Педагогические технологии на уроках английского языка
Автор: Эмма СУЮНДУКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ Среда 23 мая 2018Приемы релаксации и технологии рефлексивного управления учебной деятельностью учащихся на уроках английского языка.
ключевые слова: релаксация, разрядка, игры и пословицы, загадки, лимерики, технологии рефлексивного управления учебной деятельностью учащихся
настроение: оптимистичное
город: Люберцы
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.
Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.
Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.
Приведу в качестве примера некоторые виды разрядки, которые я применяю на уроках английского языка.
- Разрядка с использованием различного вида движения
Эту форму релаксации можно проводить на начальном этапе обучения английскому языку. Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.
Команды:
Stand up
Sit down
Hands up
Hands down
Draw your portrait
Write your name
Point to the (book)
Colour the (book)
Open your (book)
Hop
Stop
Smile
Можно повторить названия цветов, используя разноцветные карточки или предметы:
Stand up and show me orange!
Hands up and show me blue!
Clap! Clap! Show me yellow!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me blue!
Hop! Hop! Show me red!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me grey!
Sit down and point to the green.
Clap! Clap! Show me pink.
Stop! Very nice of you.
- Песня на уроке
Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Целесообразно для отдыха выбирать песни известных и пользующихся популярностью среди учащихся групп, исполнителей. При выборе текста песни следует учитывать возрастные особенности и уровень лексико-грамматических навыков.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент релаксации, проведенный в 9 классе.
Необходим раздаточный материал с неполным текстом песни и заданиями к нему, а также диск с записью песни.
Хочется отметить, что ребята могут выполнить данное задание самостоятельно.
MY HEART WILL GO ON
1 Put the verbs in the present simple tense:
saw felt knew had went was opened believed did could would left held stayed tore sank slew swung shrank shone lit flung drawned dug heard
2 Listen to the song and fill in the gaps with the verbs from the table. ( There are more words than necessary)
Every night in my dreams
I 1)……….. you, I 2) …… you
That is how I 3) ……you go
Far across the distance
And spaces between us
You 4) ……. to show you go on
Chorus
Near, far wherever you 5)……..
I 6) ……….. that the heart 7) ….go on
Once more you open the door
And you 8) …………my heart
And my heart will go on and on.
Love 9)……… touch us one time
And last for a lifetime
And never let go till we 10) …….
Love 11) …….. when I 12) …..you
One true time I 13) ……….to
In my life we’ll always go on.
Chorus
You 14)………here
There is nothing I feel
And I know that my heart 15) ……… on
We 16) …… forever this way
And my heart will go on and on.
- Истории со звуковыми эффектами.
Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в следующем: (“роль звуковых эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2-3 человека), которые будут изображать какие-то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно (можно под тихую музыку). Учитель читает текст, а учащиеся при словах – wind, windy, footsteps, walking, running, snoring, laughing и т. д. имитируют звуки ветра, шагов, храпа и смеха. История может быть смешной, страшной и остроумной (в общем, любая история, способствующая снятию усталости и напряжения).
- Игра в пословицы и поговорки.
С успехом использую на уроках поговорки и пословицы для расширения кругозора и для обогащения словарного запаса учащихся, а также как один из приемов релаксации. Предлагаю несколько игр по этой теме.
1) Учитель может начать поговорку, а учащиеся заканчивают ее:
Curiousity killed………
Who chatters to you will chatter…….
Live not to eat, but……..
Strike while………..
Practise what you……..
Don’t trouble trouble until……
2) Задание придумать рекламный лозунг, основанный на пословице.
Например: Vines are our business. Grapes are yours.
You eat the grapes. We’ll take care of the vines.
(The proverb is – Eat the grape, not the vine.)
3) Подобрать пословицу к ситуации.
- a) There’s many a true word spoken in jest.
- b) A burnt child dreads the fire.
- c) Forewarned is forearmed.
- d) A straw will show which way the wind blows.
- e) Take the rough with the smooth.
It shouldn’t have cought you by surprise. I told you he was going to quit soon.
Until now my road through life has been pretty easy, but there are bound to be some difficulties ahead.
Of course she was joking when she told you, but still there could be something to it.
I know the fact that he didn’t come was a small thing, but still it might be an indication of things to come.
Her heart was so broken when he broke off the engagement suddenly. I don’t know if she will ever be able to love again.
