Развитие творческого потенциала школьников на уроках английского языка
Автор: Светлана СОЛОВЬЕВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 6 июня 2018Творческие задания являются важной составляющей в обучении иностранного языка. Они помогают сохранить интерес ученика к изучаемому материалу и снять языковые трудности.
настроение: творческое
ключевые слова: творчество, успех, проектная деятельность, конкурсы, мотивация
город: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола
Одна из тенденций развития человеческой цивилизации заключается в том, что каждая новая историческая эпоха выдвигает к психологии живущего в ней человека совершенно новые требования. На протяжении большого отрезка существования человеческого общества творчество являлось уделом единиц, и эта ситуация удовлетворяла общественные структуры прошлого. Современное технологическое общество движется по пути передачи функций рутинного мышления машинам, компьютерам, ожидая от человека мышления творческого, продуктивного. Быть ходячей энциклопедией никому не запрещено, но делать это совершенно необязательно, поскольку любая интересующая нас информация может быть получена за весьма короткий срок благодаря компьютеру.
Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к такому результату — трудности в изучении грамматики. Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.
Творчески относиться к делу — значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество — это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности.
Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.
Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих.
Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может реализовать его только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.
Специфика работы такова, что любой предмет можно вести творчески. Это зависит от интереса учителя к творческому обучению и уровня подготовленности класса. Но по-настоящему творческой личность станет тогда, когда для этого будут созданы все условия: дома, в школе, в общении с друзьями. Дух творчества возникает в том случае, когда у ребенка появляется заинтересованность и желание работать.
Существуют стратегии развития творческого потенциала, которые могут быть положены в основу обучения творческому мышлению в школе на любом учебном предмете. Используя эти стратегии — принципы, учитель не только сможет увеличить вероятность раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить креативное начало в самом себе. Итак, вот эти принципы:
— быть примером для подражания;
— поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям;
— разрешать делать ошибки;
— поощрять разумный риск;
— включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность их применения;
— поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;
— поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;
— предоставлять время для творческого мышления;
— поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;
— подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности; — стимулировать дальнейшее развитие;
— найти соответствие между творческой личностью и средой.
В современном мире от человека всё больше ожидается совсем другое, а именно – умение придумывать и создавать. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся социальные условия: мы должны учить креативности точно так же, как и чтению, математике и другим предметам. Переориентация школы на обучение творческости — задача чрезвычайно трудоёмкая и, что самое главное, выполнимая только учителями.
Необходимо отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане.
В своей работе, я использую современные образовательные технологии, такие как:
- Личностно-ориентированного обучения.
- Проблемного обучения.
- Игровые технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Информационно-коммуникационные технологии
Я бы выделила следующие формы работы над развитием творческих умений:
- использование песен и стихов,
- применение компьютерных программ,
- защита проектов,
- работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.
Наша задача при обучении иностранному языку — увлечь, а не развлечь, научить, а не навредить, развить, а не забить. Важно не обрезать ученикам крылья, а создавать для них ситуации творчества и успеха. Вот простые приёмы, которые я использую в своей педагогической деятельности:
1 — творческая работа со стихами, песенками, а именно, их исполнение по ролям.
В старших классах детям нравится читать стихи с разной интонацией, копировать интонацию чтеца-носителя языка, чередовать чтение хором и индивидуально. Пословицы и поговорки – тот языковой материал, который повышает интерес учащихся к иностранному языку, развивает их языковую интуицию, закладывает привычку думать лингвистическими понятиями. Эти устойчивые выражения действительно завораживают детей, т.к. их смысл не лежит на поверхности, в них заключена народная мудрость, они имеют простую и юмористичную форму, ёмкое, глубокое содержание. Очень часто применяю пословицы и поговорки для фонетической зарядки, далее, когда дети знают достаточное их количество, предлагаю такое задание: начало и конец идиом записаны вразброс, учащиеся должны соединить их.
2 — творческий подход к диалогам.
Я не даю готовые диалоги, а предлагаю собрать диалог из разрозненных фраз, учащиеся посильнее сами выбирают себе роли и пишут тексты. Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты.
3 — Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная работа, когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде постеров.
В зависимости от возрастных особенностей обучающихся предлагаю им творческие проекты, съемку собственных видеофильмов (работа «Национальный герой» ученика 5а класса Шарапова Даниила).
Накоплены различные проекты, осуществленные учащимися. Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Активизировать практическую деятельность учащихся удаётся с помощью информационных технологий. Очень привлекательными и яркими получаются уроки с проектами учащихся в мультимедийном виде, некоторые дети готовят презентацию с собственной видеосъёмкой, используя английский язык, с музыкальным сопровождением.
4 — Проведение уроков рисования, На которых учащиеся красочно оформляют рождественские открытки и валентинки, придумывают поздравления, затем мы выбираем самые оригинальные. А так же выполняют зарисовки по теме урока на основе прочитанного или прослушанного текста. Так например зарисовка описания замка по теме Once upon a time.
5-нестандартные уроки
Урок-праздник.
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок — путешествие в страну динозавров. Этот урок проводится в виде соревнования между двумя командами класса, как итоговый урок года. Дети сами придумывают названия команд, рисуют эмблемы.
6— Использование творческих заданий на уроке:
— придумать другую концовку рассказа (грустную или весёлую);
— сделать рисунок по прочитанному отрывку из текста;
— узнать свои корни, нарисовать генеалогическое дерево, сделать сообщение (тема «Семья»);
— разыграть диалог между персонажами текста;
— составить рецепт любимого блюда и дать ему рекламу (тема «Еда»);
— придумать ситуацию к идиоме;
— использование заданий на развитие образного воображения, творческого мышления «Придумать продолжение истории»:
- Once upon a time there lived a king and a queen. And they had a beautiful daughter……..
7-участие в творческих конкурсах
Мы ежегодно принимаем участие в конкурсах английской песни и театральных постановок и занимаем призовые места.
Основными результатами своей работы считаю:
1) Стабильное качество успеваемости в классах со средней и высокой мотивацией к изучению английского языка в частности;
2) Создание условий для развития творческих способностей учащихся через применение нестандартных заданий, а также активное их участие во внеурочных мероприятиях (вследствие чего поддерживается и интерес к предмету);
3) Призовые места в городских конкурсах английской песни и театральных постановок.
Таким образом, видно, что творческие задания являются важной составляющей в обучении иностранного языка. Они помогают сохранить интерес ученика к изучаемому материалу и снять языковые трудности. Так же видно, как усложняя задания из класса в класс, можно сохранить заинтересованность предметом, и самое главное развивать у ученика желание самому искать информацию и грамотно использовать ее в своей работе.
Я уверена, что в каждом ребенке есть творческий потенциал, который учитель должен увидеть и раскрыть.