Формирование и развитие личности путем проектирования индивидуального образовательного маршрута в обучении иностранным языкам
Автор: Вера ЗУЙЧЕНКО | Рубрика: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ Среда 20 июня 2018Преодоление противоречия между коллективными формами и индивидуальным способом освоения иностранного языка путем проектирования учебной и внеучебной индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) учащихся на основе индивидуальной образовательной программы (ИОП) изучения ИЯ.
ключевые слова: коучинг, модуль, этапы работы, результат, план
настроение: оптимистичное
город: Ростовская область
Актуальность. Владение иностранными языками (не менее одного-двух) названо ЮНЕСКО одной из важнейших социальных компетенций, необходимых человеку для адаптации в современном мире. Но реальная практика такова, что высокой результативности в обучении иностранному языку учащихся сельской школы (в частности, в сельской школе, где я работаю) в условиях неясности цели применения иностранного языка в будущей жизни в условиях проживания в сельской местности, добиться очень сложно.
Кроме того, существует ряд противоречий между коллективной формой обучения и индивидуальным характером процесса овладения иностранным языком: противоречие между необходимостью уметь учиться и отсутствием у некоторых учащихся общеучебных и специальных учебных умений, обеспечивающих успешное овладение иностранным языком; противоречие между индивидуальными способностями к языку и единым учебником для всех. Все это приводит к тому, что содержание программы по иностранному языку не усваивается многими учащимися, они не овладевают основными видами иноязычной речевой деятельности, не могут вести диалог на изучаемом языке в рамках требований программы. Для устранения противоречий от учителя ИЯ требуется творческий подход, как к отбору содержания учебного материала, так и к организации учебного процесса.
Цель разработки ИОМ: преодоление противоречия между коллективными формами и индивидуальным способом освоения иностранного языка путем проектирования учебной и внеучебной индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) учащихся на основе индивидуальной образовательной программы (ИОП) изучения ИЯ.
Ожидаемый результат: повышение учебной мотивации к предмету «иностранный язык»; расширение форм и видов успешной активной деятельности учащихся на иностранном языке; повышение самооценки учащихся относительно своих способностей к ИЯ; развитие метапредметных компетенций (информационной, проектной, исследовательской, регулятивной); улучшения психологической и эмоциональной атмосферы в классе на уроках ИЯ.
Условия реализации. Целевая аудитория для реализации ИОП: учащиеся 2-11 классов, изучающих французский или немецкий языки (в урочной деятельности на базовом и элективном уровне; во внеурочной деятельности; экстернат). Предназначен модуль для работы как с одаренными детьми так и с детьми, требующими индивидуального подхода
Возможные проблемы: Значительная трудоемкость ненормированной работы для учителя по совместной с учеником разработке индивидуальной программы, отслеживание достижений учащихся (мониторинг) в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории, разработка новой технологии проведения уроков, внеурочной деятельности, разработка способов диагностики, системы упражнений. Для ученика проблемы могут быть связаны с преодолением определенных временных затрат, мобилизацией и сохранением познавательной активности, с реализацией речевой деятельности.
Этап внедрения: 2014-2017 год. Транслируется и распространяется в МО учителей немецкого и французского языков Ростовской области, Кемеровской области, Немецкого национального района Алтайского края и д.р.
Описание технологии построения Индивидуального образовательного маршрута учащегося (ИОМ)
Приведу описание технологии на примере проектирования и реализации ИОМ и ИОП с одной из учащихся 10 класса – Анной Л., изучающей 2 иностранных языка: немецкий—в школе с 5 класса; французский — экстерном и в районной школе для одаренных детей.
Моя работа с ученицей по составлению индивидуальной образовательной программы заключалась в тьюторском сопровождении проектирования программы самостоятельной деятельности ученицы по изучению иностранных языков.
Совместная разработка программы состояла из 5 этапов: диагностического, целеполагающего, планирующего, познавательного, рефлексивного.
Диагностический этап является подготовительным, создающим условия для разработки индивидуальной программы и построения образовательного маршрута.
