Основные этапы современного урока. Рефлексия.
Автор: Наталья ДАРОВСКАЯ | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Среда 25 апреля 2018Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.
настроение: творческое
ключевые слова: рефлексия, деятельность, результат, мотив, познавательный интерес
город: Нижнекамск
В настоящее время приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов.
Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Важное требование — формировать умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Таким этапом в современном уроке стала рефлексия. А что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского “reflexio” — обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове «рефлексия» ставят на слог «ле». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Но без помощи учителя ребенок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведет в конечном итоге к определенным результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
Классификация рефлексии:
1) по содержанию: устная и письменная;
2) по форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная;
3) по способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д;
4) по функциям: физическая (успел — не успел, легко — тяжело), сенсорная (интересно — скучно, комфортно — дискомфортно), интеллектуальная (что понял — не понял, какие затруднения испытывал);
5) по цели: рефлексия эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия учебного содержания.
Современный урок — это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Одним из приемов рефлексии по цели является рефлексия содержания учебного предмета. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали — т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Рефлексия содержания учебного материала содержит много различных приемов. Вот некоторые из них:
- «Плюс — минус — интересно». Для письменного выполнения учащимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, или, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и то, что еще хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
- «Синквейн». В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн — это пятистрочная строфа.
1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка — три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка — короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка — синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
- «Три М» — учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
- «Акрослово»
Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
В — всесильный
О — олицетворяет справедливость
Л — луна, черный пудель и «чертовщина»
А — антипод Иешуа
Н — не абсолютное зло
Д — дьявол
- «Телеграмма» (написать любые 11 слов по теме)
- «Волшебный мешочек». Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке».
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Рефлексия деятельности приемлема на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. «Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?» — вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Вот некоторые приемы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии:
- «Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один — с улыбающимся личиком, другой — с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в вагончик, который символизирует задание, показавшееся неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
- «Поляна». На доске — поляна из цветов, над каждым цветком — этап урока (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
- «Дерево успеха». Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
- Рефлексия «Благодарю…». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
- «Лесенка успеха». Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий.
- «Пятерочка». Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец — это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. Большой палец — для меня важно и интересно; указательный палец — мне было трудно (не понравилось); средний — для меня было недостаточно; безымянный палец — мое настроение; мизинец — мои предложения.
- «Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх — довольны, голова вниз — не довольны, закрыть лицо руками — безразлично.
Рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Приемы для проведения рефлексии настроения и эмоционального состояния:
- «Смайлики».Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
- «Солнышко и тучка».В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
- Эмоционально-художественное оформление. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
- «Светофор»
- «Комплименты» — по одному комплименту друг другу.
- «Цепочка пожеланий». Передается символический предмет из рук в руки с пожеланиями.
В профессии учителя нет предела совершенству. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Давайте рассмотрим рефлексивные вопросы и зададим их себе:
— Что я делаю?
— С какой целью?
— Каковы результаты моей деятельности?
— Как я этого достиг?
— Можно ли сделать лучше?
— Что я буду делать дальше?
Пока мы задаем себе эти вопросы, мы развиваемся. Как только мы начинаем довольствоваться достигнутым, прекращается наш профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.