» и, конечно, развитию города Новосибирска и Новосибирской области. Поисковая деятельность полностью отражала перечисленные выше требования к проекту. Это позволило получить стопроцентные результаты по освоению реалий прошлого и современной Сибири, Западной и Восточной, а также представить весомые результирующие эффекты по предъявлению материалов по билингвизму в образовательной среде гимназии, учитывая тот факт, что в Новосибирской области проживает около 200 наций и национальных меньшинств, как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Сотрудничество кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО с методобъединениями, кафедрами школ в направлении профессионального роста учителя-гуманитария позволяет утверждать вслед за Е.С.Полат, что «Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера».
Действительно, при всех организационных и социально-экономических трудностях в профессиональной деятельности учителя нашей области наблюдаются принципиальные изменения в последнее десятилетие. Повышается мотивация учителя к самообразованию и самореализации в форме различных проектов – публикации статей в журналах, стремление поделиться разработками с коллегами, участие в работе профессиональных сообществ, создание на базе своих школ стажировочных площадок, участие в вебинар-совещаниях и семинарах, выступления на конференциях с докладами, защита квалификационных работ различного типа и т.д. [1; 2].
Можно продолжать и дальше, но, в нашем случае, особо следует отметить желание большинства учителей, опытных и начинающих, но мотивированных на инноватику в образовании, осваивать и квалицифированно внедрять инновационные педагогические технологии, предлагаемые авторскими коллективами современных УМК российских издательств, и, в первую очередь, издательства Просвещения, которое не останавливается на достигнутом, работая над совершенствованием предметных линий как для школы, так и для вузов. Что стоит линия УМК English for Specific Purposes!!!
Автору данной публикации также импонируют тезис Е. С. Полат относительно необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. В своей книге Евгения Семеновна утверждает, что «Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах».
Продолжая, Е.С.Полат предлагает целый ряд общих подходов к структурированию проекта:
«Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
- Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
- Защита проектов, оппонирование.
- Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы».
Вслед за Евгенией Семеновной, участники выездного семинара попытались оценить проекты, предложенные гимназией, по следующей схеме:
«Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
- предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
- предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр;
- предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
- предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.),или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);
- предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания».
А вот предлагаемые Е.С.Полат, автором проектной методики в России, «параметры внешней оценки проекта, которые представляют большой интерес для профессионального сообщества учителей иностранных языков и которые также были использованы на семинаре в гимназии № 10:
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы».
В нашей педагогической практике в рамках проекта «Культурное самоопределение личности обучающихся в полиязыковом образовательном пространстве» данные позиции, четко и позиционно сформулированные Е.С.Полат., находят постоянное подтверждение в работе наших стажировочных площадок. Это и школа «София» и Экономический лицей, опыт которых был неоднократно представлен на страницах журнала Иностранные языки [1], а также в учебном пособии для педагогических работников в 2015 году [3;4].
Исследования, проведенные Е.С. Полат и Гузеевым В.В., все чаще становятся основой для реализации базовых принципов проектной методики в российской школе. Сотни, а, возможно, и тысячи учителей нашего региона не только знакомы с этими исследованиями, но и внедряют названную методику в своей работе, как это делают учителя гимназии № 10, Экономического лицея, которые в феврале этого года просто и ненавязчиво показали своим коллегам из других школ Новосибирской области применение этой технологии в пространстве урока современного типа, а также результирующие эффекты – основательное знание реалий английского языка и высочайшего класса свободное владение иноязычной речевой культурой (произносительные навыки, разнообразие речевых и коммуникативных стратегий, содержательное наполнение речи, авторская направленность речевого высказывания на аудиторию слушателей и партнеров по диалогу/полилогу, спонтанность высказываний, артисцизм и т.д.), содержательность докладов и презентаций.
Благоприятные условия для использования иностранного языка как средства общения создает внеклассная работа в проектном инновационном пространстве. Было чему поучиться учителям и на организованном в конце семинара ежегодного (в гимназии № 10) события — ФЛЭШМОБА в рекреации школы, а также Talent Show (об этом автор статьи уже писала на страницах журнала [1]. Чувствовалась атмосфера всеобщей заинтересованности и гордости за гимназию и со стороны учащихся и их родителей, и, конечно, всего преподавательского состава, который показал высочайший класс овладения иноязычной культурой и проектной методикой.
В 2011 году учитель английского языка высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 12» Новосибирска Елымова Елена Вадимовна, создавая инновационное проектное пространство в школе, начала реализацию внепредметного языкового проекта, который опирался на знаниевую/содержательную составляющую и коммуникативную компетентность гимназистов. Таким проектом стал Музыкальный Английский Театр «Магия»—«MAGIC» для учащихся 5-11 классов гимназии. Занятия в английском музыкальном театре – это один из вариантов уникального и оригинального обучения английскому языку через драму и музыку. «Let’s start at the very beginning», именно так начинается одна из песен известного мюзикла «The Sounds of Music». Начать сначала! Ко всему подходить профессионально! Идти до самого конца, до премьеры. Под таким девизом с 2011 по 2016 годы жили и работали все участники театра. Сама же аббревиатура MAGIC означает «ВОЛШЕБСТВО, МАГИЯ» (Magnificent–Attractive–Great–Intellectual–Communicative). В настоящее время Елена Вадимовна, к нашему великому сожалению, переехав, работает педагогом ГБОУ школы № 606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района г. Санкт-Петербурга, где продолжает успешно преподавать иностранный язык и создавать творческие языковые проекты с новым ученическим составом театра «MAGIC».
