Техника формирования межкультурной сензитивности» на уроках английского языка
Автор: Ольга АХВЛЕДИАНИ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 18 июля 2018На современном этапе перед школой стоит задача не только обучить детей иностранному языку, но и подготовить их к межкультурному взаимодействию. С целью подготовки к международному общению широкое распространение во многих странах мира получили так называемые культурные ассимиляторы. Это не самое удачное название, так как обучаемых не побуждают отказываться от собственной культуры и стать похожими на членов другой группы – ассимилироваться. Цель данного метода – научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира. Поэтому культурный ассимилятор называют также техникой повышения межкультурной сензитивности.
настроение: отличное
ключевые слова: межкультурное взаимодействие, культурный ассимилятор, социокультурный компонент, социальное поведение, ситуация
город: Оренбург
Задачами культурного ассимилятора являются:
1) освоение изоморфных атрибуций, т.е. способов интерпретации поведения людей представителями чужих культур;
2) переживание своих эмоциональных реакций в обстоятельствах межэтнического взаимодействия и их корректировка;
3) формирование установок на толерантное поведение в инокультурной среде.
Первые культурные ассимиляторы были разработаны американскими психологами и антропологами в начале 1960-х годов под руководством Г. Триандиса. В 1980-е годы благодаря исследованиям К. Кушнера и Р. Брислина появилась идея общего культурного ассимилятора, способного помочь людям адаптироваться к чужой культурной среде. Их подход основывается на том, что люди, попадающие в инокультурное окружение, проходят через сходные этапы адаптации и налаживания межличностных контактов с местными жителями.
Культурный ассимилятор представляет собой короткую историю взаимодействия представителей двух четко разделяемых культур, в ходе которого участники сталкиваются с определенной проблемой. Каждая история сопровождается несколькими вариантами решения проблемы и просьбой выбрать наиболее подходящий ответ. К каждому варианту дается экспертная интерпретация ответов, только один из которых является верным. Тренинг по методу культурного ассимилятора предназначен для индивидуальной или групповой работы с брошюрой или компьютерной программой. После работы с культурными ассимиляторами новички (представители гостевых культур) начинают лучше понимать субъективную культуру принимающей страны и поэтому реагируют более или менее адекватно на ее проявления.
С учениками старших классов мы попробовали составить свой культурный ассимилятор, чтобы, во-первых, обобщить свои знания о культуре Англии в частности, а во-вторых, апробировав полученный ассимилятор на учениках средних классов, опытным путем убедиться в его эффективности. При составлении культурного ассимилятора мы следовали следующей логике построения:
На первом этапе мы отбирается ситуация.
На втором этапе мы излагаем эту же ситуацию и придаем ей форму маленькой истории.
На третьем этапе мы выявляем проблемную ситуацию в данной истории и формулируем вопрос, относящийся к поведению местного жителя. В чем причина его поступка?
На четвертом этапе мы конструируем четыре возможных варианта ответа на поставленный вопрос, только один из которых является верным.
На пятом этапе конструируются экспертные интерпретации к каждому ответу, погружающие иностранных граждан в контексте местной культуры.
Таким образом, были найдены и отобраны ситуации, характерные для жителей Англии, и был создан культурный ассимилятор, который был опробован на учениках средних. Вот некоторые ситуации.
Ситуация № 1.
Николай вместе со своим другом договорился поехать на экскурсию по Лондону. Николай занял 2 места для себя и своего английского друга Майкла, пока тот задерживался возле входа в автобус. В это время в автобус вошла молодая англичанка и собралась сесть рядом с Николаем, но тот знаками попытался показать ей, что место занято и предложил ей занять место сзади. В это время вошел Майкл и кинулся извиняться перед девушкой, уступив ей свое место. Николай был в недоумении, ведь он заранее договорился сидеть рядом с Майком.
Как вы думаете, как объяснил Майк ситуацию с девушкой?
1)Девушка заняла это место раньше, поэтому так настойчиво пыталась туда сесть.