В предварительной доверительной беседе стараюсь понять, что бы она хотела получить в результате изучения этой программы. Выяснилось, что она хотела бы достичь такого уровня знания немецкого и французского языка, который позволил бы ей поступить в ПИ ЮФУ на факультет лингвистики. Выясняю также, что она знает о своей будущей профессии, почему выбрала именно эту профессию, именно этот вуз и этот факультет, что знает о правилах приема в вуз, о содержании заданий и критериях оценивания на экзамене в форме ЕГЭ.
Определяю стартовые возможности ученицы: языковой опыт (в ходе собеседования, анкетирования и тестирования), ее личностные особенности, в том числе индивидуальные познавательные стратегии (от теории к практике или от практики к теоретическому обоснованию; изучение крупными, относительно завершенными тематическими блоками, или последовательное решение языковых проблем и др.), интеллектуально-творческий потенциал, а также уровень обученности.
Провожу одновременно комплексное исследование, которое включает в себя изучение данных: текущего, промежуточного и итогового контроля по предмету за предыдущие годы изучения языка, экспертизы самостоятельных и творческих работ (портфолио), созданных ученицей самостоятельно по собственному желанию.
Так как предполагается, что большая часть программы будет выполняться ученицей самостоятельно во внеурочное время и ответственность за ее выполнение она берет на себя, то, во избежание рисков переутомления и нервных срывов, на диагностическом этапе и затем в процессе реализации программы необходимо проводить консультации с психологом, медицинским работником и, обязательно, с родителями.
Все материалы (анкеты, опросники, тесты) и результаты диагностики сохраняю в индивидуальных папках и использую для мониторинга и сравнительного анализа достижений за 2 года. Этот пакет документов (языковое досье, дневник, паспорт) формируется в течение 2 лет обучения, отражая персональный опыт деятельности по формированию иноязычной коммуникативной компетенции конкретного ученика. Затем предлагаю задания тестового характера в рамках учебной программы и разноуровневые задания на выбор, в том числе, в контексте требований ЕГЭ и требований для поступления в институт на факультет лингвистики.
Этап целеполагания.
После диагностического этапа слишком общая цель обучения по индивидуальной образовательной программе – подготовиться к сдаче ЕГЭ и поступлению в ПИ ЮФУ- формулируется в формате SMART (конкретная, измеряемая, значимая, реалистичная, определенная по срокам).
В соответствием с форматом, в содержание программы включаются темы и задания:
— из экзаменационной работы по ЕГЭ;
-из программы базового курса, вызвавшие на этапе диагностики у учащейся затруднения;
-характеризующие уровень компетентности по видам речевой деятельности учащейся (аудирование , чтение, письмо, грамматика).
На основе самоанализа и самооценки ученица определяется с личностно значимыми целями:
- Что для меня является главным в обучении?
- Какие образовательные продукты я хочу создать?
- Каких личностных изменений хочу достичь?
- Какие темы и на каком уровне сложности мне нужно изучить?
- Какой информацией я должна владеть?
- Какие умения мне необходимы?
В результате совместного обсуждения определяем задачи программы: овладение навыком ведения бесед по различным темам (культура, общественно-политические события, спорт), подготовка устных и письменных сообщений, умение понимать доклады и лекции на французском языке, подготовка к экзаменам в форме ЕГЭ, участие в конкурсах. Основной акцент при самостоятельном изучении программы сделан на чтение и перевод страноведческих текстов, выполнение достаточно сложных грамматических и лексических упражнений, что, в целом, может повысить мотивацию к изучению языка и поможет профессиональной ориентации учащейся.
Практическая часть программы направлена на то, чтобы учащаяся могла реально овладеть всеми типами речевой деятельности, опираясь на необходимые языковые знания, полученные за время обучения. Под реальным владением французским языком понимается:
- умение учащихся понимать французскую речь в разнообразных ситуациях повседневного общения;
- умение отреагировать на вопросы при помощи адекватной реплики, жеста, мимики;
- умение дать требуемую информацию (устно или письменно), объясниться с собеседником по вопросам входящим в круг повседневного общения или по специальной тематике;
- чтение и понимание различных текстов (художественных, журнальных, газетных, информационных), написанных носителями французского языка.
