Проектная деятельность на примере линии УМК Завтра 5-11 классы
Автор: Наталья КАРПОВА | Рубрика: ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Понедельник 23 апреля 2018Изучение испанского языка способствует активизации коммуникативно-когнитивных процессов, развитию образного, абстрактного и ассоциативного мышления, логики, слуховой и зрительной памяти.
ключевые слова: испанский язык, проектная деятельность, УМК «Завтра»
настроение: творческое
город: Москва
Формирование коммуникативной компетенции является одной из основных задач современного иноязычного образования. Один из основных путей её решения – общение, не только межличностное, но и коллективное в русле диалога языков и культур, а для этого очень важно научиться работать с информацией, оценивать и делать выводы. «Обучение в сотрудничестве помогает школьникам развивать в себе эти умения и одновременно подготовить их к более сложным видам деятельности с информацией …» (Анурова И.В., Соловцова Э.И. Испанский язык: Кн. для учителя. 6 кл. – М., Просвещение, 2013.).
Другим важным фактором формирования коммуникативной компетенции является участие в межкультурном взаимодействии, а для этого необходимо не только знакомиться с новой информацией о культуре и традициях испаноязычных стран, но и непосредственно участвовать в активном диалоге языков и культур. Кроме того, совместная деятельность в работе над проектом развивает умения работать в коллективе, чувства ответственности и повышает уровень мотивации при изучении иностранного языка, а решение конкретной задачи помогает развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
«В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что проектная методика позволяет эффективно реализовывать: личностно деятельностный подход; субъективно-объективную форму общения; -интеграцию с другими дисциплинами». (Анурова И.В., Соловцова Э.И. Испанский язык: Кн. для учителя. 6 кл. – М., Просвещение, 2013).
Учебно-методический курс «Завтра. 5-11 классы» отличается разнообразием методов и приёмов работы с языковым материалом, что даёт учителю возможность эффективно реализовать личностно ориентированный подход и планировать учебно-воспитательный процесс с учётом практической значимости материала для каждого ученика.
Глубоко интегрирована в методическую канву курса актуальная проектная методика. В каждом тематическом блоке курса обучающиеся готовят и представляют проекты. Данная методика позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению второго иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет видеть практическую пользу от изучения испанского языка, следствием чего является повышение интереса к предмету. Проектные задания создают условия для реального общения учащихся на испанском языке или имитации общения средствами ролевой игры. Работая над проектом, ученики получают возможность работать в команде, ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Характер их участия может быть разным, в зависимости от интересов и психологических особенностей каждого ученика.
Совместная деятельность позволяет каждому внести свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная групповая работа, используется проектная работа как индивидуальная, так и коллективная.
Так, в учебнике “Испанский язык. Второй иностранный язык. 5-6 классы” в блоке 5 имеется индивидуальный проект, который посвящен школьной форме: “Haz un diseño de un informe ideal”. Как и любой проект, он требует творческого подхода, а кроме того, для его реализации должны быть задействованы знания других предметов, в частности, изобразительного искусства. Презентация этого проекта требует от учащихся умения отстаивать свою точку зрения и умения выступать перед аудиторией. Характер проекта может меняться в зависимости от уровня подготовки учащихся и их заинтересованности в успехе.
Все уроки (блоки) серии учебников “Mañana” заканчиваются проектным заданием. При этом уровень сложности самого задания меняется от простого (в 5 классе) к более сложному (9, 10 – 11 классы). Так, в учебнике для 9 класса урок 4 заканчивается проектом, посвящённым использованию современных гаджетов: “Vamos a hacer un sondeo sobre el uso del móvil y del ordenador en la clase. Preparad una encuesta con diez preguntas- Aquí tenéis algunas ideas”. Этот проект требует не только коллективного участия (опрос), но и заканчивается дискуссией на заданную тему.
В учебнике для 10 -11 классов один из уроков посвящён журналистике в рамках выбора будущей профессии. Как и все уроки, он заканчивается проектным заданием, целью которого является создание новой газеты “Elaborad un pequeño diario”. Это образец коллективного проекта, в котором задействованы все учащиеся и требуются знания по многим областям – разработка дизайна, выбор тем, разработка разделов (спорт, экономика, культура и т.д.). В данном проекте сформулирован план работы, с чего должна начинаться работа над каждым проектом.
- Inventad un nombre para el periódico.
- Escribid una muestra de cada una de las secciones típicas de un diario:
- diseño de la portada: titulares
- internacional
- nacional
- local
- sección de opinión, con un editorial y un artículo de opinión
- una carta dirigida a Cartas al Director
- economía
- deportes
- cultura y sociedad
- contraportada
Роль учителя в работе над проектом заключается в общем руководстве и деликатном направлении деятельности каждого из участников. Важно правильно выбрать тему проекта, собрать оптимальный состав участников для комфортной совместной работы и выбрать для каждого из участников наиболее подходящее поле деятельности.
Оформление результатов проекта требует творческого подхода всех его участников – это выработка идей, написание статей, создание самой газеты, участие в ролевой игре Участие в проекте помогает учащимся определить свою роль в коллективе, реализовать свой творческий потенциал и активно включаться как в дальнейшее изучение испанского языка, так и в реальную деятельность.
Костылева С.В. – автор УМК «Завтра»
Карпова Н.В. – ведущий редактор по испанскому языку редакции романских языков