2)Девушка не понимала знаки Николая и подумала, что он собирается ей уступить.
3)Девушка действовала из принципов вежливости, продиктованных культурным воспитанием.
4)Девушка хотела сесть ближе к выходу, потому что собиралась выйти раньше.
Объяснения:
1) Русскому человеку вариант может показаться вполне приемлемым, однако нет никаких указаний на то, что девушка заняла это место раньше. Лучше сделать другой выбор.
2) По мимике и жестам Николая девушка вполне могла бы догадаться, что тот не собирался уступать ей место. Выберите другой вариант.
3) Это лучший вариант ответа. Культурный человек должен был уступить девушке место в любом случае.
4)Маловероятный вариант, так как нет никаких указаний на то, когда девушка собиралась выйти, тем более дело происходило в экскурсионном автобусе, когда все едут по одному маршруту без остановок.
Ситуация №2.
Утром к Николаю пришел его английский друг Майк, чтобы обсудить их планы на вечер пойти вместе в клуб. Они пообедали, а когда Майк собрался уходить, Николай вручил ему пакет с мусором с просьбой выкинуть его по дороге. Сделав это, Николай попрощался и захлопнул дверь. Вечером Майк не пришел на встречу в кафе, хотя утром они точно договорились. Как вы думаете, чем можно объяснить столь странное поведение Майка?
1) Майк опоздал в клуб, перепутав время.
2) Николай нарушил правила гостеприимства, и Майк обиделся на него, проигнорировав встречу.
3) Майк безответственный человек.
4) У Майка возникла непредвиденная ситуация, о которой он забыл предупредить.
Объяснения:
1) Англичане очень ответственные люди, вряд ли такой варинт возможен, тем более они обговорили точное время. Выберите другой вариант.
2) Это правильный вариант. Это был очень невежливый поступок- попросить выкинуть мусор, в Англии это неприемлемо.
3) Это неверный ответ, англичане очень ответственны.
4) Это неверный ответ, любой англичанин перенес бы неожиданно возникшую встречу или в крайнем случае предупредил бы об изменении планов. Выберите другой вариант.
Ситуация №3.
Николая пригласила в гости на ужин молодая семья. Пока хозяйка занималась последними приготовлениями к ужину на кухне, остальные гости уже сидели за столом. Николай начал накладывать себе еду, думая, что ужин уже начался, раз все сидят за столом. Остальные странно посмотрели на него, но ничего не сказали, весь ужин прошел в некотором напряжении.
Как вы думаете, почему гости смотрели на Николая с некоторым недовольством?
1)Николай поступил невежливо, начав есть, не дожидаясь хозяйку вечера.
2)Хозяева поступили странно. В России хозяйка часто отсутствует за столом, занимаясь приготовлениями на кухне.
3)В поведении Николая нет ничего предосудительного, так как он был приглашен на ужин и не видел причин ждать начала трапезы, так как был голоден.
4)Николай уже видел подобное поведение в других домах, поэтому в его поведении нет ничего необычного, хозяева неправы.
Объяснения:
1)Это правильный ответ. Николаю следовало дождаться всех членов семьи, так как у англичан традиции ужинов неприкосновенны и строго сформулированы.
2)В России действительно наблюдается такое явление, однако в Англии это неприемлемо. Выберите другой вариант.
3)Несмотря на то, что Николая пригласили на ужин, это был ужин не индивидуально для него, а со всей семьей. Несмотря на чувство голода, надо было вести себя согласно правилам приличия. Выберите другой вариант.
4)Николай вряд ли мог видеть такое поведение в других английских домах, так как англичане очень ревностно относятся к соблюдения традиций, в том числе и за ужином. Выберите другой вариант.
Ситуация №4.
Николай участвовал в конференции и, стараясь казаться пунктуальным, пришел на полчаса раньше. Пришедшие вскоре англичане очень удивились, застав в офисе Николая.
Как вы думаете, чем можно объяснить их удивление?
1) Он был одет не по дресс-коду.
2) Николай заигрывал с секретаршей.
3) В Англии приходить на встречи раньше положенного времени столь же неприлично, как и опаздывать на них.
4) Англичане сами опоздали и крайне удивились пунктуальности Николая.
Объяснения:
1) Николай, будучи приглашенным на деловую встречу, вряд ли мог прийти в неподобающем виде. Выберите другой вариант.
2) Вряд ли Николай допустил бы такую бестактность. Выберите другой вариант.
3) В Англии действительно существует правило, по регламенту которого приходить на встречи раньше считается неприличным. Это правильный ответ.
4) Англичане пришли вовремя, так как для них опоздание считается чуть ли не преступлением. Выберите другой вариант.
Ситуация № 5.
Находясь в гостях, после беседы с хозяевами дома и просмотра фотографий, Николай был приглашен на традиционное чаепитие в 5 часов вечера. Николай отказался от приглашения, сказав, что не хочет чай. Хозяева были обижены на него. Чем можно объяснить их обиду?
1) Для англичан чаепитие в 5 часов вечера- священный ритуал, от которого не принято отказываться.
2) Николай ответил отказом в грубой форме.
3) Николай не обосновал свой отказ.
4) Николай отказался от чая, попросив кофе.
Объяснения:
1) Это правильный ответ. Николай проявил бестактность, отказавшись от такого священного для них ритуала.
2) Нет никаких указаний на то, что он ответил в грубой форме. Он просто отказался. Выберите другой вариант.
3) Николай обосновал свой отказ, но это все равно было бы бестактностью. Выберите другой вариант.
4) В данной ситуации Николай ничем не обосновал свой отказ. Выберите другой вариант.
Ситуация № 6.
Знакомый представил Николая своему другу. Пожав новому знакомому руку, Николай сказал «Приятно познакомиться, Браун!», на что мистер Браун недоуменно поднял брови. Чем можно объяснить удивление мистера Брауна?
1) Англичане не допускают фамильярностей в общении. Николай опустил слово «мистер», что было недопустимо при знакомстве.
2) Николай сказал это слишком громко, что прозвучало немного грубо.
3) Николай слишком сильно сжал руку мистера Брауна при рукопожатии, что причинило тому дискомфорт.
4) Николай не представил себя.
Объяснения:
1) Это правильный вариант. При знакомстве слово «мистер»- обязательно.
2) Нет никаких указаний на то, как именно произнес приветствие Николай. Выберите другой вариант.
3) Вряд ли бы легкий дискомфорт вызвал бы такую реакцию со стороны мистера Брауна. Выберите более точный вариант.
4) Нет никаких указаний на то, что Николай забыл представиться. Выберите другой вариант.
Ситуация № 7.
В кругу приятелей Николай начал громко обсуждать политическую систему Англии, сравнивая монархию с демократией. Все присутствующие посмотрели на него с неодобрением и сменили тему разговора. Как вы думаете, чем можно объяснить их неодобрение?
1) В Англии не принято громко говорить.
2) Англичане считают, что критиковать их монархический строй допустимо только для самих англичан.
3) Англичане относятся к Николаю с предубеждением и всячески стараются дискредитировать его самого и предложенные им темы.
4) Они сочли Николая необразованным, поскольку нельзя стравнивать монархический строй с демократией.
Объяснения:
1) В Англии действительно не принято громко говорить, однако вряд ли вся проблема ситуации заключается только в этом. Выберите более точный ответ.
2) Николай допустил бестактность, начав критиковать систему, которая действует многие годы и к которой они относятся с уважением.
3) Вряд ли к Николаю англичане высказывают такое предубеждение, в таком случае он бы вряд ли находился в их компании. Выберите другой вариант.
4) Такой вариант возможен, однако политика-это очень спорный вопрос, в котором нет однозначных ответов. Выберите другой вариант.
Ситуация № 8.
Николай прогуливался по Лондону и вдруг увидел колоритно одетого англичанина с необычной прической. Он попросил его сфотографироваться с ним. Англичанин в свою очередь с негодованием отказался. Как вы думаете, чем причины его отказа?
1) Англичанин очень спешил.
2) У англичан считается неприличным фотографироваться с незнакомыми людьми, как бы экстравагантно они ни выглядели.
3) Англичанин просто не понял просьбу Николая, так как тот разговаривал по-английски плохо.
4) Англичанину не понравился внешний вид Николая.
Объяснения:
1) Нет никаких указаний на то, что англичанин спешил. Выберите более точный вариант.
2) Это правильный ответ. Николай поступи бестактно, своей просьбой он показал, что находит внешний вид англичанина необычным и, скорее всего, смешным.
3) Мы не знаем, как именно Николай объяснил англичанину свою просьбу. Выберите другой вариант.
4) Вряд ли англичанин нашел что-то необычное и отталкивающее во внешности Николая. Выберите другой вариант.
Ситуация № 9.
Николай был приглашен в гости к семье англичан. Придя к ним домой, он разулся и попросил дать ему тапки. Хозяева дома посмотрели на него с удивлением. Как вы думаете, чем оно объясняется?
1) У англичан не принято разуваться при входе и переобуваться в тапки.
2) Николай носил носки разного цвета.
3) Николай был пьян и навел беспорядок, свалив вещи в коридоре.
4) Николай пришел с опозданием.
Объяснения:
1) Это правильный ответ. У англичан в гостях не принято разуваться и тем более просить тапки.
2) Сдержанные англичане не показали бы своего удивления. Выберите другой вариант.
3) Нет никаких указаний на такое развитие ситуации. Выберите другой вариант.
4) Этот вариант возможен, однако просьба Николая предполагает другой вариант.
Ситуация № 10.
Николай встретил на улице своего дальнего знакомого Майкла. Он поздоровался и по-приятельски обнял Майкла и похлопал его по плечу. В свою очередь, Майкл недоуменно отстранился. Как вы думаете, почему?
1) От Николая исходил неприятный запах сигарет.
2) В Англии не принято вторгаться в личное пространство других людей.
3) Похлопывание по плечу доставило неприятные ощущения Майклу.
4) У Николая в руках был стакан с кофе, Майкл побоялся испачкаться.
Объяснения:
1) Мы не знаем таких деталей. Выберите другой вариант.
2) Это правильный ответ. Несмотря на то, что они были знакомы, Николай вторгся в личное пространство Майкла, что недопустимо у англичан.
3) Мы не знаем, какие ощущения могло доставить Майклу похлопывание по плечу. Выберите более точный ответ.
4) Вряд ли бы в ситуации, если бы у Николая был в руках кофе, он сам стал бы обниматься с Майклом.
Применение культурного ассимилятора эмпирически подтвердило, что он являются эффективным методом оптимизации межкультурного взаимодействия, так как позволяет:
— сформировать изоморфные атрибуции и с их помощью лучше понять представителей других культур;
— уменьшить использование негативных стереотипов;
— заменить упрощенное понимание чужой культуры более дифференцированным;
— повысить удовлетворение от общения у представителей обеих взаимодействующих культур;
— лучше адаптироваться к новой культурной среде, к повседневным стрессам.
И учащиеся, которые составляли культурный ассимилятор, и те, кто обучались по уже составленному сборнику ситуаций, отмечают, что данная работа помогла лучше понять культуру Англии, а значит и сам язык, внесла интерес в рутинный процесс.
Литература
- Елизарова Г.В. Культурологическая лингвистика (Опыт исследования одного понятия в методических целях). СПб.: Бельведер, 2000.
- Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие. М.: Логос, 2000.
- Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 1999.
- Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.
- Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа М, 2004.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2004.
- Тангалычева Р.К. Этнокультурная коммуникация // Основы теории коммуникации. Часть 2. СПб., 2006.
- Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. М.: Инфра М, 2007.
- Холл Э. Как понять иностранца без слов. М.: Вече, 1997.