«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Чудесные открытия с УМК «Вундеркинды»

Пятница 13 апреля 2018

130418Эффективное изучение любого иностранного языка не представляется возможным без погружения в языковую среду. Не всегда есть возможность посетить страну изучаемого языка, тогда на помощь приходят «страноведческие погружения» на уроках, предлагаемые на страницах учебной линии УМК «Вундеркинды». Работаем с интересом и мотивацией!

 

настроение: добродушное, оптимистичное

ключевые слова: cтрановедение, интерес, мотивация, проект, новые стандарты, метапредметность, урочная и внеурочная деятельность

город:  Петрозаводск

Несколько лет работы по новым образовательным стандартам в основной школе не представляют для учителя особой сложности, когда у него есть хорошая методическая поддержка и надёжный УМК по немецкому языку, а именно — законченная предметная линия для основного общего образования «Вундеркинды» 5–9 класс издательства «Просвещение», рекомендованная федеральным перечнем учебно-методических и методических изданий.

Согласно современной концепции учебного предмета «Иностранный язык» учащиеся являются участниками «диалога культур» в процессе овладения иностранным языком и поставлены перед необходимостью выражения своего отношения к фактам иной культуры. При этом активизируется аксиологическая функция иностранного языка, обеспечивающая возможности для адекватной ценностной оценки иноязычной информации путём соотнесения ценностных норм родной и изучаемой культур.

Отвечать требованиям ФГОС основного общего образования, а именно в части реализации одной из важных воспитательных задач, обеспечивающих социокультурное развитие личности, а также развивать ценностные ориентации учащихся призвана та содержательная часть учебника «Вундеркинды», которая выделена  особым символом и называется „Land und Leute“ в 5 классе или „Landeskunde“ в 6–9 классах. В этой рубрике представлена культурная и лингвострановедческая информация.

Работу с этой рубрикой можно построить совершенно разными способами, что даёт большой простор для воображения и творчества учителя и его учеников. Большое внимание в УМК «Вундеркинды» отводится персоналиям немецкоязычных стран. Так, в 5 классе ребята превращаются в маленьких исследователей биографии Генриха Шлимана, знакомятся с помощью указанного в учебнике сайта с информацией о великом немецком археологе и полиглоте, а затем выполняют поисковые задания. В зависимости от уровня группы можно предлагать задания разной степени сложности. Это может быть кроссворд из инициалов археолога или квиз, интеллектуальная игра, цель которой состоит в том, чтобы рассказать, каким образом связано с биографией Г. Шлимана то или иное слово. Ученикам может быть отведена роль юных археологов. Перед ними ставится задача придумать кроссворд самостоятельно, отвечая на вопрос, какие предметы можно обнаружить во время археологических раскопок. Ключевое слово – Генрих Шлиман.

130418_1 Во второй части учебника «Вундеркинды» для 5 класса ученики знакомятся с известным немецким художником Альбрехтом Дюрером и его работами. В рабочей тетради можно даже раскрасить аналоги картин знаменитого художника. В качестве наглядно-иллюстративного материала на уроке помогает презентация и дополнительные интересные факты из жизни А. Дюрера, например известная гравюра «Меланхолия», наполненная тайной символов и аллегорий. Изображённый в правом верхнем углу картины составленный Дюрером первый в европейском искусстве магический квадрат представляется любопытным особенно для учащихся математического профиля. Интересным является тот факт, что сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали, а также в каждой четверти и сумма угловых чисел равна 34. Какая прекрасная возможность повторить счёт, при этом отгадывать загадки, которые спрятаны в этой гравюре! Одна из них год создания картины, зашифрованный художником в нижней строке квадрата. Кроме того, интересно поискать с учениками геометрические фигуры на картине или инструменты для измерения: часы, циркуль, линейку, весы, обогатив при этом словарный запас учащихся.

