Метод развития самооценки
Автор: Галина СВИТЦОВА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Пятница 18 мая 2018Вы задумывались когда-либо, что такое упражнение на уроках иностранного языка? Какие цели оно преследует, и какие задачи несет в себе? Мне всегда хотелось найти ответы на эти и другие вопросы, как можно использовать упражнение в целях развития универсальных учебных действий учащихся на обычном уроке в средней школе.
настроение: оптимистическое
ключевые слова: развитие универсальных учебных действий, дидактическая задача, применение новой формы работы в парах
город: Лиски, Воронежская область
«Нужен такой предмет говорения, т.е. задаваемое смысловое содержание, который мог бы «встретиться» с коммуникативной потребностью и, опредмечивая ее, стать внутренним мотивом говорения»
И.А. Зимняя
Ни для кого не секрет, что успех обучения зависит от того, какими упражнениями пользуются учащиеся. Чаще всего учебник предлагает нам упражнения, которые требуют от учителя определенной дополнительной подготовки к уроку. Чтобы упражнение стало эффективным инструментом, позволяющее реализовать его цели и задачи, используются речевые средства способные мотивировать учащихся к такому продуктивному процессу как говорение. Многие усомнятся в таком предположении. Как заметил И. Губерман:
Я не смущен, что ярый скептик
И что всегда сомнений тьма.
Сомненья – лучший антисептик
От загнивания ума.
На выполнение данного упражнения по времени ушло приблизительно 20 минут. Итак, главным компонентом любого упражнения являются цели и его задачи. Правильное понимание учителем этих основных определений может обеспечить на уроке мотивацию учащихся к выполнению данного задания. Главная цель любого упражнения – обучающая. Поэтому ее основным составляющим элементом выступает дидактическая задача (в нашем случае языковая и речевая). В упражнении преследовались следующие цели и задачи.
Цели упражнения:
- применение новой формы работы в парах;
- использование новой оценочной формы экспериментального характера самими учащимися;
- поддержание взаимодействия между учениками, при этом создание дружественной атмосферы в классе.
Для успешной реализации данных целей мною была проведена тщательная подготовка к данным урокам в разных классах.
Во-первых, учитывалась разно-уровневая подготовка и психологические особенности учащихся. В педагогике принято рассматривать дифференцированный подход к обучению как систему методических, психолого-педагогических, организационных мероприятий и технологий, обеспечивающих обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Данного принципа я и старалась придерживаться.
Во-вторых, разработка упражнения была тщательно продуманна до мелочей от выбора партнера до поэтапного выполнения задания. Существует много разных способов выбора партнера. Например, можно найти партнера при помощи веревок. Учитель держит в одной руке заранее подготовленные несколько веревок, концы которых он распределяет между учащимися. Веревки отпускаются, участники, которые держат концы одной и той же веревки, становятся парой. Другой способ нахождения партнера – найти парные карты. Главное, пары определяются по случайному характеру. Никто заранее не знает, кто с кем будет работать. Получается эффект неожиданности. В моем случае я придумала составить пары при помощи совместимости фигур. Те учащиеся, у которых в руках оказываются одинаковые по форме фигуры, образуют пару. Эта игровая форма выбора пары позволяет раскрепостить эмоции на уроке, повысить интерес к процессу обучения, в какой-то степени заинтриговать обучающихся в дальнейшем их участии в учебном процессе.
После этого объясняется задание, которое необходимо выполнить ученикам, в максимально доступной форме: используя мимику, жесты, телодвижения. Для того чтобы задание было выполнено самостоятельно, они получают подсказки-опоры, которые могут напомнить им, как лучше действовать, т. е. предоставлена реальная возможность работать самим без помощи взрослых. Таким образом, я пыталась расширить их сферу деятельности в умении грамотно применять универсальные учебные действия: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
В тексте основного упражнения пропущены слова, которые записаны в тексте другого напарника и наоборот. Данное упражнение называется «Писать письмо спиной друг к другу» (Rückendiktat). Один ученик, сидя спиной к своему партнеру, диктует предложение на немецком языке, другой записывает у себя в тексте пропущенное слово. Затем партнеры меняются ролями. Другой диктует предложение, а тот записывает недостающие слова у себя в тексте. После написания полного текста, ученики подходят к столу для проверок (Korrekturtisch), на котором лежат образцы с оригинальным текстом без пропусков. Таким образом учащиеся тренируют правописание слов, при этом произнося их по нескольку раз.
По окончанию выполнения задания учащимся предлагалось оценить самим свой результат, взяв из коробки смайлик с веселым лицом, если результат положительный, или с грустным лицом, если результат отрицательный.
Довольно часто происходят ситуации, когда учитель завышает уровень своих требований к ученику, исходя из гипотетических возможностей последнего, что приводит к появлению таких негативных понятий в педагогической практике, как «личный регресс». Во избежание данного процесса выбранный подход способствовал развитию у учащихся таких положительных качеств как самокритичность, желание пересмотреть свой подход к обучению, чувство конкурентоспособности, стремление преодолевать трудности, чувство взаимовыручки, заинтересованности в учебном процессе. По мнению М. М. Поташника, «уровневая оценка построена на изначальной диагностике учебных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития, определении его максимальных учебных возможностей». Наряду с этим возникли и отрицательные моменты восприятия задания у учащихся на данном уроке такие как, например: для всех это было новое задание, 25% считают это задание трудным, при работе над заданием более 90 % учащихся общались на родном языке. Во избежание применения родного языка на уроке, необходимо больше тренировать устойчивые фразы и предложения для общения во время выполнения заданий.
В результате основные задачи упражнения: закрепить лексический материал, тренировать правописание, самостоятельное исправление ошибок, самооценка своего результата, были успешно достигнуты.
Кратко анализируя свою практику организации дифференцированного обучения в группах немецкого языка, я постаралась ответить на два актуальных вопроса: как эффективно использовать учебный материал и применять новые методы оценивания достижений каждого ученика, провоцируя его на развитие самооценки и использование собственного познавательного и коммуникативного потенциала.
В моем случае урок не был заранее отрепетирован, поэтому съемка урока очень хорошо отображает некоторые неудавшиеся моменты, благодаря которым мне пришлось пересмотреть и отшлифовать свое мастерство.
Используемая литература:
- Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средней школы / И. А. Зимняя — М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М., 1991. — 223 с.
- Богомолова Н. Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки / Н. Н. Богомолова // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М.: Изд-во Моск. Ун-та. — 1977. — С. 192-193.
- Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1987. — 350 с
- Ссылки на видеоматериалы:
8 Klasse
7 Klasse