ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» (с использованием пособия «Звезды моего города» и интернет-портала «City Stars»)
Автор: Радислав МИЛЬРУД | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Среда 8 августа 2018О важности формировании исследовательских умений учащихся
Конкретизируя положение Закона об образовании, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования устанавливает, что программа исследовательской и проектной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий. Эти действия нужны школьникам для решения личностно и социально значимых задач, а также нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий с обязательной презентацией полученных результатов.
настроение: увлечённое
ключевые слова: исследовательская деятельность, элективный курс, «Английский для исследователей»
город: Тамбов
Как следует из ФГОС, программа развития у учащихся умений учебно-исследовательской и проектной деятельности должна помочь школьникам:
— развить у себя способности применения полученных знаний, умений и навыков, для решения познавательных и практических задач;
— овладеть практическими приемами проектной и исследовательской работы;
— научиться индивидуальной и групповой деятельности в рамках работы над учебно-исследовательскими проектами.
ФГОС требует, чтобы программа учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников содержала:
1) цели, задачи и основные направления исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, описание принципов проектно-проблемной модели обучения;
2) планируемые результаты исследовательской и проектной деятельности учащихся;
3) формы организации исследовательской и проектной работы учащихся;
4) методику и инструментарий мониторинга выполнения учащимися исследовательских и проектных работ, критерии их оценки и представления итоговых результатов.
Создавая рекомендательную основу для претворения в жизнь статьи Закона об образовании и положений ФГОС, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа) уточняет содержание междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Как следует из этого рекомендательного документа, выпускник основной школы научится:
— планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
— выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
— распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
— использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контраргумент, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
— использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
— использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
— ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
— отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
— видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Курс видеолекций к пособию «Английский для исследователей»
Выпускник с повышенными способностями к исследованию получит возможность научиться:
— самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
— использовать догадку, озарение, интуицию;
— использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
— использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
— целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
— осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Цели и задачи пособия «Английский для исследователей»
Целью пособия «Английский язык для учащихся-исследователей» является развитие у учащихся старшей школы и профессиональных колледжей познавательно-исследовательских умений, необходимых для всестороннего развития личности.
Задачи пособия включают:
— всестороннее развитие личности учащихся,
— создание условий для выбора ими индивидуальной познавательной траектории,
— формирование познавательно-исследовательских умений,
— достижение личностных, метапредметных и предметных результатов школьного образовательного курса в соответствии с ФГОС.
Общая характеристика пособия
Пособие «Английский для исследователей» представляет собой модульный образовательный курс для учащихся, проявивших склонность к учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также достигшие продвинутого уровня овладения английским языком. По своему содержанию этот элективный курс является межпредметным, сочетая в себе возможности для проведения ученических исследований и осуществления школьных исследовательских проектов, как в рамках одной преподаваемой дисциплины, так и в междисциплинарных областях знаний. Пособие является многоцелевым, поскольку оно направлено на решение задачи расширения и углубления теоретических знаний и практических компетенций учащихся не только в предметной области исследования, но и в повышении уровня их коммуникативной компетенции на английском языке.
Пособие может изучаться как индивидуально, так и в группе, что подразумевает сочетание коллективных и индивидуальных способов выполнения заданий.
