КОЛЛАЖ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор: Светлана РЯБЧИНСКАЯ | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Среда 15 августа 2018
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения является творческая деятельность, в том числе с использованием нетрадиционных техник, способов и форм её организации. Метод коллажа позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире. Метод коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов.
The formation of creative personality, its most complete disclosure is the most important task of pedagogy at the present stage. Creative activity, including the use of non-traditional techniques, methods and forms of its organization, is an effective means of its solution. Collage method allows you to remove the pattern perception, to expand the range of search for harmony and contrasts in the world. The collage method is aimed at removing the limitations of perception concerning the color, shape, texture and texture of objects.
ключевые слова: Коллаж; нестандартные уроки; интерес; гармония. Collage; non-standard lessons; interest ; harmony.
настроение: Творческое
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения является творческая деятельность, в том числе с использованием нетрадиционных техник, способов и форм её организации.
Метод коллажа позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире. Метод коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов.
Структура метода коллажа и его функции находятся в прямой зависимости. Метод коллажа выполняет такие функции как приращение новых знаний в процессе приобретения опыта творческой деятельности, регуляция познавательных и творческих процессов, установление последовательности, характера учебно-творческих действий. Данные функции метода коллажа – познавательная, нормативная и инструментальная – определяют и его структурные компоненты.
Коллаж как вспомогательное творческое средство обладает специфическими выразительными свойствами, а процесс его создания многими развивающими, образовательными и воспитательными функциями, особенно в работе с обучающимися.
Занятия коллажем развивают не только умения и навыки обучающихся, но и формируют образное мышление и восприятие, заставляют обучающегося по новому взглянуть на привычные предметы и материалы и на их основе создавать свой собственный образ, развивать творческие способности и коммуникативные навыки
Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
В искусство коллаж был введён, как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.
На уроке очень часто прибегают к технике коллажа для обобщения какой-то определенный темы, например; «Моя семья», «Мебель», «Продукты питания» и т. д., так как смотрится он необычно и ярко, что способствует зрительному запоминанию объектов расположенных в коллаже.
Картинки, картон, ножницы и клей – из этого можно сделать остроумный коллаж. Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, использованные билеты, чеки, газеты, старые письма, ноты, карты. Можно добавить в коллаж бисер, пуговицы, кружева, бусины, сухие цветы и листья, старинные фото, стразы. Сделают коллаж объёмным монеты, гвозди, мелкие детали различных механизмов, верёвки, салфетки, цветная и гофрированная бумага, картон.
Основные этапы работы при создании коллажа:
1. Выбрать тему коллажа и подготовить материал.
2. Сбор материалов для создания коллажа.
3. Создать проект коллажа на бумаге, предварительно нарисовав его.
4. Выбрать фон.
5. Вырезать различные фрагменты изображений, например, из газет и журналов.
6. Наклеить их вместе на лист бумаги для создания единой картинки.
7. Добавить объемные украшения.
Работа над коллажем может быть как индивидуальной, когда каждый участник делает свой коллаж, так и групповой, когда группа из 2-4-6 человек делает единый коллаж на определённую тему.
В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму.
Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и своё понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие.
Целями составления коллажей являются:
• получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность;
• выразить своё отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, своё понимание темы;
• развить художественные способности и повысить самооценку; чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей;
• проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;
• в групповом коллаже осознание своих партнёров по поведению в группе, социальных ролей, установок.
При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.
Работа в этой технике не только благоприятно влияет на внутренний мир человека и отвлекает от проблем, но и помогает справиться с ними. Работая с предметами из своего окружения, взяв их форму, цвет и фактуру, мы наделяем их новым содержанием, смыслом, настроением, эмоциями, т.е. создаем новую счастливую реальность. А значит, учимся мыслить нестандартно, креативно, иначе решать стоящие перед нами задачи, которые подкидывает нам жизнь
Самое замечательное, что коллаж позволяет начать творить даже тем людям, кто очень глубоко убежден в своей неспособности творить, рисовать и мастерить руками! И от сомнений вы придете к полной уверенности, что вам по силам реализовать свои самые фантастические идеи.