Программа составлена из относительно независимых тематических модулей.
Учебно-тематический план Индивидуальной образовательной программы (образец)
Номер модуля | Тема модуля | Вид модуля (базовый, элективный, самостоятельная работа учащейся) | Срок | Виды работы |
1. | Бизнес-курс французского языка | элективный | 14.09 -2 часа | Аудирование, чтение микротекстов с полным пониманием содержания |
2. | «Основы иноязычного перевода» | элективный | 21.09- 2 часа | Составление диалогов по ситуациям, Подготовка микрорассказов по подтемам. |
3. | По страницам французской литературы | Базовый
Самостоятельная работа |
28.09- 4 часа
30.09- 4 часа |
Исследовательская работа по теме, разработка проектов по теме.
Чтение текстов Ж. Верна, А. Дюма. Упражнения по пониманию основного содержания текстов. |
4. | Нравы и обычаи (праздники и традиции) | Базовый
Самостоятельная работа |
12.10-4 часа
19.10-4 часа
20.10- 3 часа
|
Практические занятия «Общее и различие в русских и французских праздниках». Исследовательская деятельность по теме «Первое мая — праздник ландышей», работа со страноведческими интернет- сайтами. Составление лексического словаря по теме.
Подготовка к ЕГЭ. Подбор материалов к презентации по теме модуля, написание поздравительных открыток, монологическая речь по теме « Мой любимый праздник». |
5. | Подготовка к путешествию. Путешествие. | Базовый
Самостоятельная работа |
22.10- 4 часа
25.10-3 часа |
Диалогическая речь по темам « Как разместиться в отеле», «Отдых в России и во Франции».
Подготовка к ЕГЭ. Написание эссе по теме, написание писем по теме личного характера, тренировочные упражнения на употребление множественного числа прилагательных и существительных. |
6. | Топонимы в зеркале истории Франции | Элективный | 16.11- 2 часа | Знакомство со справочной литературой, французскими разговорниками, чтение статей по теме, обсуждение и высказывание собственного мнения. |
7. | Научно- технический прогресс | Базовый
Самостоятельная работа |
20.11- 4часа
25.11- 4 часа 30.11- 4 часа |
Знакомство со страноведческой информацией по теме модуля. Чтение газет и журналов с публикациями по проблеме модуля. Написание письма и эссе, употребление грамматических форм — согласование времен.
Исследовательская работа: «Стратегические технологии в России и во Франции». |
8. | Милосердие в нашей жизни. | Базовый | 1.12- 4часа
8.12- 4 часа |
Знакомство с гуманитарными организациями во Франции. Просмотр видеофильма с обсуждением «Иммигранты во Франции». Подготовка к ЕГЭ. Грамматическое тестирование. Написание эссе по теме модуля. |
9. | Наша планета | Базовый | 9.12- 4часа
|
Чтение текстов рубрики: «Животные просят помощи». Составление тематического словаря. Обсуждение проблемы. |
10. | «Деловой французский» | Элективный | 15. 12- 2 часа | Знакомство с интернет- сайтами по теме, написание официального письма, овладение речевым этикетом делового общения. |
11. | Музыка в нашей жизни | Базовый | 29.12- 4часа
11.01 – 4 часа
|
Обсуждение и защита проекта по теме модуля, подготовка презентации по теме: «Эдит Пиаф — жизнь и творчество», работа с сайтами для получения информации по теме. Развитие навыков монологической и диалогической речи. |
12. | Наша школьная жизнь | Базовыйское киноо теме.ми журналами и газетами для молодежи. жизнь и творчество | 18.01-4часа | Развитие навыков монологической речи. Грамматические упражнения по теме «Наречия во французском языке». |
13. | Средства массовой информации | Базовый | 25.01-4 часа1.02-4 часа | Систематизация знаний. Участие в конкурсах сайта Франкомании. Знакомство с французскими журналами и газетами для молодежи. Написание эссе по теме. |
14. | Французская национальная кухня | Базовый | 8.02- 4 часа
15.02 – 2 часа |
Просмотр и обсуждение видеофильмов, посвященных национальным блюдам регионов Франции. Чтение и перевод аутентичных текстов. Составление рецептов. |
15. | Французское кино | Базовый | 18.02-4 часа
|
Просмотр видеофильма «Обеликс и Астерикс». Обсуждение с последующим написанием эссе по теме модуля. |
16. | Французские имена и фамилии | Элективный | 22.02- 2 часа | Исследовательская работа. |
17. | Полезные WEB-сайты | Элективный | 7.03- 2 часа | Грамматическое тестирование в режиме онлайн, виртуальное путешествие по интернету. Подготовка к межшкольной встрече с учащимися других школ. |
18. | Великие люди Франции. Художники. | Базовый | 21.03- 6 часов
|
Закрепление лексического материала по теме, диалогическая речь по теме «Художники Франции». Виртуальное путешествие по французским музеям. |
19. | Великие люди Франции. Ученые. | Базовый
Самостоятельная работа |
28.03- 6 часов
29.03-4 часа |
Французские ученые и их открытия — творческая лаборатория.
Поиск информации об ученых, создание копилки. |
20. | Французские спортсмены и распространение спорта во Франции. | Базовый
Самостоятельная работа |
4.04- 4 часа
6.04- 4 часа 7.04 -4 часа 10.04- 2 часа |
Поиск информации о спортсменах и их достижениях, составление эссе по теме, написание личного письма по теме, чтение текстов по теме. Упражнения на знакомства с ЛЕ по теме. Выполнение упражнений на сравнивание, противопоставление.
Тренировочные упражнения по грамматике в употреблении грамматических форм в связном тексте. |
21. | Русско- французские соответствия | Базовый | 18.04- 4 часа
25.04- 2 часа |
Тренировочные тренажеры по речевому этикету. Диалогическая речь с применением лексического материала, моделирование вариантов общения. |
22. | История Франции на денежных знаках | Элективный | 2.05- 2 часа
3.05- 2 часа |
Составление кратких сообщений об исторических личностях Франции, диалогическая речь по теме. Составление словаря. |
23. | История французского государства | Базовый | 8.05- 2 часа; 10.05- 4 часа; | Знакомство со страноведческими сайтами, чтение текстов с извлечением информации и поиск альтернативных ответов. |
24. | Выбор профессий | Базовый
Самостоятельная работа
|
13.05- 4 часа;
18.05- 2 часа24.05- 2 часа |
Подготовка к ЕГЭ. Обучение аудированию. Аудирование с полным пониманием: интервью, репортажи проблемного характера (публицистические тексты)
Составление тематического словаря по теме. Написание эссе, писем личного характера. |
Всего:144 часа на 1 год: базовый – 102 часа; элективный курс – 16 часов; самостоятельная работа – 28 часов.
Задания в модуле имеют уровневый характер и направлены на формирование и развитие умений в чтении, восприятии на слух, устной и письменной речи, например:
Уровень чтения | Описание уровня чтения | Самооценка учащейся | Оценка учителя |
A1
|
Понимаю и могу употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач. Могу представиться/ и представить других, задавать/ отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе. Могу участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь. | ||
A2
|
Понимаю отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т. п.). Могу выполнить задачи, связанные с простым обменом информации на знакомые или бытовые темы. В простых выражениях могу рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни. | ||
B1
|
Понимаю основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы, типично возникающие на работе, учебе, досуге и т. д. Умею общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка. Могу составить связное сообщение на известные или особо интересующие меня темы. Могу описать впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосновать свое мнение и планы на будущее. | ||
B2
|
Понимаю общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты. Говорю достаточно быстро и спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон. Я умею делать четкие, подробные сообщения на различные темы и изложить свой взгляд на основную проблему, показать преимущество и недостатки разных мнений. | ||
C1 | Понимаю объемные сложные тексты на различную тематику, распознаю скрытое значение. Говорю спонтанно в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений. Гибко и эффективно использую язык для общения в научной и профессиональной деятельности. Могу создать точное, детальное, хорошо выстроенное сообщение на сложные темы, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и объединением его элементов. | ||
C2
|
Понимаю практически любое устное или письменное сообщение, могу составить связный текст, опираясь на несколько устных и письменных источников. Говорю спонтанно с высоким темпом и высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений даже в самых сложных случаях. |
Была поставлена цель и учащаяся поняла, что разработка ИОМ в изучении ею языка принесет хороший, измеряемый результат. Каждый этап работы сопровождается кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось, а что нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов этой работы. Разумеется, такая работа предусматривает аргументированное корректирование ошибок. Главное в такой работе — самооценка учащегося.
Этап планирования
Учащаяся изображает свою траекторию в виде табличного плана-графика, в котором отображены темы и все виды деятельности в соответствии с индивидуальной образовательной программой, участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях по лингвистической тематике , сроки и место выполнения, сроки, место и форма отчетности.
Познавательный этап
Учащейся оказывалась помощь в определении ее индивидуального стиля обучения путем подбора учебных стратегий и приемов работы по овладению иностранным языком. Благодаря этому обучение было построено на основе самостоятельной деятельности или на основе альтернативного выбора, предложенного мною. Учащаяся научилась самостоятельно подбирать материал, подтемы, виды и сроки отчетности, ожидаемый результат, критерии оценки.
Для создания и использования ИОТ по иностранному языку (ИЯ) в условиях реализации ИПО применяю различные формы организации учебных и внеклассных занятий: уроки-диспуты, научно — практические конференции, фестивали знатоков языка, межшкольное сотрудничество, встречи с преподавателями из Германии, защита проектов, ситуативные и ролевые игры, брейн-ринги, урок-экскурсия, конкурсы и т.д.
Создавала условия для творческого применения изученного на социально значимых мероприятиях. Например, подготовка ею проекта на немецком языке к районной конференции для старшеклассников по теме «Schule ade, was nun?», а на французском языке проекта «Apprendreleslangues c’ estfаcile?», участие в олимпиадах, переписка со сверстниками из Франции, участие в региональных конференциях и конкурсах, позволило ей рассчитывать на более высокий рейтинг на уроках немецкого языка и досрочную аттестацию по французскому языку. ИОТ как инновационная технология в урочной и внеурочной деятельности реально позволила стать учащейся из объекта обучения в субъект учебной деятельности, а учителю выступить в роли помощника и консультанта.
Рефлексивный этап
На данном этапе мною использовалась технология « Языковой портфель». Учащейся предлагается внимательно изучить «Лист самооценки». После этого заполнить таблицы «Языковые навыки». Для этого необходимо закрасить в таблице те ячейки с обозначением уровня владения немецким и французским языком, которые соответствуют, по оценке учащейся, уровню ее владения языком. Например, если, ознакомившись с «Таблицей самооценки», учащаяся пришла к выводу, что немецким и французским языками владеет в рамках понимания устных сообщений на уровне В1 (чтение), А2 (аудирование), С1 (письмо) и т. д, то она должна обозначить это в таблице.
Личная папка является эффективным средством развития способности самоконтроля и рефлексии. Одним из важнейших условий является то, что учащаяся сама оценивала свои знания, анализировала свое развитие, так как воспитание личности во многом зависит от ее самосознания, рефлексии, ответственности за свое развитие.
В разделе «Языковая биография», учащаяся анализирует то, какими умениями удалось овладеть за последнее время, каким образом и насколько успешно она этого достигла, что предстоит сделать в ближайшем будущем. Это позволило более четко управлять процессом овладения немецким и французским языками. «Досье» языкового портфеля фиксировало любые практические примеры ее достижений в изучении языков. Такими примерами были ее самостоятельные работы, переводы художественных текстов, материалы учебных проектов.