Использование пособия «Английский для исследователей» в элективном курсе
Как указано в Примерной основной образовательной программе, к компетенции образовательной организации в системе среднего (полного) общего или профессионального образования относится освоение учащимися междисциплинарных программ. В соответствии с этим положением, элективный курс «Английский язык для учащихся-исследователей» является составной частью разрабатываемой образовательным учреждением общей программы воспитания и развития школьников и формирования у них универсальных учебных действий, к которым с полным правом относятся учебно-исследовательские и проектные умения школьников. Разработка, согласование и утверждение подобных элективных курсов осуществляется на уровне регионе. На элективный курс «Английский язык для учащихся-исследователей» из базисного учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательного процесса, выделяется 38 (36+2) академических часов на учебный год.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса «Английский язык для учащихся-исследователей»
В соответствии с ФГОС, элективный курс «Английский язык для учащихся-исследователей» направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Эти результаты, с одной стороны, соответствуют достижениям учащихся основной школы, планируемым Федеральным государственным образовательным стандартом, а с другой стороны они отражают специфику элективного курса. Личностные, метапредметные и предметные результаты элективного курса «Английский язык для учащихся-исследователей» представлены в таблице:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Гражданская идентичность и позиция в решении исследовательских проблем. | Умение выбрать тему исследования с учетом познавательных интересов и индивидуальных возможностей, а также социальности значимости проблемы. | Практическое владение английским языком, как средством учебно-исследовательской и коммуникативной деятельности для решения задач исследования. |
Активное личностное самовыражение в исследовательском проекте. | Выбор собственной индивидуальной образовательной траектории личностного развития. | Коммуникативное умение выразить собственное мнение, отношение, позицию в устном и письменном сообщении на английском языке, изложить результаты своего исследования в форме аннотации и публичного выступления. |
Активное отношение к учению и образованию посредством исследовательском деятельности. | Планирование и выбор содержания и способов исследовательской деятельности | Использование английского языка в исследованиях по междисциплинарным проблемам. |
Мировоззрение и научное мышление в реализации задач проектной деятельности. | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать критерии, находить причинно-следственные связи. | Устные и письменные сообщения на английском языке с описания своего научного подхода и доказательства полученных выводов. |
Толерантность и доброжелательность к участникам проектной деятельности и научным оппонентам. | Оценка правильности решения задачи исследования у себя и других. | Написание рецензии на английском языке на ученические научные исследования. |
Моральное сознание и ответственность за полученные результаты исследования, добросовестность и самостоятельность текста проекта и выводов. | Осознание научной и социальной актуальности проблем, выбранных для ученического исследования.
|
Доказательство значимости и достоверности исследования с помощью логического рассуждения на английском языке |
Сотрудничество в проектно-исследовательской деятельности. | Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и контраргументировать. | Коммуникативные умения публично обращенной речи и презентации результатов исследования с ответом на вопросы, участие в научной дискуссии и дебатах. |
Активная личностная позиция в выборе направления и содержания исследования. | Смысловое чтение с осмысленным и структурированным извлечением информации. | Умение находить релевантную информацию по теме исследования. Поисковое чтение специальной литературы. |
Технологическое мышление, интерес и активное отношение к инновационным технологиям в окружающем мире. | Активное и целенаправленное применение новых технологий в учебно-исследовательской деятельности. | Готовность к проведению исследований технологического содержания на английском языке. |
Экологическое сознание и отношение к природе в исследовательской деятельности. . | Осознание значимости тем экологического содержания и противодействия насилию в природе и обществе | Готовность к проведению исследований экологического характера (природа, общество, человек) |
Усвоение ценностей семейной жизни и общества посредством исследовательской деятельности. | Личностное осмысление значимости проблем семьи и общества в своей жизни. | Готовность к исследованию на английском языке проблем социального содержания. |
Эстетическое сознание и творческая деятельность в ходе реализации исследовательского проекта. | Осознание междисциплинарных связей эстетического характера, гуманитарная образованность. | Готовность к исследованиям на английском языке проблем культурно-эстетического содержания. |
Активная интеграция в интернет-пространстве, использование информационных ресурсов. | Формирование и развитие компетентности в ИКТ, осознание проблемы информационных угроз и вызовов интернет-среды. | Активное использование ресурсов интернет в целях исследования |
Здоровый и безопасный образ жизни и соблюдение правил информационной безопасности в интернет-пространстве. | Социальная компетенция учащихся, осознание возможностей и вызовов окружающей среды, адаптивные умения. | Готовность к презентации материалов проекта по проблемам здоровья и безопасного образа жизни. |
Предполагаемые результаты элективного курса «Английский язык для учащихся-исследователей» в наиболее общем виде описывают планируемые целевые установки совместной деятельности учителя и учащихся. Учитывая интерактивный характер этого элективного курса, предполагаемые результаты обучения уточняются в каждом индивидуальном случае.
Содержание разделов пособия «Английский для исследователей»
Пособие состоит из трёх частей («книг»), каждая из которых состоит из шести разделов. Покажем структуру содержания элективного курса более подробно.
Книга 1 (Book 1) – первый раздел элективного курса «Английский для исследователей» («English for Research Students») — содержит следующие темы:
— понятие «исследование», где учащихся знакомятся с видами поисковой деятельности, которые можно отнести к способам решения исследовательских задач разного типа, включая бытовые ситуации;
— области исследования, где школьники изучают различные области научной деятельности и человеческого знания;
— исследовательские неудачи, где учащихся узнают о причинных исследовательских неудач и учатся их предупреждать в своей работе;
— цели исследования, где школьники получают представление о целях научной работы и учатся ставить цели своего ученического исследования;
— заявка на исследование, где начинающие ученые знакомятся с формами заявки на исследование и учатся писать заявку на исследовательский проект;
— организация исследования, где учащиеся осознают важность организации научной работы и учатся регулировать осуществление своего проекта.