Автор данной статьи продолжает следить за творческим талантом педагога, всемерно поддерживая инициативы. «МАГИЯ» для непосредственных его участников — это театр общения, неограниченное учебной программой. Ребята в театре говорят на живом английском языке. Многие участники театральных постановок считают «MAGIC» видом активного отдыха. Здесь они заряжаются положительной энергией совместного творчества, а не просто учатся общаться.
Победы Музыкального Английского Театра «Магия», художественным руководителем, режиссёром и идейным вдохновителем которого является Елымова Е.В., в районных, городских региональных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях: «Старая Добрая Англия», «Рождественские встречи», «Christmas Fun», «Шоу талантов», «Волшебные мосты Праги и Вены», « Сибирь зажигает звёзды», « Крылатый Барс», «Таланты без границ» и многих других, открыли театру прямую дорогу на большую сцену. А в 2013 году театр «МАГИЯ» получил свидетельство о внесении в издание «Золотой Фонд Новосибирска».
Новый коллектив театра также продолжает быть успешным в Северо-западном регионе России и собирает на просмотры своих мюзиклов полные залы благодарных зрителей. Какие же результаты и достижения у педагога-мастера, который продолжает свою уникальную профессиональную и творческую деятельность в Санкт-Петербурге, который тепло и дружественно встретил нашу коллегу, друга и вдохновителей школьников, ориентированных на поиск, творческое овладение языком и освоение иноязычной культуры на высочайшем уровне.
Это и Международный Шотландский конкурс » Знаешь ли ты Шотландию?» (4 место — Свириденко Леонид 10 «Б» класс), и открытое мероприятие для учащихся, родителей, учителей ГБОУ СОШ № 606 и жителей г. Пушкина на сцене ДК » Пушкинский»- премьера мюзикла на английском языке «The Bremen Musicians», а также для греческой делегации из г. Верия; Международный проект «г. Пушкин — г.Верия — города — побратимы» (Греция); 2017 год — Мюзикл на англ. яз. и вокальное исполнение на итальянском яз. на сцене ЦТТ и ИТ для итальянской делегации из г Римини; Отчётный концерт театра» МАГИЯ» для г. Пушкина » Праздник каждый день» на сцене Дома Молодёжи «Царскосельский»; социально-творческий проект» АФИША» — Театр – победитель в номинации » За лучший музыкальный спектакль»; подготовка открытия регионального конкурса переводчиков; Постановка отрывка из спектакля «Собака Баскервиллей»- (А.К.Дойль) — «Проклятие сэра Баскервилля» в Лондоне, Великобритания; творческий коллективный проект-исследование «Самые необычные названия блюд народов мира и влияние цвета пищи на организм человека»; Открытые мероприятия на сцене Дома Молодёжи » Царскосельский — мюзиклы на русском и на английском языках » Тайна Снежной Королевы» (свыше 600 чел. зрителей). Преподаватель в 2018 году, март, завершила с отличием учебу в рамках профессиональной переподготовки в РГИСИ, Санкт-Петербург (кафедра эстрадного искусства и музыкального театра; специальность режиссура, квалификация режиссёр музыкального театра).
В заключение хочется еще раз сослаться на исследование профессора В.В.Гузеева относительно образовательной технологии ТОГИС, под которой понимается технология продуктивного обучения, ориентированная на деятельностно-ценностный подход в образовании с применением проблемных и модельных методов как основы поддержки педагогической цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях. Эта технология как ценностное образование в плане развития проектного метода позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, принося удовлетворение воспитанникам, видящим продукт своей деятельности. Интересные разработки школы В.В.Гузеева можно найти в журнале “Педагогические технологии” [3].
В свою очередь, автор надеется, что опыт проектной исследовательской деятельности педагогов, о которых шла речь, а также системная и плодотворная творческая работа авторских коллективов по совершенствованию учебно-методической литературы нашего издательства поможет повышению качества иноязычного образования в целом.
Cписок литературы:
- Буланкина Н.Е. Ресурсы самосовершенствования учителя иностранного язык: проблемы и перспективы Иностранные языки. 2016. – №https://iyazyki.prosv.ru/2016/05/english-teacher—
- Буланкина Н.Е. Конкретика в актуализации проблем углубленного изучения иностранных языков в современной отечественной школе. Иностранные языки. – 2012. – № 8. http://iyazyki.ru/2012/08/konkretika-uglublenie-umk
- Буланкина Н.Е. Полиязыковая культура личности как фактор гуманизации образования/ Педагогические технологии. Москва. – 2004. – № 3. – С. 38-68.
- Буланкина Н.Е., Иванова О.Л. Проектирование инновационного пространства гуманитарного образования в современной школе: учебное пособие. 1 часть. — Новосибирск, НИПКиПРО.
- Буланкина Н.Е., Иванова О.Л, Айдарова Т.В., Иванова О.Л., Охина Е.А., Семина Ф.С., Чекалина Е.А. Инновационное проектирование гуманитарного образования в современной России: учебное пособие. 2 часть. Новосибирск, НИПКиПРО.
- Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе — № № 2, 3 — 2000.
- Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа — № 4, 1997. Источник публикации: http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm