Интегрированный урок как средство реализации требований ФГОС в старшей школе
Автор: Наталия РОТАНОВА (Васильева) | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Пятница 13 июля 2018Идея проведения интегрированного урока возникла у меня в процессе работы над Российско-Шотландским проектом 10 класса с шотландскими школьниками в рамках нашей общей ежегодной проектной программы “Similarities in diversities”. Нам стало интересно, а пользуются ли шотландские школьники мнемонической техникой при запоминании физико-математических формул и решении задач по данным предметам. В процессе обсуждения и выбора темы проектной работы мы с интересом узнали, что шотландские школьники также пользуются мнемоникой на уроках, и их, в свою очередь, заинтересовало насколько различны или схожи логические связи в запоминании тех или иных формул – «what little tricks Scottish and Russian pupils may have to remember arithmetic numbers or combinations. It would be interesting to see if the Russian tricks were identical to the Scottish ones”.
настроение: Жизнь удивительна и прекрасна! Я верю в лучшее в людях… Желаю всем добра, любви, терпения и мирного неба над головой.
ключевые слова: глобальность проблем, интегрирующий характер, формирование мировоззрения, формированию целостного взгляда на мир, критерии эффективной реализации интегрированного урока, функции интегрированных уроков, мнемонические правила, формирование УУД
город: Екатеринбург
Мы вступили в третье тысячелетие. Это время глобальных перемен, не только во всем мире, но и в жизни России. Это период интеграции нашей страны в мировое сообщество, период усиления влияния глобальных проблем современного мира на все человечество, когда мы всё сильнее ощущаем причастность ко всему, что происходит на земле.
Социальные, экономические, экологические проблемы сегодня приобретают глобальный характер. Глобальность проблем современного общества не только создает угрозу всему человечеству, но также оказывает интегрирующий характер на формирование современной личности, заставляет нас осознавать общность не только природных, социальных и политических явлений, но и в различных областях знаний, формирует новый тип мировоззрения.
Формирование мировоззрения — главное в обучении. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Опираясь на опыт других педагогов и используя свой собственный в области международных школьных проектов, о котором я уже ранее писала в статье «Реализация требований ФГОС через участие в международных школьных проектах» (https://iyazyki.prosv.ru/2015/11/creative-project/), я попытаюсь объяснить актуальность проведения интегрированных уроков, каким образом они вписываются в канву моей проектной международной деятельности, каковы их цели и задачи и основные признаки.
Сегодняшняя жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, патриотизм, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Одним из новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.
Сейчас в интернете, на сайтах педагогов очень много видео и «методических разработок» различных видов «интегрированных» уроков. На самом же деле, это не что иное, как физика на английском или математика на английском и т.д., но такие уроки не имеют ничего общего с интеграцией, и никакого отношения не имеют к интегрированному уроку. В реальности происходит элементарная подмена понятий. Что же на самом деле представляет собой интегрированный урок? Где границы между би-лингвальным и интегрированным уроком, попробуем разобраться. Когда передо мной встала задача проведения интегрированного урока, я занялась поиском и изучением литературы по этому вопросу. Так, например, в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока» приводится следующее определение: «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области». Традиционно, понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у учеников целостного представления об окружающем мире (исходя из такого раскрытия этой категории, интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общего фундамента взаимопроникновения знаний (в таком понимании интеграция является средством обучения). Таким образом, интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов [1].
Несомненно, многие педагоги владеют понятиями из теоретической базы, но не многие учитывают критерии эффективной реализации интегрированного урока, такие как:
- активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;
- вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
- развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;
- формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;
- формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.
Для успешной реализации интегрированного обучения необходимо понимать функции интегрированных уроков.
- Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
- Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
- Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
- Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
- Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
На интегрированном уроке есть возможность показать значимость приобретенных знаний и умений, полученных на одном уроке в совершенно другой области.
Изначально идея проведения интегрированного урока возникла у меня в процессе работы над Российско-Шотландским проектом 10 класса с шотландскими школьниками в рамках нашей общей ежегодной проектной программы “Similarities in diversities”.
Цель проекта: поиск общих, универсальных способов решения различных предметных задач, как для российских школьников, так и британских. Мы выбрали учебный предмет физика. Таким образом, предметом наших исследований стали мнемонические правила, применяемые при запоминании физических и математических формул.
Объект исследования: универсальные способы решения различных учебных задач.
Нам стало интересно, а пользуются ли шотландские школьники мнемонической техникой при запоминании физико-математических формул и решении задач по данным предметам. В процессе обсуждения и выбора темы проектной работы мы с интересом узнали, что шотландские школьники также пользуются мнемоникой на уроках, и их, в свою очередь, заинтересовало насколько различны или схожи логические связи в запоминании тех или иных формул: “what little tricks Scottish and Russian pupils may have to remember arithmetic numbers or combinations. It would be interesting to see if the Russian tricks were identical to the Scottish ones”.
Продуктом данного проекта явились презентации по мнемоническим правилам, применяемых в различных учебных предметах, которыми наши ребята и шотландские школьники обменяются в конце проектной работы и создадут совместный Российско-Шотландский буклет “Russian-Scottish Mnemonics – Memory Anchors” («Российско-шотландские мнемонические правила – якоря памяти»).
Таким образом, данный интегрированный урок явился одним из этапов нашего совместного международного проекта и способствовал формированию и развитию таких метапредметных навыков и умений как:
- развитие мотивации к изучению предметов английский язык и физика (личностные УУД);
- формирование и развитие компетентности в области использования современных информационно-коммуникационных технологий, а также технологии самообразования учащихся (этот компонент выделяется и в УУД) и проектной;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- умение использовать и применять собственный опыт в решении учебных задач;
- умение осознанно использовать иноязычные речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владеть устной, письменной речью и монологической контекстной речью;
- умение планировать и регулировать свою творческую деятельность.
При подготовке данного урока мы старались соблюсти все критерии эффективной реализации интегрированного урока, а именно:
- наличие методов проблемного обучения (развитие у учащихся исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение) благодаря которым происходит активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;
- продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
- активизация познавательной и творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса;
- вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
- формирование у учащихся современных представлений о целостности картины мира;
- формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий через самостоятельный поиск (опрос одноклассников, родителей, собственный опыт, интернет ресурсы), отбор наиболее и менее популярных мнемонических правил в математике и физике, перевод их на английский язык, создание презентаций представляющих мнемоническое правило и умение представить данное правило, грамотно выразить свои мысли иноязычными языковыми средствами, решить задачу по физике с применением того или иного правила, придумать собственное правило при решении той или иной задачи, осознание единства способов запоминания физико-математических формул.
Список литературы:
- Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.
- Кульневич С. В., Лакоценин Т.Т. «Анализ современного урока» Издательская программа «Педагогика нового времени» -Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2002. — 224 с. Соа