Листы оценки индивидуальных достижений обучающихся как одна из форм оценивания предметных результатов по английскому языку
Автор: Ольга УСАЧЕВА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Среда 18 апреля 2018В качестве одной из форм оценивания применяются листы оценки индивидуальных достижений (образовательных результатов) обучающихся, которые составлены в помощь учителю иностранного языка для работы на уроке проверки и контроля знаний обучающихся.)
настроение: оптимистичное
ключевые слова: Индивидуальные достижения, лист оценки, критерии оценивания, планируемые результаты
город: Вологда
В образовательной системе города Вологды используются вариативные формы и методы оценки достижений обучающихся. В качестве одной из форм оценивания применяются листы оценки индивидуальных достижений (образовательных результатов) обучающихся, которые составлены в помощь учителю иностранного языка для работы на уроке, проверки и контроля знаний обучающихся.
При разработке данных материалов учитываются требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования, рекомендации Примерной программы по иностранным языкам и программы к УМК.
Лист индивидуальных достижений – это лист, на котором отображаются достижения планируемых результатов обучающегося, которые позволяют детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления дальнейшей работы.
Лист оценки индивидуальных достижений разрабатывается группой учителей или индивидуально каждым педагогом. Критерии оценки обсуждаются на методическом объединении учителей. Они формулируются, исходя из планируемых результатов обучения, учебно-тематического планирования учителя, особенностей контингента класса. Листы разрабатываются на различный период обучения: урок, четверть, полугодие, а также по изучаемой теме. Листы оформляются после изучения каждого блока, как итоговый показатель освоения изученного материала и его применения обучающимися. Каждый учитель создает совместно с детьми свой оценочный лист с учетом особенностей класса и учебно-методического комплекта. Важно, чтобы обучающиеся принимали участие в создании оценочного листа. Для этого нужно дать им понятие оценки (установление соответствия по образцу или степени продвижения) и критерия (умение, необходимое для выполнения деятельности). Но в любом случае важно, чтобы совокупность критериев оценивания соответствовала требованиям программы, а степень сложности и объем требований может варьироваться.
Оценочный лист может носить комплексный характер или разрабатываться отдельно для предметных и метапредметных результатов.
Лист индивидуальных достижений вводится для более информативной обратной связи о результатах обучения школьника для родителей, учителей и обучающегося.
Основными принципами системы оценивания обучающихся являются:
- критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС НОО, ООО требованиях к оценке планируемых результатов. Критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с обучающимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия.
- уровневый характер оценки, заключающийся в разработке средств контроля с учетом базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;
- суммативность оценки, фиксирующая возможность суммирования результатов;
- приоритетность самооценки обучающегося, которая должна предшествовать оценке учителя;
- гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов;
- адресное информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о целях, содержании, формах и методах оценки.
Критерии оценки определяются изучаемым содержанием и отработанным видом деятельности. То, что отрабатывалось на уроках, то и включается в критерии оценки. Важно выделить основной материал четверти и сформулировать основные и дополнительные критерии оценки предметных и метапредметных результатов. Успешность освоения учебных программ обучающихся оценивается по системе «зачтено – незачтено» или в форме балльной отметки. В личном деле обучающегося выставляется оценка «зачтено – незачтено», или отметка. Перевод в балльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме:
Качество освоения программы | Уровень достижений | Отметка
в балльной шкале |
Отметка в системе
«зачтено – не зачтено» |
90-100% | высокий | «5» | зачтено |
66 -89% | повышенный | «4» | зачтено |
50 -65 % | средний | «3» | зачтено |
меньше 50% | ниже среднего | «2» | не зачтено |
Информация листов индивидуальных достижений планируемых результатов применяется при рефлексии учебной деятельности обучающимися, при итоговом повторении и постановке задач коррекции знаний и умений. Лист является наглядным документом об успешности ученика для родителей и используется классным руководителем при проведении родительских собраний. Родители один раз в четверть расписываются в листе. Хранятся листы индивидуальных достижений у классного руководителя и в конце года помещаются в портфолио обучающегося.
Примеры листов оценки индивидуальных достижений по английскому языку обучающихся по УМК Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули, Н.И. Быковой «Spotlight» за I четверть для 2 класса и УМК В.П. Кузовлева «Английский язык» за II четверть для 4 класса.