- Рифмовки и скороговорки.
Очень часто на старших ступенях обучения увлечение накоплением лексического запаса ведет к неправильностям в артикуляции звуков. Опыт моей работы показывает, что и на старшем и на начальном этапах обучения учащиеся с увлечением работают над произношением, повторяют звуки, если они представлены в рифмовках и скороговорках. Данный вид работы я применяю на разных этапах урока, он служит своеобразной разрядкой для детей.
Ниже привожу примеры из материала, который мне удалось собрать.
I scream, You scream, We all scream For ice-cream. |
Jack and Jill went up the hill To fetch a pail of water; Jack fell down and broke his crown, And Jill came tumbling after. |
The wise old owl Sat in the oak. The more he heard The less he spoke. |
The science of biography is different from geography. | The old sow whistles, And little pigs dance; All the girls are marrying But I can’t get a chance. |
Geography is about maps, but biography is about chaps. |
She sells sea-shells on the sea-shore. The shells that she sells are sea-shells, I’m sure.
Robert Rowley rolled a round roll round.
A round roll Robert Rowley rolled round. |
Peter Piper picked a peck of pickled peppers. A peck of pickled peppers Peter Piper picked. If Peter Piper picked a peck of pickled peppers, Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked. |
Round and round the ragged rascal ran.
- Загадки — можно использовать как один из приемов релаксации, а также проверить восприятие учащимися речи учителя на слух. Обычно этот прием использую за 3-5 минут до конца урока. Материал строится на понятном ученикам языке.
What can run but never walks? Has a mouth but never talks? Has a bed but never slееps? Has a head but never weeps?A River |
A mile from end to end, Yet as close to you as a friend. A precious commodity, freely given. Seen on the dead and on the living. Found on the rich, poor, short and tall, But shared among children most of all.A Smile |
It cannot be seen, cannot be felt,
Cannot be heard, cannot be smelt.
It lies behind stars and under hills,
And empty holes it fills.
It comes first and follows after,
Ends life, kills laughter.
Dark
- Лимерики – абсурдные юмористические пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки – аа вв а, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп. Данный прием релаксации дает возможность заинтересовать ребят творческой деятельностью. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости и напряжения, является смех. Для этого я предлагаю ребятам перевести на русский язык (сохранив общий смысл и рифму) лимерики. Учащиеся с удовольствием приступают к выполнению данного задания. Приведу примеры перевода учащимися на предложенные лимерики.
There was a young lady whose eyes Were unique as to colour and size; When she opened them wide, People all turned aside, . And started away in surprise |
1) Она была красива, молода, Огромные глаза ее сверкали, Под взглядом этим даже господа С восторгом свои головы склоняли. |
2) Жила-была леди, Чьи глаза были красивы Как небеса. Люди смотрели и удивлялись Необычайности глаз у нее, И восхищались, и улыбались При виде взгляда одного. |
There was a young man of Bengal Who went to a fancy dress ball. He decided to risk it And went as a buiscuit, And a dog ate him up in the hall. |
1) Один молодой человек, приехавший к нам из Бенгалии Однажды решился пойти на красочный бал-маскарад, Чему злобный пес из ближайшей конюшни Был неописуемо рад. Ведь Сэр обрядился печеньем, Хотел быть на вечере крут, Забыл, что собачкам с конюшни Три месяца есть не дают. |
2) Жил-был бенгалец милый,
На карнавал ходить любил он.
И как-то раз, пойдя на бал,
Одежду из бисквита он достал.
Почуяв запах, пес голодный
Сожрал его костюмчик модный.
В заключении хочу сказать, что ожидание необычного, особая заинтересованность также служит релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу.
Литература
- “Английский язык” приложение к газете “Первое сентября” № 28,21, 39. – M.: 2000, 2001, 1999.
- Куликова И.В. Мы учим английский. (Книга для учителя) РОСМЭН, Москва, 1994.
- Лебединская Б.Я. Фонетический практикум по английскому языку. — М.: Международные отношения, 1998.
- Петроченко Л.А. и др. Совершенствование навыков чтения на английском языке. – Томск, 1995.
- Neasham D. C. English Now and Then. – Cambridge, 1965.
- Yakimov N. and Yakimova S. Songs in Language Teaching. – Zheleznogorsk, 2000.