Наличие раздаточного материала для 5 класса, предоставленного авторами для дополнительной работы, даёт возможность закрепить в игре изучаемый учебный материал. Так, например, в теме „Geschenke für alle“ / «Подарки для всех» предлагаются рабочие листы № 12, 13 с изображениями известных людей Германии и небольшие тексты с описанием. Немного выдумки, и получается настоящая интеллектуальная битва. Ученикам можно заранее дать домашнее задание найти информацию о знаменитых людях на фотографиях. На уроке группа учащихся делится на команды любым способом: для трёх команд – цвета флага Германии, для большего количества игроков могут быть приготовлены картинки – пиктограммы с изображением, например, мяча, нотного листа, книги, мольберта или пушечного ядра. Ученики по очереди вытягивают карточки, распределяются по командам, и сразу же следует первый вопрос интеллектуального шоу: «С именем какого известного человека, жившего или родившегося в Германии, вы связываете предмет, изображённый на карточке?» Мяч – Франц Беккенбауэр, мольберт – Альбрехт Дюрер, пушечное ядро – барон фон Мюнхгаузен, книга – Иоганн Гутенберг или братья Гримм, ноты – Людвиг ван Бетховен. За правильный ответ учитель, разумеется, присуждает команде один балл, или если есть желание в возможность, это могут быть пуговицы, горошины, фасолинки или какие-то небольшие предметы, которые участники команд будут складывать в стаканчик или коробочку. Такой способ оценивания позволит быстро подвести итоги игры. Страноведческая информация или вопросы интеллектуальной битвы могут быть представлены пятиклассникам на родном языке.

Если же наша главная цель — научить правильному написанию инициалов известных людей, тогда предлагаю играть в бинго из слов. Правила такие же, как и для игры с цифрами, только в данном случае учащиеся пишут в клеточки квадрата 3 ˟ 3 имена известных немцев. Далее учитель вытягивает из волшебного сундучка карточки с изображениями предметов, пиктограммы, о которых упоминалось выше, и ученики испытывают удачу как в лотерее, при этом повторяя ненавязчиво имена известных людей Германии. Выиграет тот, кто первый зачеркнёт на игровом поле четыре ячейки, тогда он кричит «Бинго», а учитель проверяет, правильно ли ученик записал все имена. В любом случае я всегда готовлю всем ученикам утешительные призы, мини-леденцы. Игра в 5 классе, по моему мнению, отвечает познавательной цели, не должна травмировать и расстраивать учащихся.

Авторы предметной линии «Вундеркинды» особое место отводят на каждой возрастной ступени погружению в атмосферу немецкого праздника. Если внимательно полистать учебники для 5–9 классов, то можно увидеть упоминание таких праздников, как Рождество, карнавал, Пасха, день Святого Николая, праздник урожая, школьная вечеринка, выпускной. Например, в 6 и 7 классе очень наглядно и познавательно представлена информация о зимних праздниках в Германии и России. Какие только роли не предлагается исполнять ученикам! Вот они в рождественской пекарне знакомятся с традиционными рождественскими угощениями из Германии: райскими яблоками, рождественскими кексами, печеньем или пряниками. А на другом уроке мы уже находимся в рождественской мастерской, и ученики сами предлагают разнообразные идеи для изготовления рождественского календаря, знакомятся с чудесной и трогательной историей его появления.

Очень важно уделять время для чтения вслух на каждом уроке. Для этого авторы УМК придумали раздел „Der Lese-Adventskalender“, когда можно в компании друзей, устроившись уютно, прочитать вслух небольшой рассказ о том, как отмечают Рождество в других странах Европы и мира. Очень нравится моим ученикам, когда на переменах 24 декабря мы всей группой идём в один из школьных кабинетов, так называемый «караоке-бар» и все вместе поём рождественские песни. Тексты многих из них можно найти на страницах учебника «Вундеркинды».