Книга 2 (Book 2) – второй раздел пособия «Английский для исследователей» («English for Research Students») – предлагает начинающим исследователям следующие темы:
— гипотеза исследования, где школьники знакомятся с понятием «научная гипотеза» и учатся формулировать предположения в своем исследовании;
— план исследования, где учащиеся осознают важность планирования исследовательского проекта и приобретают первичные умения разработки плана научного проекта;
— методы исследования, где школьники знакомятся с методами научного познания и учатся применять их в исследовательской практике;
— обзор литературы, где будущие ученые получают представления о способах обработки прочитанных научных источников и учатся критически анализировать полученные знания;
— анализ данных, где учащиеся узнают о разных формах научных данных и получают первичные умения получать экспериментальные данные в своем исследовании;
— формулирование выводов, где школьники получают первичные умения формулировать выводы на основании проведенного собственного исследования проблемы.
Книга 3 (Book 3) – третий раздел пособия «Английский для исследователей» («English for Research Students»») – направлен на изучение следующих тем:
— написание аннотации, где учащиеся знакомятся со способами кратко обобщать результаты исследования и получают первичные умения аннотировать текст исследовательского характера;
— разработка научного доклада, где школьники получают представление о докладе, как жанре научной литературы и у них формируется первичное умение готовить письменный научный доклад;
— подготовка презентации, где учащиеся знакомятся со способами наглядной организации материала с помощью информационно-коммуникационных технологий для публичного выступления и приобретают первичные умения презентации результатов своего научного проекта;
— участие в дискуссии, где начинающие исследователи готовятся участвовать в научной дискуссии и получают первичные умения принимать участие в дебатах по своей исследовательской тематике;
— публикация материалов своего исследовательского проекта в интернет, где школьники узнают о способах и формах размещения своих научных материалов в сети и приобретают первичные умения публиковать результаты своего исследования с соблюдением правил информационной безопасности и этики;
— оценивание научного исследования, где учащиеся знакомятся со способами и критериями оценки своего и чужого научного осмысления, получая первичные умения объективного и доброжелательного критического анализа осуществленного исследовательского проекта.
Работа над пособием «Английский для исследователей» («English for Research Students») завершается итоговой научной конференцией учащихся с презентацией выполненных исследовательских проектов и научной дискуссией между всеми участниками, включая докладчиков и слушателей. Итоговая научная конференция может проходить в режиме online. Итоговая научная конференция является формой контроля достижения учащимися запланированных личностных, метапредметных и предметных результатов элективного курса. Дополнительной формой контроля достижения запланированных результатов служит портфель достижений учащихся-исследователей.
Пример исследовательского проекта для учащихся на материале УМК «Звезды моего города» (11 класс)
На материале УМК «Звезды моего города» для основной и старшей школы можно предложить немало интересных исследовательских проектных заданий, которые учащиеся смогут выполнить как индивидуально, так и в группе. Особенно большие возможности для исследовательской деятельности создаёт уникальный интернет-портал «City Stars» http://citystars.prosv.ru/ Развивающий потенциал портала объясняется тем, что по авторской концепции, интеллектуальное развитие современного молодого человека невозможно без умения создавать знания. Для этого материалы интернет-портала содержат немало кейс-заданий, выполняя которые, учащиеся обретут необходимые умения проектной деятельности. На портале учащиеся и учителя найдут целую серию учебно-исследовательских проектов. Приведём один пример из материалов интернет-портала «City Stars» к пособию «Звезды моего города»:http://citystars.prosv.ru/content/children/11/2/ (см. интернет-портал, модуль 1 для учащихся 11 класса в разделе «My Moscow Extra»).
Задания в этом разделе разработаны так, что выполняя их последовательно, учащиеся приобретают важные учебно-исследовательские умения. Поясним, что все задания в интернет-портале выполняются в режиме онлайн и учитель имеет возможность проверить и оценить работу учащихся, как в классе, так и удалённо.
Итак, покажем технологию работы.
