«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Listening is a skill, not a gift! (к вопросу обучения аудированию на примере пособия «Enterprise. Listening Tests» издательства Express Publishing)

Понедельник 2 июля 2018

020718Многие преподаватели иностранного языка в своей педагогической практике сталкивались с таким явлением: ученик прилежно учится, прекрасно читает и переводит аутентичные тексты, распознает и правильно употребляет лексико-грамматические единицы, но плохо воспринимают на слух аудиоматериал, особенно когда он представлен в   исполнении носителей языка. Можно объяснять такой диссонанс отсутствием или, наоборот, присутствием  «предрасположенности» к аудированию, связывать этот факт с наличием или отсутствием музыкального слуха, а можно подойти к данной проблеме с практической точки зрения, рассматривая восприятие на слух иноязычной речи как умение и навык, который нужно обязательно формировать и развивать.

 

 

настроение: воодушевлённое

ключевые слова: аудирование, УМК «Enterprise: Listening Tests», обучение английскому языку

город:   Ростов-на-Дону

Современные российские и зарубежные издательства, в основном, предлагают учебные пособия по развитию умений  аудирования определенного уровня, очень часто они ориентированы на подготовку к итоговым аттестациям в школе  или к международным экзаменам (IELTS, TOEFL, Cambridge Exams). В данной статье речь пойдет об уникальном ресурсе, который позволяет формировать и развивать восприятие на слух иноязычной речи последовательно и планомерно, от  начального (А1) до выше среднего (В2) уровня, тем самым расширяя границы и возможности его использования.

Пособие «Enterprise: Listening Tests» издательства Express Publishing формально является сборником тестов по аудированию ко всем уровням УМК «Enterprise». Оно состоит из трех (А, В, С) разделов, где раздел А – сами тесты (Listening Tests), раздел В – ответы к ним (Key to Listening Tests) и раздел С – печатная запись тестов (Tapescripts for  Listening Tests). Соответствуя уровням курса, «Enterprise: Listening Tests» включает в себя тесты для уровней Beginner (A1+), Elementary (A2), Pre-Intermediate (B1), Pre-Intermediate Plus (B1+), Intermediate (B2). Книгу тестов сопровождают два диска с записью аудиоматериала в исполнении носителей языка.

020718_1

Одно из главных достоинств данного ресурса лежит на поверхности, то есть, в его оформлении. Все тесты пособия (а всего их 44) представляют собой  «photocopiable material», или, другими словами, специально оформленный материал для копирования в учебных целях. Более того, каждый тест сопровождает удобная таблица для проверки, где ученик пишет свое имя, группу/класс, дату и даже оценку. Задания тестов предполагают возможность самооценки или оценки в парах, и это не только существенно упрощает учебный процесс, но и снимает вопрос субъективности/объективности оценивания результатов.

Пособие «Enterprise: Listening Tests» издательства Express Publishing предлагает разнообразные по форме и жанрам тексты для прослушивания как в монологической, так и в диалогической речи, с различной прагматичной и коммуникативной направленностью: прогноз погоды, интервью с писателем или ученым, обсуждение программы теле- и радиопередач, бытовой диалог в магазине, диалог у доктора, сообщение/рассказ об известном ученом, рекламный текст об отпуске, инструкции поведения в общественном месте, репортаж с места событий, обсуждение-обмен мнениями о фильме, диалог-побуждение о совместном вечере и другие разновидности перечисленных жанров. Очень важно, что жанровое многообразие соответствует требованиям к аудиотекстам в разделе «Аудирование»  итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Так, при проведении  Основного государственного экзамена (ОГЭ) по английскому языку в 9 классе используются тексты, «относящиеся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ)» и разные «несложные аутентичные прагматические тексты (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач, объявления на вокзале / в аэропорту)». А если мы обратимся к современным требованиям ЕГЭ по английскому языку в 11 классе, то они подразумевают следующую «жанрово-стилистическую принадлежность текстов, используемых в разделах «Аудирование»: высказывания собеседников в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, прагматические (объявления) и публицистические (интервью, репортажи) аудиотексты».

Стоит отметить логичное «усложнение» жанровых форм от начального к последующим уровням пособия. Так, на базовом уровне (A2) чаще встречаются краткие высказывания информационно-прагматического характера, на повышенном уровне (В1) — беседа или высказывания в стандартных ситуациях повседневного общения, а уже на   высоком уровне (В2) —  интервью, развернутые тематические высказывания, репортажи.

Однако жанровое соответствие итоговому тестированию является не единственным  плюсом пособия «Enterprise: Listening Tests». Очень важно, что сам аудиоматериал был тематически хорошо подобран, отвечая интересам и увлечениям современного подростка. Благодаря этому ученики могут прослушать интервью с известным автором «поттерианы» Джоан Роулинг (стр.9), познакомиться с инструкциями поведения в сафари-парке (стр.20), узнать много нового о Древнем Египте (стр. 27) и познавательного об Исааке Ньютоне (стр. 33), открыть для себя новую информацию о природе вулканов (стр. 46). Приведу пример из практики: в тесте о Древнем Египте для многих учеников стало открытием сообщение о положении женщин в египетском обществе. Более того, в записи теста, представляющего собой монолог учителя, это удивление обыгрывается и интонационно, и вербально: «What about women in Egyptian society? What was their position? No, quite the opposite. They were equal to a man…that’s very interesting, isn’t it? They had the right to do business, own land and get a divorce if they didn’t get along with their husbands. Amazing, huh? ».

На основе тематически интересного материала легче формируется, развивается, а затем и «оттачивается» умение восприятия на слух иноязычной речи. При этом авторы используют разнообразный формат заданий, который также соответствует и формату международных экзаменов, и формату итоговых аттестаций российской школы. Если мы соотносим задания пособия с форматом международных экзаменов, то можно выделить следующие типы: «Multiple choice» (нужно выбрать правильный вариант ответа из трех предложенных), «Sentence completion» (во время прослушивания необходимо заполнить представленные в задании пропуски услышанными словами), «Multiple matching» (соотнесение услышанных высказываний с представленными утверждениями), «True/False tasks» (нужно отметить верное/неверное высказывание). В случае соотнесения заданий с требованиями итоговых экзаменов российской школы, то можно охарактеризовать их посредством описания проверяемых умений: понимание основного содержания несложных звучащих аутентичных текстов; выборочное понимание необходимой/запрашиваемой информации в несложных звучащих аутентичных текстах; полное понимание текстов монологического и диалогического характера в наиболее типичных ситуациях повседневного и элементарного профессионального общения.

    Отдельно стоить отметить формирование такого важного умения в аудировании, как способность отделять главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты. Чаще всего оно встречается в заданиях «Sentence completion», «Multiple choice»  и может предполагать разную степень понимания текста. И если на первых уровнях тестов (соответственно Enterprise Beginner – Elementary) тексты позволяют однозначно и с легкостью выделить запрашиваемую информацию, которая может быть элементарно представлена в виде контактных данных человека, названий улиц, времени посещения, то,  начиная со среднего уровня (соответственно Enterprise Pre-Intermediate Intermediate), задача усложняется обилием подробностей и деталей, которые необходимо отсечь и не принимать в расчет.

     Приведу пример задания «Multiple choice» уровня Intermediate (В2), когда ученик, слушает следующую часть интервью с ученым о природе вулканов: «Well, volcanoes are a very powerful natural phenomenon. And of course they can cause a village with hundreds of people to disappear in seconds. But for me, what is most amazing about them is the fact that they can erupt at any time, without any warning…». Задание к данному отрывку выглядит следующим образом, правильный ответ выделен:

«The most striking thing about volcanoes is the fact that

  1. they can kill a large number of people very quickly.
  2. you never know when they will erupt.
  3. they have enormous power».

Обратившись к тексту записи, мы увидим, что все варианты фигурировали в высказывании, но ученик просто должен правильно и полностью понять смысл высказывания, используя также компенсаторные навыки перифраза и понимания через контекст. Этим важным навыкам с точки зрения изучения иностранного языка надо также учиться, прослушивая тесты пособия, и затем анализируя правильный выбор ответа. Конкретно в данном примере стоит обратить внимание ученика на синонимическую пару «amazing — striking» , а также одинаковую грамматическую модель (превосходная степень прилагательного, конструкция «…is the fact that»), которые могут «подтолкнуть» и направить на правильный ответ.

    Как уже говорилось, в пособии «Enterprise: Listening Tests» представлены диалоги стандартных коммуникативных ситуаций, и очень важно, что языковые конструкции в них (реплики и восклицания) взяты из современного, «живого» языка. Прослушивая материал тестов для аудирования ученики регулярно встречают разговорные фразы, которые в дальнейшем  с легкостью могут быть использованы в ситуациях «спонтанного диалога»,  в корректном выражении своего отношения к услышанному: «It sounds perfect!» (Enterprise 1, test 2), «…but thank goodness» (Enterprise 2, Mid-Term test), «…but why on Earth did you want..» (Enterprise 2, test 7), «well, it makes sense» (Enterprise 2, Exit test), «Let’s not overreact» (Enterprise Plus, test 3) «Have you any idea what went wrong? » (Enterprise 4, test 1).

В завершении статьи хотелось бы с уверенностью сказать: как бы ни был одарен или предрасположен к обучению иностранным языкам  ученик, он не сможет их выучить без регулярной практики всех видов речевой деятельности, среди которых аудирование является своего рода фундаментом обучения. Пособие «Enterprise: Listening Tests» издательства Express Publishing поможет учителю не только проверить этот «фундамент» на прочность, но и укрепить для дальнейшего успешного и эффективного обучения!

Список использованной литературы:

  1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ — http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory.
  2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена  по ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ —http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory.
  3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций  для проведения единого государственного экзамена  по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ — http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.
  4. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году  единого государственного экзамена  по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ- http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.
  5. Virginia Evans – Jenny Dooley. Enterprise: Listening Tests. Express Publishing, 2006.
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.