Досье достижений
№ | Дата | Название мероприятия | Результат |
1. | декабрь 2014 | Районная олимпиада по французскому языку | 1 место — французский язык |
2. | Февраль 2014 | Областная олимпиада по французскому языку | участие |
4. | Ноябрь-апрель 2015 | Онлайн — переписка со школьниками из Франции, г. Антибы | Обмен письмами, фотографиями, ценными сувенирами;
Повышение мотивации к изучению языка; |
6. | Март -2016 | Встреча друзей французского языка. Районный фестиваль | Исследовательская работа по страноведению Франции |
9. | Май 2016 | Всероссийский фестиваль творческих исследовательских работ
«Портфолио» по теме «Земля – мой дом» |
Сертификат участника |
10. | Сентябрь 2017 | Региональный конкурс информационных технологий для детей и юношества. Номинация «Презентации» | Победитель муниципального тура и участник регионального тура |
11. | Декабрь 2017
Январь 2017 |
Муниципальная олимпиада по французскому и немецкому языкам;
Региональный тур олимпиады |
Победитель муниципального этапа; сертификат участника областной олимпиады |
12. | Апрель 2017 | Муниципальная конференция по немецкому языку «Немецкий язык в контексте межкультурного многоязычия» | Диплом победителя по теме «Ученые Германии» |
В «Досье» включены справки и дипломы об окончании языковых курсов. Все эти материалы сложены в папку и зарегистрированы. Используя технологию «языковой портфель», можно проектировать ИОТ ученика на любом этапе проектирования. Языковой портфель наглядно демонстрирует объем затраченных усилий учащейся, степень осознания ее роли, сформированности навыков, ее самостоятельности.
Итак, результат продвижения по индивидуальному образовательному маршруту и изучения иностранного языка по индивидуальной образовательной программе: Анна Л, является студенткой факультета лингвистики. Участвовала и участвует во всех конкурсах и олимпиадах. Цель достигнута!
Еще с одной очень интересной и эффективной техникой, стимулирующей рефлексию учащихся относительно своих учебных достижений, а, главное, своего интеллектуального и личностного развития, я познакомилась на тренинге по программе Международного эриксоновского университета коучинга «Введение в коучинг» для работников образования, которую я буду использовать в своей будущей работе с учащимися по индивидуальной образовательной программе. Это «Шкала от 1 до 10», позволяющая непрерывно измерять степень приближения к цели как для учащегося, так и для меня как учителя.
Для этого я нарисую шкалу ясности в продвижении к цели, на которой буду отмечать для себя (и приучать это делать учащихся): «Где я нахожусь в данный момент, и что нужно сделать, чтобы продвинуться еще на один балл? А если еще на один балл?» И так, пока не дойду до цели, что для меня будет означать 10.
Вывод. Использование и применение технологий индивидуализации в личностноориентированном образовании нацеливает на самостоятельность в поиске знаний, на саморазвитие и самосовершенствование личности ребенка.
Все это обеспечивает условия для индивидуального творческого развития каждого ученика. Ученик создает образовательную продукцию, выстраивает свой образовательный путь, опираясь на индивидуальные качества и способности, причем делает это в соответствующей среде, которую организует учитель; овладевает базовым содержанием через сопоставление с собственными результатами; выстраивает индивидуальную образовательную траекторию в образовательной области с опорой на свои личностные качества.
Таким образом, можно выстраивать траекторию и для учащихся, требующих индивидуального подхода.
Эта работа может проводиться как в рамках учебной, внеклассной деятельности, так и элективного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).
Все дети разные, поэтому на уроках можно использовать личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:
* Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;
* Использование в работе взаимо- и самоконтроля;
* Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;
* Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;
* Индивидуализация домашнего задания;
* Использование проектных технологий;
* Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;
* Организация исследовательского эксперимента;
* Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;
* Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);
* Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.
В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами:
- реализуется положительная динамика качества обучения в классе
- повышается уровень предметных и метапредметных результатов
- повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности
- увеличивается число учащихся – победителей конкурсов и олимпиад
Любой ученик, какой бы он не был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению.
На мой взгляд, обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования
Список использованной литературы
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2015.
- Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010
- http://www.depedu.yar.ru/exp/predprofil/materl/predprofil/files/5_podder/5.31.doc
- Индивидуальный образовательный маршрут Куприянова Г.В.