Вначале, школьники отвечают на вопрос:
How do you think the Internet can enable you to study better?
You may work in groups. You will have to do some additional Web search. Compare your findings with your partners’ results.
Далее, старшеклассники изучают конкретные случаи, сравнивая ответы свои и товарищей:
Match the statements about the role of Internet with your own position “Agree”, “Disagree” or “Undecided”.
1) The Internet helps students to learn. | Agree |
2) The Internet distracts school students from their studies. | Agree |
3) The Internet makes users feel addicted to it. | Agree |
4) The Internet helps learners study in social networks. | Agree |
5) The Internet offers us useful sources of information. | Agree |
6) The Internet offers school students harmful information. | Agree |
7) The Internet is not safe and “knows” our personal data. | Agree |
8) The Internet lets students publish information for others. | Agree |
После этого, участники проектной деятельности обобщают результаты в кратком отчёте:
Think and list three reasons why people use the Internet 1___ 2___ 3 ____ . Then write a short summary of your findings (75 words).
Далее, исследование проводится на материале конкретной школы, где обучаются исполнители проекта:
Mark the following statements as True / False (T/F) and explain.
In my school, by connecting to the Internet, I can:
— become more independent and active in my studies | |
— get more knowledge in addition to the course-book | |
— get higher scores in the tests | |
— hear new and interesting information from my classmates | |
— learn about different viewpoints on various issues | |
— communicate with my peers from home and do joint projects | |
— do additional training and testing tasks of my choice | |
— do my homework faster and easier | |
— find the answer to a question during the lesson using a mobile device | |
— say that with the Internet learning gives me more joy |
Далее, участники, накопив определённый опыт и набрав немало фактов по теме проекта, знакомятся с результатами аналогичного исследования:
Read the results of the research done in one of the Moscow schools into the use of the Internet by students for their learning. Then write (75 words) what applies to you and your classmates and what does not apply. You may first have to ask your peers a couple of quick question.
The research has made it clear that the majority of students believed the Internet was a useful educational tool. Only a very small amount of participants stated that they were not able to use it for educational purposes. There were certain areas where students felt comfortable when using the Internet for learning. All the students were unanimous that the most convenient were the online search engines. 95% or students were using the search engines easily and efficiently to prepare for their lessons. Some 60% stated that they used social websites to share knowledge with friends and to talk about school subjects. A little less than 40% claimed that they could easily use the Internet to download the necessary files and pictures. About 20% of the participants stated that they used e-dictionaries, e-encyclopedias and online translation tools to help them write their homework and do their projects. Unfortunately, less than 10% of the participants said they were good at using blogs, wikis and e-learning portals to broaden their knowledge. It turned out that neither students nor teachers could really cope with e-learning portals efficiently. Unfortunately, only a few school students had their own websites where they published the results of their learning activities and shared interesting materials.
Наконец, участники учебно-исследовательского проекта проводят свой собственный интернет-опрос, пользуясь предлагаемыми возможностями:
Write some questions and give the answer options (Yes/No) for the opinion poll among your peers on the use of the Internet for study purposes. To hold an opinion poll, go to http://pollbagel.com/?gclid=CLCctseystICFUVfGQodTuQAYw Share the results with the peers and present findings on your own website.
После того, как школьники познакомились с всесторонней информацией по теме проекта, познакомились с примером выполнения аналогичного проекта и провели собственное мини-исследование, им предлагается суммировать результаты в докладе или презентации, которую они могут опубликовать на интернет-сайте или использовать для публичного выступления на школьной конференции:
Now, summarize your findings in the report/presentation, publish it on the Internet site and share it in class.
Заключение
Предлагаемое пособие «Английский для исследователей» вместе с пособием «Звезды моего города» и интернет-порталом «City Stars» является уникальным комплексным ресурсом, который поможет учащимся основной и старшей школы овладеть умениями осуществлять собственное исследование, расширять границы своей коммуникативной компетенции, накапливать опыт исследовательской деятельности и развивать свои интеллектуальные умения с помощью творческих задач, интересных материалов и информационно-коммуникационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
Мильруд Р.П. Английский для исследователей. М., Просвещение. 2018.
Ссылка для доступа к видеолекциям:
http://citystars.prosv.ru/content/teachers/10/4/
Мильруд, Р.П. … Звезды моего города. М., Просвещение. 2017.
Ссылка для доступа к интернет-порталу: http://citystars.prosv.ru/