Такие страноведческие открытия с помощью предметной линии «Вундеркинды» являются бесспорным стимулом для проектной и внеурочной деятельности. Потому так традиционно любимы внеклассные мероприятия в «Немецком клубе», руководителем которого я являюсь уже много лет. В этом году учащиеся 7 класса договорились и разработали свой творческий проект, итогом, или «продуктом», которого было проведение ежегодной «Рождественской гостиной» в нашем клубе. Откуда брали идеи? Со страниц любимого учебника «Вундеркинды»!!! Ученики предстали в роли тьюторов, придумали пригласительные билеты на встречу, продумали текст ведущих встречи для учащихся 8 класса, подготовили сами интересные задания, подвижные игры, ребусы, музыкальные номера, загадки, мастер-класс по изготовлению рождественского ангела, конкурс календарей Адвента и даже испекли по немецким рецептам рождественское печенье, чтобы угостить всех! Каким получился праздник, видно по фотографиям.

130418_2 Изучив требования к метапредметным результатам, заложенным в новом ФГОС, становится очевидным, что при изучении иностранного языка, требования отражаются также в умении быстро и качественно работать со справочной литературой, словарём и оформлять своё выступление с учётом новейших информационных технологий. Учебная информация, предлагаемая на страницах УМК «Вундеркинды», предоставляет отличную возможность формирования таких умений. Ссылки на интернет-сайты с дополнительной информацией о городах Германии позволяют учащимся самостоятельно погрузиться в отличающиеся от твоих родных культуру, менталитет, быт другой страны, в нашем случае Германии. Так, ученики попадают в немецкую гимназию, узнают о таких предметах в расписании, которых нет в российских школах. Или вдруг оказываются на блошином рынке в Мюнхене, или в немецком саду Шребера. Они приобретают на каждом уроке новое знание, которое порождает новые вопросы или побуждает к сравнению, рассуждению, спору. Действительно ли самым любимым видом спорта у немцев является футбол? Почему главными символами важнейшего христианского праздника Пасхи в Германии являются заяц и яйцо, а не пасхальный кулич? Зачем поклонники мотоциклов Harley Davidson стремятся в июне попасть в Гамбург? По какому случаю первоклассников в Германии угощают супом из букв? Почему на стенах замка Людвига Второго изображены лебеди? Ответы на все эти и многие другие вопросы ученики без труда находят на страницах учебника «Вундеркинды».

Само владение иностранным языком имеет метапредметный характер, так как выступает, кроме того, как средство для овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, естественных и других наук. При изучении таких тем, как «Защита окружающей среды», «Будущее нашей планеты», «Внешность», учащиеся задумываются о глобальных экологических проблемах человечества, переводят статьи, посвящённые современным технологиям, а также узнают о всемирно известных художественных галереях и сокровищах изобразительного искусства. Часто задания на уроках носят метапредметный характер и требуют от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Например, в 8 классе ученикам предлагается выступить в роли экскурсовода по лицею, при этом составить последовательный план или же составить меню для пиццерии и предложить гостям фирменное блюдо от хозяина заведения. А может быть задание и более сложное – взять интервью у ведущего одного из самых популярных телевизионных шоу на немецком канале ZDF, продумать вопросы таким образом, чтобы больше узнать о телепередаче.

Осуществляя поиск информации, учащиеся также учатся её анализировать, структурировать и делать выводы, оформлять результаты своей работы с применением ИКТ, что является одним из методов формирования человеческого мышления.

Учебным «продуктом» по итогам работы над метапредметными заданиями, составленными на основе информационных блоков УМК «Вундеркинды», могут стать, например, рекламный проспект города, брошюра с рекомендациями по здоровому образу жизни, квест для учащихся младшего возраста по теме «Достопримечательности Берлина» и многое другое, что зависит от фантазии самих учеников. В этом, как мне кажется, и заключается ценностная значимость содержания УМК для формирования личности учащегося как субъекта межкультурной коммуникации.

130418_3Литература:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС) / под ред. Гончарова Н. В., Абрамян Г. С., «Просвещение», 2018 г.

2) Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки». Учебный предмет «Иностранный язык». М., 2017 г.

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.